Interested Article - Аалто, Алвар

А́лвар А́алто , полное имя Алвар Хуго Хенрик А́алто ( фин. Hugo Alvar Henrik Aalto , 3 февраля 1898 , Куортане 11 мая 1976 , Хельсинки ) — финский архитектор и дизайнер , крупнейшая фигура в архитектуре Финляндии , ведущий представитель модернизма в Северной Европе , один из важнейших мастеров скандинавского дизайна . Оказал определяющее влияние на архитектуру, дизайн мебели и дизайн стекла XX века . Считается одним из основоположников интернационального стиля .

Биография

Алвар Аалто, около 1935 года.

Алвар Аалто родился 3 февраля 1898 года в небольшой общине Куортане в западной Финляндии в семье геодезиста Йохана Хенрика Аалто и начальницы почтового отделения Сельмы Матильды Аалто (урождённой Хакстедт). В семье говорили на финском (отец) и шведском (мать) языках. Когда Алвару исполнилось пять лет, семья переехала: сначала в Алаярви , а затем в Ювяскюля в центральной Финляндии. Там Аалто окончил лицей Йювяскюля ( фин. Jyväskylä Lyceum). Во время учёбы он брал уроки рисования у местного художника Йонаса Хейска. В 1916 году поступил в Политехнический институт города Гельсингфорса , где учился у Армаса Линдгрена . В 1918 году его учёба была прервана гражданской войной . Аалто принимал участие в боевых действиях на стороне «белых». По окончании войны он вернулся на студенческую скамью и в 1921 году окончил институт, став дипломированным архитектором . К моменту окончания института он построил по собственному проекту дом для родителей в Алаярви. Летом 1922 года он был официально призван в армию и демобилизовался в чине младшего лейтенанта в июне 1923-го.

Художественная программа

Общая характеристика

Карьера Аалто как дизайнера совпала с периодом экономического роста и индустриализации Финляндии. Работа Аалто поддержана ведущими промышленниками страны, среди которых можно назвать семью Альстрём-Гуллихсен ( швед. Ahlström-Gullichsen). Алвар Аалто внёс вклад в развитие таких архитектурных стилей, как северный классицизм XX века (1920-е), интернациональный стиль и модернизм . В мебельном дизайне работы Аалто считаются образцом скандинавского дизайна . Важной чертой стиля Аалто было отношение к своим работам с позиций « единого произведения искусства » , что на практике означало не только создание архитектурного проекта, но и формирование деталей: материала и цвета поверхностей, освещение, фурнитуры, мебели и т. д. Рассматривал архитектуру как форму реализации внутренней идеи .

Формирование стиля

Библиотека Аалто в Выборге (2014 год)

Испытал влияние неоклассицизма Гуннара Асплунда и европейского архитектурного авангарда , на основе которой стала складываться его индивидуальная манера. В поисках новых конструктивных форм отдавал предпочтение природным материалам (эксперименты с гнутой древесиной: мебель, беспредметные композиции).

В 1923 году открыл своё первое бюро в Йювяскюля . В 1933 году он переехал в Хельсинки , где начал сотрудничество с компанией «Артек», которая начала выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. Благодаря поддержке лесоперерабатывающих концернов продемонстрировал возможности деревянной архитектуры в проектах для Всемирных выставок в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939); гибко сочетал традиции народного зодчества с новизной авангардных приёмов, свободу пространственных композиции с красотой северного пейзажа (вилла). В 1932 году принимал участие в проекте «Современная архитектура: интернациональная выставка» в Музее современного искусства .

Аалто и основание компании Artek

Мастерские компании Artek в 1937 году. Производство кресла «60», выполненного по проекту Алвара Аалто.

В 1935 году Алвар Аалто совместно с Гарри и Майрой Гулликсенами принимал участие в создании компании Artek . Компания задумывалась как «манифест современного образа жизни» . Важным обстоятельством новой художественной системы стало обращение к повседневным вещам . Алвар Аалто и поддержанная им компания Artek сформировали важный прецедент — присутствие дизайна в бытовой среде . «Artek сделал возможным новую картину быта , которая могла быть реализована в повседневных вещах» .

