Interested Article - Социологическое искусство

Обложка видеозаписи «L’art sociologique vidéo» художника Фреда Фореста, одного из основателей «Социологического художественного коллектива».

Социологическое искусство — художественное направление современного искусства зародившееся во Франции в начале 1970-х годов. Отличительными чертами направления являлись отход художников от коммерческих практик и сосредоточение творчества на темах социальной направленности . Движение окончательно сформировалось к 1974 году с образованием «Социологического художественного коллектива» , у истоков которого стояли Эрве Фишер , Фред Форест и .

История

С 1968 по 1974 год

Ещё в 1968 году искусствоведы и использовали термин «социологическое искусство» для обозначения социально вовлечённых и менее коммерческих практик среди различных художников. К таким художникам они относили боди-арт художников и , видео-арт художника испанского происхождения , а также Эрве Фишера, Фреда Фореста и Жан-Поля Тено . Осенью 1973 года инициировал дискуссию между Журниаком, Пейном, Фишером и Тено, которая была опубликована под названием «Dix questions sur l’art sociologique» (Десять вопросов о социологическом искусстве) в художественном журнале , который он основал в 1971 году .

История социологического искусства также может быть отслежена через независимые художественные практики Фишера, Фореста и Тено, которые позже сформируют «Социологический художественный коллектив» . Их работы вписывались в широкие международные художественные тенденции к социальной вовлечённости и социальным наукам . Подтверждением таких тенденций могут выступить работы художников Стивена Уиллатса и Ханса Хааке , а также проведение крупных международных выставок, таких как «Искусство в общество» , «Общество в искусство» (ICA, Лондон , 1974).

В середине 1960-х годов Фред Форест начал серию акций, используя аудиовизуальные и , чтобы бросить вызов традиционным художественным средствам ворожения и техникам . Изображения многих его работ доступны в интерактивном музее — Webnetmuseum . Он спроектировал слайды на свои картины ( «Tableau Ecran» , 1963), инициировал общественные мероприятия в бедных кварталах ( «Family Portrait» , 1967) и использовал видео для привлечения к социальным пространствам ( «Mur d’Arles» и «Cabine Telephonique» , 1967).

В начале 1970-х использование им прессы и видео в качестве инструментов социальной активности и политических провокаций расширилось. В январе 1972 года Форест начал свой проект «Космические СМИ», разместив пустой прямоугольник в газете «Монд» и предложив читателям заполнить его и отправить ему по почте.

Для выставки под названием «Археология настоящего» («Archeologie du present») в Galerie Germain, в Париже , в мае 1972 года Форест выбрал улицу, на которой находилась галерея, Rue Guénegaud, и перенёс весь мусор с улицы на которую выходили окна галереи в галерею в качестве экспозиции.

Эрве Фишер был студентом социологии и преподавал социологию общения и культуры в Сорбонне , начиная с начала 1970-х годов. Первоначально связанный с художественной группой «Supports/Surfaces» , Фишер сделал серию картин «Essuie-mains» с отпечатками ладоней на рулонах ткани в качестве средства деконструкции среды живописи. Он также начинал различные кампании, объединённые под названием «Hygiene de l’art» , чтобы искоренить искусство традиционных нравов и традиционных техник, и даже попросил художников прислать ему свои работы, которые он разорвал и показал в маленьких пластиковых пакетах ( «La Déchirure des Oeuvres D’Art» ). Начиная с 1974 года его проекты сместились от живописи к более маргинальным и популярным визуальным средствам художественной реализации, таким как стрит-арт , с ярко выраженной направленностью в социальной сфере.

получил специальность психотерапевта . Имея эту профессию он продолжал заниматься искусством. Примерно в 1969 году он начал создавать произведения искусства, начиная с его «Interventions in the Street» , который состоял из серии масштабных скульптур из предметов быта, таких как мышеловки , установленных в общественных местах. Около 1970 года он отошёл от производства предметов и сосредоточился на текстуальных и концептуальных работ , таких как «Constats d’exsence» , он напечатал страницы с комментариями о современных художниках, которые им же были и отправлены различным деятелям в мире искусства.

