Interested Article - Кисельгоф, Зиновий Аронович

Зиновий (Зусман) Аронович Кисельгоф ( идиш זוסמאַן קיסעלהאָף (קיסלהאָף) ; 3 (15) марта 1878 года — 1 июня 1939 ) — музыкант, педагог и фольклорист (собиратель еврейских народных песен), основатель Петроградского еврейского учительского общества и один основателей Общества еврейской народной музыки в Санкт-Петербурге , директор национальной еврейской школы и детского дома в Ленинграде.

Биография

З. А. Кисельгоф (сидит справа), в Кременце , экспедиция 1912 года

Родился в Велиже (в те времена — Витебская губерния , ныне — Смоленская область ) 3 (15) марта 1878 года в семье учителя Арона Бенциановича Кисельгофа и его жены Ревекки Лейзеровны .

Учился в хедере , затем в Велижском еврейском училище и с 1894 года — в Виленском еврейском Учительском институте , который окончил в 1898 году . После окончания института работал в русско-еврейской школе в Витебске . В 1906 году по приглашению Общества для распространения просвещения между евреями в России Кисельгоф переехал в Петербург, где преподавал математику в училище Общества . При этом он продолжил свое образование сперва в Вольной высшей школе П. Ф. Лесгафта , а с 1908 на физико-математическом факультете университета .

Ещё в 1898 году Кисельгоф вступил в Бунд , в котором занимался просветительской деятельностью. В 1899 году он был арестован за хранение нелегальной литературы, провел в тюрьме несколько недель и затем находился под надзором полиции. Прекратил деятельность в БУНД-е в 1906 (по другим данным — уже в Санкт-Петербурге в 1908) году .

Около 1902 года Зиновий Аронович начал записывать еврейский музыкальный фольклор . Полноценного музыкального образования у Кисельгофа не было: в одиннадцатилетнем возрасте он учился игре на скрипке у клезмера Меера Берсона, в остальном же был в основном самоучкой. Однако абсолютный слух и способности позволяли ему профессионально осваивать разные музыкальные инструменты и стать одним из крупнейших специалистов по еврейскому музыкальному народному наследию . Ежегодно с 1907 по 1915 он ездил летом по местам черты оседлости , записывая еврейские песни и напевы. Результатом этой работы является коллекция из более 2000 записей. В 1913—1914 участвовал в экспедиции Ан-ского .

В 1908 году Кисельгоф стал одним из основателем и членом правления Общества еврейской народной музыки , активным членом которого оставался до 1921 года . В рамках общества он продолжал свою этнографическую и просветительскую деятельность: в эти годы им бы создан народный хор, который принимал участие в концертах Общества , читались доклады , продолжались этнографические экспедиции. Доклады, подготовленные и прочитанные Кисельгофом на заседаниях общества, также относились к фольклорным изысканиям: «О еврейских народных песнях собранных Любавичах» (1910 год), «О еврейской народной песне» (1911 год), «Характер и форма еврейской народной песни» (1913 год), «Еврейская народная песня на Волыни» (1914 год) .

Общество, в свою очередь, спонсировало фольклорные экспедиции для записи еврейской народной музыки, в том числе и экспедицию с участием Кисельгофа, когда для записи использовалось недавнее изобретение — фонограф Эдисона . Группа записала более 1000 восковых цилиндров. Эта коллекция, хранящаяся в Национальной библиотеке Украины в Киеве , является одним из важнейших этнографических ресурсов еврейской жизни черты оседлости того периода . По собранным в экспедициях материалам Киссельгоф подготовил «Сборник песен для еврейских школ и дома», который был издан Обществом , а потом переиздавался в Петербурге и Берлине.