Аалто и интернациональный статус финского дизайна

Работы Алвара Аалто обозначили интернациональный статус финского дизайна. В 1933 году Аалто создал серию стеклянной посуды для выставки в Лондоне . В 1936 году Алвар и Айно Аалто получили гран-при на VI Миланской триеннале, став первыми финскими дизайнерами, удостоенными награды на заметном интернациональном художественном смотре. Имя Алвара Аалто можно рассматривать как интернациональный символ финского дизайна . Для Парижской всемирной выставки 1937 года первоначально рассматривался проект Эльны Кильяндер «комната мальчика», но в последний момент отдали предпочтение Алвару Аалто, создавшему выставочный павильон Финляндии "дерево в движении"(дословно) ( фр. Le bois est en marche) .

Аалто и Интернациональный стиль

С именем Алвара Аалто связано систематическое развитие интернационального стиля в Финляндии . Алвар Аалто стал одним из архитекторов, который опирался на архитектурный формат нового типа , поддержанный установлением архитектурного модернизма . Искусствовед отмечает: «Строительная практика, инициированная Аалто, подразумевала преодоление форм национальной романтики и более или менее последовательное установление новой архитектурной стратегии» . В 1932 году Аалто был единственным скандинавским архитектором, принимавшим участие в выставке «Современная архитектура: интернациональная выставка» , давшей начало и название Интернациональному стилю . «Использование форм интернационального стиля стало важным обстоятельством формирования национальной художественной программы» .

Алвар Аалто и художественная идентичность

Иногда систему интернационального дизайна, созданную Аалто, рассматривают как основу финской идентичности . Аалто оказался одним из наиболее последовательных сторонников новой архитектуры , которая стала основой новой художественной программы . Концепция дизайна, созданная Аалто обозначила стремление к новизне, где модернизм воспринимался одним из символов прогресса . Дизайн Алвара Аалто в его новых формах был демонстрацией нового социального и художественного стандарта . Работы Алвара Аалто можно рассматривать как важный атрибут нового быта и символ нового образа жизни .

Основные памятники

Ранние работы

Библиотека в Выборге: актовый зал

В довоенное время Аалто построил санаторий в Паймио (1929—1933) и городскую библиотеку в Выборге (1930—1935), виллу «Майреа» в Нормаркку (1939). В 1940—1948 годах Аалто работал и преподавал в США , где осуществил ряд проектов, таких как общежитие MIT в Бостоне . В 1949 году умерла его супруга и постоянный партнёр по проектной работе Айно Марсио-Аалто. Вернувшись в Финляндию, Аалто сотрудничал с Элиссой Мякиниеми; они поженились в 1952 году.

Работы послевоенного периода и поздние проекты

Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки.

Аалто осуществил ряд проектов крупных общественных зданий: муниципальный центр в Сяюнятсало (1950—1952), Управление пенсионного обеспечения (1952—1956), Дом культуры рабочих (1955—1958) и дворец «Финляндия» (1967—1971; все в Хельсинки ), Дом северных стран в Рейкьявике (1965—1968). Автор многих проектов церковной архитектуры, в том числе церкви Трёх крестов в Вуоксенниска (1958), приходских центров в Вольфсбурге (1963) и в местечке Риола под Болоньей (1966, построен в 1975—1980 годах). Создатель промышленных сооружений в Топпиле (1931), Суниле (1936—1939), Оулу (1951—1957), жилых домов в Бремене (1958—1963), вилл, выставочных павильонов. Выступал и как градостроитель в Рованиеми (1946—1948) и Сяйнятсало (1949—1952).

Театр в Эссене

От строго геометрических форм ранних построек пришёл к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры , к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. В постройках Аалто богато используется дерево. Некоторые из его градостроительных замыслов, отличавшиеся свободной композицией объёмов и живописной ландшафтной планировкой, были реализованы посмертно в Рованиеми и в Сейняиоки.

