Кафедральный собор Палермо
- 1 year ago
- 0
- 0
Армя́нский кафедра́льный собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы — один из наиболее древних религиозных архитектурных памятников Львова на территории современной Украины . Входит в состав архитектурных памятников исторического центра Львова — так называемого Старого города. Внесён во Всемирное наследие ЮНЕСКО . Находится на ул. Армянской , 7-13.
Согласно памятному знаку, установленному у входа в собор, начало строительства каменного здания храма началось в 1356 году на месте деревянной армянской церкви XII века. Один из самых древних памятников Львова строился архитектором Дорингом (Доре, Дорко) на средства армянских купцов Якова из Кафы и Фаноса из Кайсери , Каппадокия . Многие исследователи предполагают, что в его строительстве принимали участие армянские мастера, так как памятник имеет много общих черт с собором в Ани .
В 1630 году армянской епископ Львовa Николай Торосович вступил в унию с Римом . Во дворе собора на плитах захоронений сохранились надписи на латыни , польском и армянском языках. В 1690 году основан армянский женский монастырь по уставу Святого Бенедикта .
После смерти архиепископа в 1901 году под руководством его преемника Юзефа Теофила Теодоровича реконструкция и реставрация храма была выполнена в стиле модерн .
В советское время Армянский собор в связи с ликвидацией Львовского армяно-католического архиепископства был закрыт. 26 ноября 1945 году был арестован администратор архиепископства, в. Дионисий Каетанович и три других священников. Почти все армяне были вынуждены уехать в Польшу .
В соборе сначала было устроено хранилище Львовской картинной галереи , а с 1953 года — хранилище львовского музея имени В. И. Ленина . В январе 2000 года храм передали верующим, но не Армяно-католической , а Армянской апостольской церкви , так как во Львове практически не осталось армян-католиков. 6 января 2001 года состоялось первое после длительного перерыва богослужение в Армянском соборе .
Летом 1978 года в пределах собора происходили съёмки дуэли из художественного фильма Д’Артаньян и три мушкетёра .
В 2005 году во внутреннем дворе собора в 90-летнюю годовщину геноцида армян 1915 года был установлен хачкар , изготовленный камнерезами Армении.
5 марта 2022 года из-за войны России против Украины статую Иисуса Христа вывезли на хранение в бункер, как это было во время Второй мировой войны.
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 865
• • |
Ансамбль армянской церкви расположен на территории исторического Львова , в той его части, где селились армяне . Собор является архитектурным центром комплекса, вокруг которого группируются остальные сооружения, образуя три небольших замкнутых дворика:
Дворик у северной стены собора с противоположной стороны ограничивает здание монастыря армянских бенедиктинок, построенное в 1682 году . Перед ним в 1881 году поставлена статуя работы Т. Дикаса . Галерея , устроенная по образцу итальянских лоджий, служит переходом из монастыря в собор, её нижний ярус — открытый, арочный, верхний — закрытый. В стену вмурованы два рельефа (XVI — начала XVII века) из местного известняка. Восточный дворик связывают с монастырским барочные ворота ( 1671 ). Он называется христофоровым, и в центре его высится памятная колонна Святого Христофора ( XVIII век ). Со всех сторон дворик замкнут зданиями бывшего армянского банка ( XVII век ), архиепископского дворца (конец XVIII века ), колокольней ( XVI — XVIII века ), апсидами собора. Сквозной проход соединяет восточный дворик с . На арке ворот дата « 1779 год » — время восстановления зданий после пожара 1773 года . Южный дворик соединён с восточным воротами с барочным фронтоном ( 1877 ), отделён от улицей Армянской оградой с металлической решёткой. В нише ограды с улицы помещена статуя с датой « 1664 » — характерный образец львовской скульптуры второй половины XVII века , по мнению некоторых исследователей принадлежащая резцу львовского мастера Мельхиора Эрлемберга. Вдоль южной стены собора тянется открытая аркада-галерея, построенная в 1437 году . Возле глухой стены дома установлен деревянный горельеф «Голгофа» ( XVIII век ).
Колокольня Армянского собора | Колонна с фигурой Святого Христофора | Купол собора | Барельеф «Голгофа» |
Просторная средняя часть собора после реконструкции 1908—1927 лет испытала значительные изменения. В рисунке нового деревянного потолка архитектор Ф. Мовчинский использовал модернизованные армянские и ориентальные мотивы, а художник Ян Хенрик Розен выполнил преисполненные метафизического содержания картины и орнаментальные росписи стен и витражей. Ян Розен пошёл путём синтеза армяно-византийской традиции с западноевропейскими тенденциями современного ему искусства в форме объединения экспрессивных средств выражения с позднесецессионной стилизацией. Особенно удались художнику, по мнению современников, «Тайная вечеря», «Распятие» и «Погребение Святого Одилона ».
Интерьер Армянского собора | Старейшая из сохранившихся фресок (XIV—XV века) | Фреска Я. Розена «Погребение Святого Одилона» (начало XX века) | Хачкар архиепископа |
18 мая 2003 года собор освятил патриарх- католикос всех армян Гарегин II . После того как глава Львовской областной госадминистрации передал армянскому архиепископу Григорису ключи от храма, католикос Гарегин ІІ осуществил обряд «открытия двери» и освятил собор. На торжествах присутствовали спикер армянского парламента Армен Хачатрян , президент Союза армян Украины Нвер Мхитарян , французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур с сыном, российский актёр Армен Джигарханян , посол Армении на Украине и посол Армении во Франции, архиепископ УПЦ Львовской и Галицкой епархии Августин (Маркевич) , глава украинского Госкомитета по делам религий, а также экс-президент Украины Леонид Кравчук .