Органически связанной с музыкальной была и театральная деятельность Кисельгофа. В 1919 он стоял у основания Петроградского еврейского театра-студии Алексея Грановского , позже выросшего в знаменитый ГОСЕТ . В этой студии Зиновий Аронович преподавал музыку и был хормейстером. Сотрудничество это продолжалось и после переезда театра в Москву и организации Московского государственный еврейского театра (ГОСЕТ). Кисельгоф был консультантом при создании музыки к спектаклям «Колдунья», «Мазлтов», «Двести тысяч», «Три изюминки», «Ночь на старом рынке» .

Все эти годы музыкальная и фольклорная деятельность Зиновия Ароновича шла в дополнении к его постоянной основной преподавательской работе. Кроме училища он значится также преподавателем Петербургской частной мужской еврейской гимназии . Кисельгоф стал одним из основателей организованного 24 января 1917 года Петроградского еврейского учительского общества .

После Октябрьской революции , в 1920 Кисельгоф встал во главе Национальной еврейской школы (№ 14, а с конца 30-х — № 11 ) и связанного с ней еврейского детского дома (детский дом № 79) ( 10-я линия , 37) . В том же году ( Михаил Блейзер пишет: «в начале двадцатых годов» ) детский дом принял ребят с Украины и из Белоруссии, осиротевших во время Гражданской войны , в том числе — и во время погромов .

В школе учились как воспитанники детского дома, так и приходящие ребята, которых привлекал высокий уровень преподавания в этом учебном заведении, далеко выходящий за рамки программы. Почти все выпускники школы потом поступали в ВУЗы, многие из тех, кто остался жив после Великой Отечественной войны ,- стали кандидатами и докторами наук. Процветала и внеклассная самодеятельность: в школе был хор, балетный и другие художественные и музыкальные кружки . Гостями школы часто бывали известные актёры и писатели, в том числе коллеги Зиновия Ароновича по театральной и этнографической деятельности: С. М. Михоэлс , В. Л. Зускин , (англ.) , проходили выступления профессиональных коллективов. Ребята тоже давали концерты, в том числе в Ленинградском отделении ОЗЕТ и у шефов — в трампарке имени Леонова .

Сам Зиновий Аронович вместе с женой и дочерью жил в небольшой служебной квартире на втором этаже здания школы ( 10­-я линия Васильевского острова , 37) . По воспоминаниям современников, Кисельгоф был любим и уважаем учениками и воспитанниками детского дома . Позже, когда в 1938 году он был арестован, многие из них обращались во все инстанции, пытаясь защитить своего учителя . Некоторые авторы считают, что эти письма и свидетельства сыграли роль в освобождении Зиновия Ароновича в 1939 году .

Зиновий Аронович Кисельгоф скончался 1 июня 1939 вскоре после прекращения его дела и освобождения из тюрьмы. Он был похоронен на «на старом участке» еврейского Преображенского кладбища , однако, к нашему времени могила его затерялась.

Архив Кисельгофа: нотные записи, записи текстов песен и фонографические валики,- был передан его дочерью в Кабинет еврейской культуры АН УССР в Киев. Принимал материал М. Я. Береговский — музыковед и исследователь еврейского фольклора, который сотрудничал с Зиновием Ароновичем и при его жизни.

Детский дом при школе, которой руководил Зиновий Аронович, его обитатели и их судьбы изображены в изданной в 1931-м году книге Дойвбера Левина «Десять вагонов» .

Семья

(Основная информация дана по статье «Зиновий Кисельгоф: последние годы» )

— отец Арон Бенционович Кисельгоф
— мать Ревекка Лейзеровна Кисельгоф

— сестра Елизавета Ароновна Сорина (в воспоминаниях земляков — Софья Ароновна ) была первым заведующим роддомом на станции Замосточье близ Витебска. Роддом функционировал с 1936 года и до Великой Отечественной войны .
— брат Cемен (Шефтель­) Аронович Кисельгоф (1892 — 17 января 1942 ). Работал инженер­ом-экономистом на фабрике «Красный Октябрь » . В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем в Ленинградское Народное ополчение , затем был в партизанах, стал бойцом истребительного отряда; умер в Ленинграде от голода 17 января 1942 года .