Реализованные архитектурные проекты

  • 1923 — Вилла Маннер, Тёуся
  • 1924—1925 — Дом трудящихся, Ювяскюля , Финляндия
  • 1927—1935 — Библиотека в Выборге , Россия
  • 1928—1933 — Туберкулёзный санаторий в Паймио, Финляндия
  • 1935—1936 — Дом Алвара и Аино Аалто в Хельсинки, Финляндия
  • 1936—1954 — целлюлозная фабрика с жилым кварталом, Котка, Финляндия
  • 1938—1939 — Вилла Майреа в Нормаркку, Финляндия
  • 1947—1949 — Кампус университета MIT в Массачусетсе
  • 1949—1952 — Мэрия в Ювяскюля, Финляндия
  • 1949—1964 — Политехнический институт в Эспоо, Финляндия
  • 1951—1959 — Педагогический институт, Ювяскюля , Финляндия
  • 1951—1987 — Центр города Сейняйоки, Финляндия
  • 1952—1954 — Экспериментальный летний дом в Мууратсало, Финляндия
  • 1952—1958 — Культурный центр в Хельсинки, Финляндия
  • 1955—1957 — Многоквартирный жилой дом в районе Ганзафиртель в Берлине, Германия
  • 1955—1958 — Церковь трёх крестов в Иматре, Финляндия
  • 1958—1962 — Многоквартирный жилой дом в Бремене, Германия
  • 1956—1961 — Павильон для мероприятий, Базош-Сюр-Гион, Франция
  • 1962—1975 — Дворец «Финляндия» в Хельсинки, Финляндия
  • 1978 — Церковь Риола в Вергато, Италия

Дизайн

Звания и награды

Своё представление о достоинстве творческого труда Аалто воплотил в проекте собственной мастерской близ Хельсинки (1955) со внутренним двором в форме амфитеатра (лекционный зал под открытым небом).

С 1928 по 1954 год участвовал и являлся членом оргкомитета Международных конгрессов по современной архитектуре.

Был президентом Союза финских архитекторов (1943—1958) и Академии Финляндии (1963—1968). Аалто оказал значительное влияние на поколение молодых архитекторов разных стран.

Почётный иностранный член Американской академии искусств и наук (1957).

Память об Алваре Аалто

  • Новый университет , учреждённый 1 января 2010 года путём слияния трёх высших учебных заведений Финляндии, специализировавшихся в области технологии и дизайна, был назван Университетом Аалто ( фин. Aalto-yliopisto).
  • — одна из наиболее престижных международных наград в области архитектуры.

См. также

Примечания

  1. ↑ (нем.) — Taschen , 2016. — S. 8. — 693 с.
  2. Агеенко Ф. Л. // . — М. : Мир и Образование; Оникс, 2010. — 880 с. — ISBN 5-94666-588-X , 978-5-94666-588-9.
  3. / А. Н. Шукурова // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 5. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
  4. ↑ Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 260-281.
  5. ↑ Koivisto K. Contradictions and Continuities. Finnish Art Glass from 1932 to 1973 / Koivisto K. Korvenmaa P. // Glass from Finland in the Bischoϐberger Collection. Milano: Skira, 2015. Рp. 39—57.
  6. Шукурова А. Архитектура Запада Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990 г.
  7. ↑ Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37). — C. 57—72.
  8. , pp. 2–3.
  9. Аалто А. Архитектура и гуманизм / Алвар Аалто; Пер. под ред. Андрея Гозака. — М.: Прогресс, 1978. — 224 с.
  10. Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  11. (рус.) . yle.fi . Служба новостей Yle (2019-2-3). Дата обращения: 2019-2-5.
  12. Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 273.
  13. Korvenmaa P. Finnish Design: A Concise History. London: Victoria & Albert Museum, 2014, p. 26.
  14. Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37).
  15. Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37). — C. 66.
  16. Koivisto K. Contradictions and Continuities. Finnish Art Glass from 1932 to 1973 / Koivisto K. Korvenmaa P. // Glass from Finland in the Bischoϐberger Collection. Milano: Skira, 2015. Р. 40.
  17. Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 270.
  18. Lagus-Waller, Märta. Elna Kiljander. Arkitekt och formgivare (швед.) . — Helsingfors: Svenska litteratursällskapet i Finland, 2006. — P. 137-139. — 224 p. — ISBN 951-583-141-5 .
  19. ↑ Pearson P. Alvar Aalto and the International Style. New York: Whitney Library of Design, 1978.
  20. Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015.
  21. Frampton K. Modern Architecture: a Critical History. London: Thames and Hudson, 1985
  22. Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). — С. 272
  23. Hitchcock H-R.; Johnson P. The International Style (1932). New York: W. W. Norton & Company, 1997.
  24. Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  25. Frampton K. Modern Architecture: a Critical History. London: Thames and Hudson,. 1985. p. 363-384.
  26. ↑ Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37). — C. 65.
  27. Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37). — C. 64.
  28. Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54.

