Этюд (изобразительное искусство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ша́хматный этю́д (от фр. étude , буквально — изучение, исследование) — составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон (традиционно — белым) предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью ) без указания количества ходов, необходимых для достижения этой цели. Шахматист, составляющий этюды, называется этюдистом .
Этюд более близок к практической партии, чем задача . Начальная позиция этюда выглядит обычно естественной и напоминает положение из партии (чаще всего из эндшпиля , реже — из середины игры ). Решение этюда состоит в нахождении задуманного автором пути, ведущего к выполнению задания.
Художественные принципы этюдного творчества один из крупнейших этюдистов XX века Генрих Каспарян сформулировал в докладе « О состоянии и перспективах развития этюда », прочитанном на Международном конгрессе шахматных композиторов (Москва, август 1961 года) :
- Простота и естественность начальной позиции.
- Оригинальное, яркое и красивое содержание.
- Органическая связь вступления с основной игрой. Финал должен быть максимально замаскирован.
- Наличие у чёрных интересной контригры.
- Хорошее использование материала и динамичность игры.
- Желательность нефорсированного решения.
- Решение не должно быть чрезмерно длинным и трудным.
Аналогичные принципы изложил А. С. Гурвич в своей статье « Шахматная поэзия » .
Скрытность и трудность решения этюда достигаются путём маскировки основной идеи при помощи вступительной игры и предоставления чёрным возможности активной контригры. В этюде необходимо соблюдать основные принципы этюдной шахматной композиции :
Но понимание «лучшего ответа противника» несколько необычное по меркам компьютерных движков: как только оценка позиции (выигрыш/ничья/проигрыш) становится очевидной, дальше ветку можно не раскручивать , даже если она сложная и долгая, вроде ♕♜ . Другими словами, пассивный ход чёрных с выходом в затянутый эндшпиль — это проигрыш в один ход и он «хуже» жертвы с контригрой и матом белых в два хода, даже если компьютер думает иначе.
В любом случае лучший ответ не должен быть «самоубийственным», то есть снижающим оценку : например, проиграть в ничейной ситуации. В старых этюдах компьютеры иногда находят малозаметную контригру чёрных, показывающую, что композитор ошибся .
Если этюд закончился выходом в очевидный эндшпиль и существует несколько способов его разыграть, это не бросает тень на единственность решения .
Правило 50 ходов не применяется .
Тематика шахматных этюдов чрезвычайно разнообразна. Ниже перечислены самые популярные темы.
См. также: Категория:Темы в шахматной композиции .
В ходе развития этюдного творчества требования к его форме и содержанию претерпевали изменения.
Этюд возник как самостоятельная форма композиции из мансуб и при анализе окончаний партий. Первые дошедшие до нас этюды — арабские и среднеазиатские мансубы — составлены ещё по правилам шатранджа , часто громоздки по построению, однако принципиально не отличаются от современных этюдов.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Первые европейские сборники шахматных этюдов датируются XIII веком (см. « Бонус Социус »). Значительная часть включённых в них этюдов — это мансубы из исламских рукописей. С XV века старые правила шатранджа начали постепенно заменяться на современные; игра становилась гораздо более динамичной и богатой.
В XV—XVI веках вышло несколько шахматных книг ( Луис Рамирес Лусена , Педро Дамиано ), содержащих новые правила игры, руководство по дебютам , а также антологию этюдов и задач. Трактат Дамиано (на итальянском) получил особенную популярность, переиздавался 8 раз, был переведён на несколько языков. В XVI веке аналогичные по содержанию книги выпустили Джулио Чезаре Полерио и Алессандро Сальвио .
Большую роль в развитии композиции сыграли Эрколе дель Рио , Джамбатиста Лолли , Филипп Стамма и Франсуа-Андре Даникан Филидор , сильные шахматисты и авторы содержательных шахматных сборников ( XVIII век ). Приведённые в этих работах этюды по существу представляют собой эндшпильные позиции с неочевидным решением.