— жена Гута Григорьевна Кисельгоф (в девичестве — Слободина) преподавла в той же школе, что и Зиновий Аронович. Умерла 18 июля 1938 года вскоре после ареста Зиновия Ароновича
— дочь Лия Зусьевна Кисельгоф (1913—1986 ). В конце 30-х работала на фабрике «Красное знамя» инженером­-экономистом. Во время войны была в блокадном Ленинграде. Эвакуирована в марте 1942 года . Умерла в 1986 году; похоронена на еврейском Преображенском кладбище .
— дочь Роза Кисельгоф (1908—1928)

Наследие

Ряд композиторов, работавших с театром ГОСЕТ и Обществом еврейской народной музыки , использовали в своих произведениях фольклорные материалы, собранные Кисельгофом. Так, темы записей из коллекции Киссельгофа звучат в музыке Иосифа Ахрона к пьесам «Колдунья» и «Мазлтов», Льва Пульвера — во многих произведениях , в том числе в постановках «Двести тысяч» по Шолом-Алейхему и «Ночь в доме Ребе» и Александра Крейна в пьесе Переца «Ночью на Старом рынке» .

Библиография

  • Лидер-замлбух фар дер йидишер шул ун фамилие / Цузаменгештелт фун З. Киселгоф, баарбет фун А. Житомирский ун П. Львов, 1912, Санкт-Петербург — Берлин, Гезелшафт фар йидишер фолкс-музик.
  • Еврейские народные мелодии, записанные З. А. Кисельгофом [Ноты]: [мелодическая строка с цифровкой ] / [сост. З. А. Кисельгоф; ред. Е. Хаздана и Л. Гуральника]. — 3-е изд., испр. — СПб.: Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга: Центр еврейской музыки, 2005. — 21 с. ; [2] л. : ил., портр. — ISBN 5-7331-0313-2 : Б. ц. (Переиздание сборника, подготовленного Обществом еврейской народной музыки в Петрограде в 1915 году)

Коллекция записей

  • Собрание фонографических записей еврейского музыкального фольклора Национальная библиотека Украины (1912—1947), большая часть которого основана на записях Зиновия Ароновича Кисельгофа, включено в реестр ЮНЕСКО « Память мира »
  • Некоторые из этих музыкальных записей, наряду с коллекцией записей музыки клезмера (англ.) , в настоящее время оцифровываются в рамках краудсорсингового проекта, организованного Клезмеровским институтом, под названием «Проект цифровых записей Кисельгофа-Маконовецкого» («The Kiselgof-Makonovetsky Digital Manuscript Project»)(KMDMP) .