Теоретические работы

Литература

  • Андреева Е. В. Финляндия: Творимый ландшафт. — СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. — 320 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-89059-295-8 .
  • // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37). — C. 57—72.
  • // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). — С. 260-281.
  • Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016. — C. 72—80.
  • Володин Б. Ф. Человечные библиотеки Алвара Аалто // Петербургская библиотечная школа. 1998. № 3/4.
  • Володин Б. Ф. Явление Аалто в России: Выборгская библиотека в контексте библиотечной архитектуры // Библиотечное дело. 2003. № 11. — С. 34—38.
  • Володин Б. Ф. Аалто Алвар // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов ; Российская государственная библиотека . — М. : , 2007. — С. 9. — 1300 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7510-0290-3 . (в пер.)
  • Гозак А. П. Алвар Аалто. — М. : Стройиздат , 1976. — 176 с. — ( Мастера архитектуры ). — 10 000 экз.
  • Сто замечательных финнов. Калейдоскоп биографий = 100 suomalaista pienoiselämäkertaa venäjäksi / Ред. Тимо Вихавайнен ( Timo Vihavainen ); пер. с финск. И. М. Соломеща. — Хельсинки : Общество финской литературы ( Suomalaisen Kirjallisuuden Seura ), 2004. — 814 с. — ISBN 951-746-522-X . . — (Дата обращения: 26 января 2009)
  • Aalto A. Bde I—III. Ed. Fleig K. Zürich, 1963—1978.
  • Eisenbrand J., Suominen-Kokkonen R,, Pettersson S. Alvar Aalto — Art and the Modern Form. Exhibition Catalogue at Ateneum Art Museum. Helsinki: Ateneum Publications Vol. 93, 2017. — 103 p.
  • Lahti M., Mikonranta K., Pakoma K. Alvar Aalto: Designer. Jyväskylä: Alvar Aalto Foundation, Alvar Aalto Museum, 2014. 240 p.
  • Kinnunen U. Aino Aalto. Jyväskylä: Alvar Aalto—museo, Alvar Aalto Foundation, 2004. 240 p.
  • Koivisto K. Contradictions and Continuities. Finnish Art Glass from 1932 to 1973 / Koivisto K. Korvenmaa P. // Glass from Finland in the Bischoϐberger Collection. Milano: Skira, 2015. Рp. 39—57.
  • Korvenmaa P. Finnish Design: A Concise History. London: Victoria & Albert Museum, 2014. 352 p.
  • Korvenmaa P. What Was There Besides Glass? Finnish Design From the Early 1930s to the Early 1970s // Glass from Finland in the Bischoϐberger Collection. Milano: Slira, 2015. Рp. 22—37.
  • Pearson P. Alvar Aalto and the International Style. New York: Whitney Library of Design, 1978. 240 p.
  • Schildt G. A. Aalto. [Vol.] 1—4. N. Y., 1984—1994.
  • Aalto, (Hugo) Alvar (Henrik) / D. H. Hoiberg // Encyclopædia Britannica. — 15th ed. — Chicago, IL : Encyclopædia Britannica, Inc., 2010. — Т. I: A-Ak – Bayes. — ISBN 978-1-59339-837-8 .

Ссылки

Same as Аалто, Алвар