В 1972 году он начал проводить интерактивные опросы об искусстве и восприятии. В ответ на печально известную финансируемую государством выставку «Экспо 72» («Douze ans de l’art contemporain en France») он провёл большой опрос, предложив респондентам выбрать наиболее представительных французских художников, а затем объявил человека, чей список был представлен наиболее близким к усреднённому, окончательному списку, это человек был объявлен почётным куратором публичной выставки, открывшейся в мае.

Эти три художника встречались на культурных событиях в начале 1970-х и являлись частью глобальной тенденции в художественной практике к более концептуальному искусству, которое было намеренно антикоммерческим.

С 1974 по 1980 год

Летом 1974 года Мишель Журниак организовал серию встреч в своей квартире в Париже , чтобы обсудить начало нового движения художников, связанных с критическими и социологическими реалиями. На встречах собирались такие художники, как , Бертран Лавье , , , Эрве Фишер , , а также искусствоведы и . Именно из этих собраний и возник импульс создания «Социологического художественного коллектива» . 10 октября 1974 года Социологический художественный коллектив был официально объявлен с публикацией в газете «Монд» его первого манифеста, подписанного Эрве Фишером, Фредом Форестом и Жан-Полем Тено. Всего коллектив опубликовал три манифеста, организовал и осуществил серию проектов, в том числе четыре групповые выставки и масштабные городские мероприятия, а также основал школу социальных исследований .

Деятельность художников социального искусства служит историческим ранним примером того, что в середине 90-х годов назовут реляционным искусством или искусством, вовлечённым в социальную деятельность. Деятельность художников была связана с рядом художественных тенденций 1970-х годов , таких как концептуальное искусство , перформанс и институциональная критика .

Например, двухнедельная акция Коллектива в южном французском городе Перпиньян в июле 1976 года под названием «Изучение и анимация Перпиньяна» . Акция началась с изучения условий и потребностей жителей районов города Перпиньян междисциплинарной командой из тридцати человек. Далее последовали десятки прямых вмешательств, которые включали в себя передвижные выставки, показы, интервью, вечеринки и обмен фотографиями между соседями, все мероприятия были направлены на то, чтобы, как отмечается в пресс-релизе, «объединить различные районы, которые, хоть и географически близки, остаются далёкими на уровне социальных коммуникаций» . Изложив четыре принципа: критика, коммуникация, вмешательство и педагогика, группа предлагает социологическое искусство как средство преодоления разрыва между «квази-научным подходом» к окружающей среде и живой связи, установленной между людьми и изучаемой средой" .

Этот проект и связанные с ним тексты указывают на три ключевых аспекта, которые широко характеризуют социологическое искусство. Во-первых, художественный труд включал в себя такие мероприятия, как организация, написание сценариев, исследование и обучение. Во-вторых, проекты разрабатываются в диалоге с конкретными социальными средами и связанными с ними аудиториями. Ориентированное на город или отдельное сообщество, социологическое искусство нацелено на повышение осведомлённости о социальных условиях существования путём обмена. В-третьих, социологическое искусство обычно основывалось на волонтёрстве и финансировалось, главным образом, грантами и личными финансами.

В течение шести лет Коллектив осуществлял несколько совместных социологических художественных проектов, участвовал в коллоквиумах и выставках, создавал сообщество коллаборационистов и оказывал поддержку независимой некоммерческой работе. Среди идеологов движения были Анри Лефевр , Эдгар Морен , Вилем Флюссер , Жан Дювиньо , , , а также многочисленные художники, в том числе , Стивен Уиллатс и .

В 1980-м году движение распалось из-за разногласий создателей движения.