Примечания

  1. Zinoviy Aronovitsh Kiselgof // (польск.)
  2. . Дата обращения: 27 ноября 2022. 27 ноября 2022 года.
  3. . Дата обращения: 27 ноября 2022. 27 ноября 2022 года.
  4. .
  5. Nemtsov, Jascha. Der Zionismus in der Musik : Jüdische Musik und nationale Idee. — Wiesbaden : Harrassowitz, 2009. — P. 154. — ISBN 9783447057349 .
  6. Loeffler, James Benjamin. The most musical nation: Jews and culture in the late Russian empire. — New Haven : Yale University Press, 2010. — P. 159–61. — ISBN 9780300198300 .
  7. Walden, Joshua S. (January 2009). Review of Beate Schröder-Nauenburg, Der Eintritt des Jüdischen in die Welt der Kunstmusik . Journal of Jewish Identities . Issue 2, No. 1. pp. 85—87. Retrieved via Project Muse database, 2018-07-08. doi : . Preview: от 9 июля 2018 на Wayback Machine (subscription required for full article).
  8. Schröder-Nauenburg, Beate (2007). . Wiesbaden: Harrassowitz Verlag. ISBN 9783447056038 . p. 20. [нем.]
  9. В списках выборщиков в Государственную думу, доступных на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, указывается как Арон Бенци а нович Кисельгоф.
  10. Sholokhova, Lyudmila. Zinoviy Kiselhof as a Founder of Jewish Musical Folklore Studies in the Russian Empire at the Beginning of the 20th Century. // Klesmer, Klassik, jiddisches Lied: jüdische Musikkultur in Osteuropa : [ англ. ] . — Otto Harrassowitz Verlag, 2004. — P. 63–72. — ISBN 9783447050319 .
  11. В.В. Кнорринг. . Белорусский сборник. Статьи и материалы по истории и культуре Белоруссии Выпуск 6 . Российская Национальная библиотека. Санкт-Петербургская ассоциация Белоруссистов. Санкт-Петербург (2015). Дата обращения: 24 ноября 2022. 21 января 2022 года.
  12. . Дата обращения: 24 ноября 2022. 29 июня 2022 года.
  13. Kopytova, G. V. Jascha Heifetz : early years in Russia : [ англ. ] . — Bloomington : Indiana University Press, 2013. — P. 122–123. — ISBN 9780253010896 .
  14. Региональные архивы // Документы по истории и культуре евреев в архивах Санкт-Петербурга. Путеводитель / Научные редакторы-составители А. И. Иванов М. С. Куповецкий. — СПб. : Изд. дом «Мiръ», 2013. — Т. 2. — 584 с. — ISBN 978-5-98846-103-6 .
  15. .
  16. Бейзер Михаэль . . Энциклопедия «Еврейский Петербург» . Дата обращения: 24 ноября 2022. 24 ноября 2022 года.
  17. .
  18. . Дата обращения: 24 ноября 2022. 19 ноября 2022 года.
  19. .
  20. .
  21. Муссель А. И., ветеран войны и подразделений особого риска, полковник в отставке от 16 ноября 2022 на Wayback Machine , Санкт-Петербург, апрель 2005 года
  22. Beregovski, M. (1941). . Literarisher Alamanakh "Sovetish" (идиш) . Moscow: Melukhe-farlag "Der Emes". 12 : 412.
  23. .
  24. Александрович В. И. // Замосточская базовая школа Витебского района имени Героя Советского Союза В. О. Коноваленко
  25. от 16 ноября 2022 на Wayback Machine // « Память народа »
  26. ленинградская фабрика клавишных инструментов. Находилась по адресу 8-я линия Васильевского острова, 77. Закрыта в постсоветское время.
  27. от 15 ноября 2022 на Wayback Machine на еврейском Преображенском кладбище в Санкт-Петербурге
  28. Дата обращения: 24 ноября 2022. 21 ноября 2022 года.
  29. от 21 ноября 2022 на Wayback Machine — картотека эвакуированных
  30. от 21 ноября 2022 на Wayback Machine — картотека эвакуированных
  31. . Дата обращения: 24 ноября 2022. 15 ноября 2022 года.
  32. Изалий Земцовский от 22 ноября 2022 на Wayback Machine //Вестник Еврейского университета, История. :Культура. Цивилизация, № 6 (24), 2001, М.-Иерусалим, 427 c., стр. 317—348
  33. (англ.) . Memory of the World Register of UNESCO . Дата обращения: 7 апреля 2008. Архивировано из 26 мая 2008 года.
  34. . Klezmer Institute . Дата обращения: 6 февраля 2021. 15 ноября 2022 года.

Литература

  • Леокадия Френкель. Зиновий Кисельгоф: последние годы // Из истории еврейской музыки в России. Вып. 3.. — Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга, 2015. — С. 145–172. — ISBN 9785903445769 .
  • Михаил Бейзер . . — Иерусалим: Библиотека Алия, 1990. — С. 111—115. — 326 с. — ISBN 965-320-136-0 .
  • Дойвбер Левин . Десять вагонов. — М. : Книжники, 2016. — 322 с. — (Проза еврейской жизни).
  • М. Береговский. . — К. : ДУХ I АПЕРА, 2013.

Ссылки

Источник —

Same as Кисельгоф, Зиновий Аронович