Война королевы Анны
- 1 year ago
- 0
- 0
Стату́т короле́вы А́нны — закон о правах авторов и книгоиздателей.
Принят в 1710 году (отсюда краткое название Copyright Act 1710 , или, в истории права, 1709). Вступил в силу 10 апреля 1710 года . Считается первым полноценным законом об авторских правах . Назван в честь королевы Анны , в период правления которой он был принят. Статут оказал существенное влияние на законодательство в области авторских прав в Великобритании и США .
Полное название « An Act for the Encouragement of Learning, by vesting the Copies of Printed Books in the Authors or purchasers of such Copies, during the Times therein mentioned » (Акт о поощрении учёности путём наделения авторов и покупателей правами на копирование печатных книг на нижеуказанный период времени)
Статут королевы Анны устанавливал четырнадцатилетний срок действия копирайта для всех публикаций. Его можно было возобновить один раз при жизни автора . По окончании данного срока копирайт «истекал», и произведение переходило в разряд общедоступных, которые могли публиковать все.
Издатели-книготорговцы не хотели признавать действие Статута Анны, апеллируя к общему праву и выступая за вечный копирайт. В 1735 и 1737 годах они пытались убедить парламент в необходимости продления сроков действия копирайта, но потерпели поражение.
Потерпев неудачу в парламенте, издатели обратились к судам, последовал ряд исков с целью запретить публикацию книг, даже если копирайт по Статуту Анны закончился. Это, по утверждению книготорговцев, единственный способ защитить авторов (фактически отстаивая исключительно свои интересы). В судах издатели-книготорговцы одержали победу — решение судьи лорда Мэнсфилда по делу Миллара против Тейлора.
Однако в 1774 году издатели вновь потерпели убедительное поражение — голосование в Палате лордов Великобритании по делу Дональдсона против Беккета. С двукратным преимуществом верхняя палата парламента отвергла идею вечных копирайтов. Отныне копирайт установили на определённый срок, по истечении которого охраняемое авторским правом произведение становилось общественным достоянием . До 1774 года существовал могучий аргумент в пользу вечного действия копирайта с точки зрения общего права. Фактически решение Палаты лордов определяло, что издатели больше не смогут сдерживать рост и развитие культуры и инноваций в Англии.
«Впервые в англо-американской истории власть закона над творчеством истекла, и величайшие труды английской литературы — книги Шекспира, Бэкона, Мильтона, Джонсона и Баньяна — освободились от правового ярма.
Нам трудно даже вообразить, насколько массовую политическую реакцию вызывало это решение Палаты лордов. В Шотландии, где действовало большинство „пиратских издателей“, люди праздновали событие на улицах. Как сообщал „Эдинбург Адвертайзер“, „ни одно частное событие доселе не привлекало такого внимания публики и даже не могло сравниться с положительным решением Палаты лордов, в котором столь многие были заинтересованы“.» / Пер. О. Данилова под ред. В. Ильина. — М.: Прагматика культуры, 2007. ISBN 5-98392-009-X