Решение этюда Лолли: 1.Крd6 Крf8! (чтобы на 2.Крe6 ответить 2…Крe8) 2.f7! Кр:f7 3.Крd7 Крf8 4.Крe6 Kpg7 5.Kpe7 Kpg8 6.Kpf6 , далее выигрыш прост.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Среди обширной шахматной литературы XIX века выделяется монументальный «Сборник лучших шахматных задач» Аарона Александра ( 1846 ), содержащий 2000 лучших этюдов и задач разных авторов. К середине XIX века крупные этюдисты имелись во всех развитых странах; среди них Луи Шарль де Лабурдонне , Адольф Андерсен , Лионель Кизерицкий и другие.
Как уже упоминалось выше, вначале этюды имели преимущественно аналитический характер и форсированное решение, красоте комбинации или манёвра уделялось недостаточное внимание.
Историю современного этюда принято начинать со сборника этюдов И. Клинга и Б. Горвица ( 1851 ). Они стали не только крупнейшими этюдистами своего времени (более 200 этюдов), но и родоначальниками значительного количества этюдных тем. Кроме того, им принадлежит сам термин «этюд» ( нем. Studie ; в русский язык, по инициативе М. И. Чигорина , вошёл его французский аналог ). В творчестве Клинга и Горвица ещё немало чисто аналитических позиций, но немало и ярких, зрелищных этюдов, красота которых заслуживает быть отмеченной и с современной точки зрения.
Решение этюда Клинга и Горвица: 1. Крa6! (см. 7-й ход белых) Фg6+ 2. Крa7! Фg1+ 3. Крa8! Фb1 4. Фe5+ Фb2 5. Фe1+ Фb1 6. Фc3+ Фb2 7. Фa5+ Крb1 8. Сe4+ Крc1 9. Фe1×
В 1862 году в Лондоне был проведён первый в мире конкурс составления задач и этюдов; треть призов по разделу этюдов получили Клинг и Горвиц. Благодаря подъёму интереса к шахматам такие конкурсы вскоре стали массовым явлением. Начали выходить шахматные журналы и газеты, образовались национальные школы шахматных композиторов (немецкая, чешская, русская и другие).
К концу XIX века в творчестве ряда этюдистов начинают формироваться отдельные творческие принципы современного этюда (Йесперсен (Дания), Зеверс и Амелунг (российская Прибалтика) и др.). Принцип экономичности построения, утвердившийся в задаче, становится ведущим и в этюде. Постепенно изживается форсированность решения, разрабатываются новые технические приёмы, расширяется этюдная тематика.
|
|
18 мая 1895 года в шотландской газете «Уикли ситизен» был опубликован знаменитый « этюд Сааведры », появившийся на свет благодаря усилиям редактора шахматного раздела Ж. Барбье и местного католического священника Фернандо Сааведры (1847—1922) . Изысканная красота этюда стала настоящим открытием. Шедевр послужил мощным стимулом для шахматных композиторов в их стремлении усилить эстетическую сторону этюда и парадоксальную, зрелищную сторону решения. Решение этюда: 1.c7 Лd6+ 2.Крb5! (2.Крc5? Лd1 и Лc1+, или 2.Крb7? Лd7) Лd5+ 3.Крb4 Лd4+ 4.Крb3 Лd3+ 5.Крc2 Лd4! (ожидая 6.c8Ф? Лc4+! 7.Ф:c4 пат) 6.c8Л!! Лa4 7.Крb3!
Ещё одним «автором одного шедевра» стал голландский мастер Луис ван Флит ( Louis van Vliet , 1854—1932), опубликовавший свой классический этюд в 1888 году . Решение этюда ван Флита: 1.Фb4! Цугцванг. Далее возможны 3 варианта.