Ключевые моменты

  • 10 октября 1974 года — Официальное провозглашение Социологического художественного коллектива с манифестом № 1, опубликованное в газете «Монд» .
  • Декабрь 1974 года — выставка «Искусство против идеологии» , организованная Бернаром Тейсседре с Коллективом социологического искусства в Galerie Rencontres, Париж .
  • Январь 1975 года — выставка «Искусство и его социально-экономические структуры» , организованная Социологическим художественным коллективом в Galerie German, Париж.
  • Март 1975 года — выставка «Проблемы и методы социологического искусства», организованная Коллективом социологического искусства в Galerie Matthias Fels, Париж.
  • Апрель 1975 года — Коллективная выставка социологического искусства в Международном культурном центре (ICC), Анверс , Бельгия .
  • Май 1975 года — Манифест социологического искусства № 2
  • Июнь 1975 года — Коллективная выставка социологического искусства в Музее Галльера, Париж.
  • Лето 1975 года — Нойенкирхенский симпозиум, организованный галереей Фалазик и офисом Франко-аллеман де ла Жюнес.
  • Август 1975 года — Коллективная выставка социологического искусства в Музее современного искусства Университета Сан-Паулу , Бразилия .
  • Ноябрь 1975 года — выставка «Фото, кино, видео: социально-экологический опыт, Нойенкирхен» , посвящённая работе, проделанной в Нойенкирхене в ARC, в Музее современного искусства Парижа .
  • Март 1976 года — Манифест социологического искусства № 3
  • Май 1976 года — основан социологический опрос Эколь в квартире Фишера в Париже.
  • Июль 1976 года — Коллектив социологического искусства, приглашён для участия во французском павильоне на Венецианской биеннале .
  • Февраль 1977 года — Манифест социологического искусства № 4
  • Июнь 1977 года — Социологическое художественное коллективное вмешательство в Dokumenta 6 , Кассель .
  • Март 1979 года — «Социология современного искусства» , дебаты, организованные «Плюс минус ноль» с Жаном Пьером Ван Тигеном с Фишером, Форестом, Тинотом и Аленом Снейерсом.
  • Ноябрь 1980 года — Фред Форест и Жан-Поль Тено публикуют «Mis au point» , призывая положить конец Социологическому художественному коллективу.

Теория

Социологическое искусство имело целью развить критический анализ искусства и общества посредством интервенционистских художественных практик и связанных с ней литературой , опираясь на методы и теории социологии . Оно предполагало искусство с точки зрения взаимодействия, анимации, педагогики и создания структур обмена, провокации и разрушения традиционных социальных форм поведения с целью осуждения любых форм обусловленности . Социологическое искусство было политически активным ответом на мир искусства, который воспринимался как находящийся вне связи как с социальными технологиями, так и с обществом своего времени. Эта позиция была в строгом противоречии с господствующими модернистскими и формалистскими догмами, которые предпочитали главенство авторских намерений художника .

Примечания

  1. Jeremy Tanner. . — Routledge, 2004-06-02. — 278 с. — ISBN 9781134393305 .
  2. CORDONNIER Sarah. . — Lavoisier, 2012-09-24. — 370 с. — ISBN 9782746288171 .
  3. Forneris, Jean. arTitudes de François Pluchart: une revue internationale (фр.) . — Nice: Galerie d'art contemporain des musées de Nice, 1979. — С. 13—14.
  4. Pluchart, François. Dix questions sur l'art sociologique (неопр.) // arTitudes. — 1974. — March ( № 6/8 ). — С. 4—17 .
  5. Lassignardie, Isabelle. (фр.) . — Amiens: Université de Picardie/Amiens, 2010.
  6. . webnetmuseum.org. Дата обращения: 10 сентября 2019. 6 февраля 2019 года.
  7. Galland, Blaise. Art sociologique, Méthode pour une sociologie esthétique (фр.) . — Switzerland: Georg, 1986.
  8. . webnetmuseum.org. Дата обращения: 10 сентября 2019. 22 сентября 2019 года.
  9. (фр.) . Slate.fr (16 марта 2013). Дата обращения: 10 сентября 2019. 27 сентября 2020 года.
  10. Fred Forest Archive, Inathèque; Collectif d'art sociologique. Communique, Enquete Animation à Perpignan Par le Collectif (фр.) : magazine. — 1976. — Septembre.
  11. Nouvelle Nature, Hervé Fischer: regard rétrospectif et vision contemporaine (фр.) . — Céret: Musée d'art moderne of Céret, 2010.
  12. (англ.) . slought.org. Дата обращения: 10 сентября 2019. 5 августа 2019 года.
Источник —

Same as Социологическое искусство