Австрийский этюдист ( Hermann Neustadtl , 1862—1909) оставил в истории этюда несколько ярких классических произведений. Решение его этюда: 1.Сh5!! Крg3 2.С:g6! Крf4 3.h7 Далее два варианта:
Лидером австрийской школы композиции на рубеже XIX—XX веков был мастер Иоганн Непомук Бергер , крупный теоретик, многолетний редактор шахматной газеты «Дойче шахцайтунг». В датской школе активно действовал ( Jesper Karl Lorenz Jespersen , почти 3500 задач и этюдов).
Первый русский мастер Александр Петров составлял только задачи, но его ученики Карл Яниш и Илья Шумов стали первыми русскими этюдистами. Одновременно сильная школа шахматных композиторов появилась в российской Прибалтике: Фридрих Амелунг , братья Янис Бетиньш и Карлис Бетиньш и др. Первый в России этюдный конкурс был проведён в 1895 году газетой «Rigaer tageblatt».
Подлинным основоположником художественного этюда явился Алексей Троицкий , первые работы которого относятся к 1895 году. Он не только дал законченное теоретическое и творческое определение принципов этюдной композиции, но и виртуозно продемонстрировал их на примере собственного творчества.
|
|
|
Главная заслуга Троицкого состоит в том, что он перенёс в этюд свойственную практической партии борьбу во всей её красоте и разнообразии и выразил эту борьбу в художественной, то есть чистой и экономичной форме. Троицкий ещё более укрепил связь этюда с практической игрой. Эта связь заключается в естественности и жизненности начальной позиции (этюд должен быть как бы эпизодом из партии), в обоюдоострой, полной эмоционального содержания борьбе с неожиданными эффектными жертвами, манёврами, интересными, подчёркивающими основную идею ложными следами, в красивом, запоминающемся финале.
Решение этюда 1: 1. Сh6+ Крg8 2. g7 Крf7 3. g8Ф+!! Кр:g8 4. Крe6 Крh8 5. Крf7 e5 6. Сg7×
Решение этюда 2: 1. Сb4+! Крb3! ( 1… Кр:b4 2. Кd3+ Крc3 3. К:f2 fe 4. Кe4+ Крd3 5. Кf2+ Крe3 6. Кg4+ с вечным шахом) 2. К:f3!! f1Ф+ 3. Сe1 Фg2 (другого выхода у ферзя нет) 4. Сg3 Крc3 5. Крd1 — ферзю из клетки не вырваться.
Решение этюда 3: 1. Сc6! Лb1+ 2. Крe2 Л:h1 3. Сg2+!! Кр:g2 4. Кf4+ Крg1 5. Крe1 g2 6. Кe2×
Наряду с Троицким, большую роль в становлении художественного этюда сыграл также Анри Ринк .
В СССР шахматное творчество пользовалось мощной государственной поддержкой. Ежегодно проводились конкурсы составления и решения этюдов, массовым тиражом выпускались этюдные сборники. Первый конкурс составления этюдов в СССР объявил частный журнал «Шахматы» (выпускавшийся в 1922 — 1929 годах ); в дальнейшем такие конкурсы стали регулярными во многих изданиях, и прежде всего в главном советском шахматном журнале « Шахматы в СССР ».
Художественные принципы Троицкого разделяли и обогащали братья Василий и Михаил Платовы и Леонид Куббель . Так называемое «романтическое» направление, начало которому положили Фроим Симхович и Михаил Кляцкин , долгое время развивал Владимир Корольков . Непревзойдённым виртуозом в области пешечного этюда был Николай Григорьев . Идейным манифестом советской школы стала статья « Шахматная поэзия » Абрама Гурвича (вокруг положений которой, впрочем, развернулась оживлённая полемика).
|
|
|
Решение этюда Селецкого: 1. Фg5!! Крe6+ ( 1… С:d7 2. Кf4 и 3. Сh5+ ) 2. Крg1! Кр:d7 3. Кc5+ Крc8 ( 3… Крd6 4. Фg3+ Крd5 5. Сc4+! Кр:c4 6. Фb3+ ; не лучше в этом варианте и 4… Крe7 5. Фe5+ Крf7 6. Сc4+ Крg6 7. Сd3+ Крh6 8. Фh2+ с выигрышем ферзя) 4. Сa6+ Крb8 5. Фg3+ Крa8 6. Сb7+! С:b7 7. Кd7!! Фd8 8. Фb8+!! Ф:b8 9. Кb6×
Решение этюда Диментберга: 1. Лd3+ Сf3+! (1… Крg4 2. Л:d1) 2. Л:f3+ Крg2 3. Лf1 Кc3+ 4. Крe1 Кe4! 5. Лh1!! Кр:h1 6.Крf1 с ничьей.
Решение этюда Тявловского:
1. g7
Далее этюд разветвляется на два варианта.
(A)
1… Сd1 2. g4+! Крh6 3. g8К+!! Крg6 4. Кf6 Крg5 5. Кd5! с выигрышем.
(Б)
1… Сe2 2. Крd5 Сd1 3. Крc4 Сg4! 4. g8С!!
с выигрышем.
Помимо уже перечисленных имён, советская этюдная школа прославилась такими выдающимися мастерами этюда, как: :
Сильная школа шахматной композиции образовалась в Грузии: Давид Гургенидзе , Иосиф Крихели , Гиа Надареишвили , Важа Неидзе и др.
Во второй половине XX века появилось новое поколение советских этюдистов: Эрнест Погосянц , Николай Кралин , Александр Максимовских и другие. В начале 1980-х годов появились первые этюды нового лидера российской композиции Олега Первакова .
В период после А. А. Троицкого его принцип яркой, остроумной, обоюдоострой борьбы как основы этюда утвердился и воплотился в лучших произведениях российских и зарубежных мастеров композиции.
|
|
|
Решение этюда Вильнёв-Эсклапона:
1. Крh5!
(проигрывает
1. Крg5? Кe6+
и
2… Л:g7
)
Кf5 2. С:b2 Л:h6+ 3. Крg5! Лh2! 4. Сe5! Лf2 5. Сf4 Кd4! 6. Сe3 Лf5+ 7. Крg4 Лd5 8. Крf4! Крb6 9. Крe4 Крc5 10. Крd3!
, и чёрные, имея лишнюю ладью, не могут усилить свою позицию.
Решение этюда Королькова:
1. d7 Крe7 2. Лb8!
(рассчитывая на
2… f1Ф 3. d8Ф+! Кр:d8 4. Сa6+ Крc7 5. С:f1
с быстрым выигрышем)
С:g3!! 3. Лa8!! f1Ф 4. d8Ф+ Кр:d8 5. Сa6+ Сb8!! 6. С:f1 Крc7 7. Сa6! e2 8. С:e2 Крb7 9. Сf3! Кр:a8 10. С:c6×
Решение этюда Либуркина:
1. Лc7+ Крb8 2. Лb7+ Крa8 3. Сe8 К:c6 4. Л:b6 Кb4!!
(
4… Крa7 5. Лb1
и
6. Лa1
)
5. Сf7! Сe8! 6. Кр:b4 С:f7 7. Лh6! Сd5 8. Крc5
и
9. Крb6
с выигрышем.
Значительно повысилась техника мастеров этюда, и это позволило художественно реализовать самые дерзкие идеи. Среди популярных этюдных тем — динамическая позиционная ничья , систематическое движение фигурных комплексов, многовариантные сходные финалы и т. п. Этюдным творчеством занялись мастера композиции в десятках новых стран.
Среди известных этюдистов XX века можно назвать следующие имена.
Большинство этюдистов, знаменитых своими композициями, практически неизвестны как игроки. Следует отметить, однако, успешное участие Генриха Каспаряна в чемпионатах СССР по шахматам 1931 и 1937 годов. Среди известных шахматистов, составлявших этюды — Эмануил Ласкер , Рихард Рети , Ян Тимман . Одним из признанных мастеров составления этюдов являлся экс-чемпион мира Василий Смыслов .