Interested Article - Эстетика повседневности
- 2020-06-07
- 1
Эстетика повседневности — область исследования в философии эстетики , сфокусированная на событиях, обстоятельствах и видах деятельности, которые в силу своей рутинности остаются на периферии человеческого внимания. Александр Баумгартен в своей основополагающей работе Эстетика (1750) положил начало эстетике как научной дисциплине и определил её как scientia cognitionis sensitivae , науку о чувственном познании . С тех пор эта дисциплина была посвящена исследованию изящных искусств , красоты и вкуса . Однако на периферии внимания эстетики оставались дизайн , ремесло , городская среда и социальные практики. Так было до появления эстетики повседневного в 90-е годы XX века. Как и другие подразделы эстетики вроде или , эстетика повседневного также пытается сместить фокус эстетики с философии искусства.
Укоренение эстетики в опыте
Эстетический подход к исследованию повседневной жизни стал возможным благодаря прагматической эстетике Джона Дьюи , хотя сам он в основном был заинтересован в более приземленном подходе к опыту восприятия искусства. Дьюи указывал на разнообразие обстоятельств, при которых проявляется чувствительность, подчеркивая важность чувств, ритма и энергии в соприкосновениях всякого существа со своим окружением. Таким образом, он подчеркнул тот факт, что не только искусство, но и ежедневные действия и переживания включают в себя осознанность и интенсивность опыта . Дьюи скорее изучал эстетику как опыт субъекта, нежели чем свойство «эстетических объектов» — произведений искусства или музейных коллекций. Этот ход позволил преодолеть объектоцентричный подход к эстетике, который препятствовал рассмотрению эстетического вне художественных или просто красивых объектов, допустимых по присущим им качествам к эстетической категоризации.
Социальное измерение повседневной эстетики
Пренебрежение эстетических теорий ролью чувственности в повседневной жизни впервые было отмечено , которая в 1994 году создала термин Прозаика (по аналогии с «Поэтикой» Аристотеля , концентрировавшейся на искусстве), чтобы обозначить раздел философии, который бы целенаправленно занимался исследованием эстетического элемента ежедневных занятий, подчеркивая стили и формы выражения в и предопределяемых контекстом взаимодействиях. В текстах, посвященных прозаике, анализируются социальные условности, создающие подразумеваемые стандарты вкуса, согласно которым нечто признается приемлемым или неприемлемым в рамках определённых институций (школа, семья, религия, политика, искусство, медицинские учреждения, спорт). Шесть книг и несколько статей, например Эстетика повседневности; Прозаика, социальные идентичности и игра культуры , последовательно анализируют широкий спектр нехудожественных явлений в личном и коллективном опыте. Роль эстетики изучается через символическое взаимодействие, «переговоры об идентичности» и социологическую драматургию, используемые для того, чтобы произвести специфические чувственные эффекты и воздействовать на чувственность вообще. Являясь мультисенсорным феноменом, прозаика уделяет внимание целому ряду сенсорных проявлений, воздействующих на участников взаимодействия — (язык тела, внешний вид, обстановка и окружение, интонации и стиль речи), не ограничиваясь лишь видимым и слышимым, как это было принято ранее.
Политическое измерение, насилие и негативность в эстетике повседневности
Современный подход к эстетике повседневного включает в себя как позитивное, так и негативное — как обогащающие, так и вредоносные эффекты воздействия на чувственность. Джозеф Купфер привлек внимание исследователей эстетики к тому, что важно не упускать из вида эффекты насилия и ультранасилия в современном обществе. Купфер продемонстрировав эстетические основания насилия в обществе, взглянув на разрушение как на эстетический процесс, производящий яркие ощущения. Также он высветил необходимость включения эстетики в образовательный процесс — не только в виде изучения искусств, но и непосредственно, изменяя сам способ обучения через изменения ритма, организации материалов и метода подачи материала. Таким образом, ученики должны более полно включаться в содержимое учебного курса. Мандоки же указывала на негативное использование эстетики в целях манипуляции эмоциями в политической сфере, ссылаясь на пропаганду нацистов в качестве примера осознанного использования эстетики для поощрения насилия. Вообще, применение эстетики в политических целях, особенно в процессе легитимизации национальных государств, составляет исследовательский интерес этого автора. Арнольд Берлеант демонстрирует негативную сторону эстетики повседневности, как обрисовывая важность эстетического воздействия терроризма, как и использование эстетики в сфере политики. Берлеант приводит и другие экстремальные ситуации, которые провоцируют травмирование восприятия — современное перенаселение городов, космическое загрязнение, клаустрофобичные, давящие состояния . Для Берлеанта эстетика подразумевает активное, интенсивное эстетическое вовлечение — таким образом, она оказывается задействованной как в позитивных, так и в негативных аспектах современного городского пространства . В целом, эстетика окружения — постоянный объект исследования этого автора на протяжении более чем двух десятков лет. С 1970 года он настаивает на важности эстетики как активного действия, от которого напрямую зависит наше качество жизни.
Красота в ежедневной жизни, эстетика окружения и обыскусствливание
И-Фу Туан предложил возможность приложения традиционных эстетических категорий вроде красоты, созерцательности, неинтересности и дистанцирования при оценке повседневной жизни и относящихся к ней не-художественных объектов и локаций. Уже в 1974 году он настаивал на должной оценке окружения как предмета эстетического восприятия. В рамках этого течения в 1995 году предложил применение эстетических критериев к самой жизни. Юрико Сайто , исследователь эстетики окружения, специализирующаяся на японской эстетике, выступила за внимание к погоде как к предмету эстетики, и за возможность выносить эстетические суждения по отношению к артефактам повседневности, будь то даже некрасивый соседский двор, который вступает в конфликт с гармонией окружения. Полина Раутио выполнила качественный анализ при помощи интервью и переписки с женщинами по вопросу их опыта восприятия красоты вне художественного контекста — например, развешивания белья в Лапландии, где возможность сушки белья под солнцем редка. Общий смысл такого подхода заключается в традиционном понимании эстетики как теории искусства, и в то же время расширении этого подхода на обыденные объекты, окружение и саму жизнь. Например, Горацион-Перез Хенано интерпретирует литературу с точки зрения эстетики повседневности, указывая на то, как вымышленные персонажи проживают соответствующий опыт в их повседневной жизни. .
Спорт и еда как искусство
Со времен Ренессанса каждое произведение искусства работало над темами, достойными эстетического выражения, концептами художественной ценности — ставя перед собой новые вопросы, осмысливая новые техники стили живописи и ваяния, новые гармонии и консонансы в музыке, осваивая необычные жесты и привычки, разные жанры и критерии качества. Вместе с этим, инициативу по теоретическому приложению концепции искусства к лежащим абсолютно вне художественного поля видам деятельности, в рамках эстетики ежедневного проявили философы вроде Дэвида Беста, Вольфганга Уэлша и Льва Крефта, предложив воспринимать спорт как вид искусства . Эстетики феминизма также защищали включение в поле эстетики видов чувств помимо привычных зрения и слуха, которые также могут способствовать созданию эстетического опыта — например, вкус ( ) и запах (Эмили Брэдли). Корсмейер, М. Квайнет и Гленн Кун выступали за включение еды в ряд эстетически значимых объектов.
Категории обычного как эстетического
Ещё одно возможное направление по данной теме возникло из аналитической эстетики. Так, недавно обсуждало возможность расширения репертуара эстетических категорий — предлагалось включить в них качества вроде «милоты», «симпатичности», «неряшливости», «опрятности», «мимимишности» и так далее вместе с другими типами рутинного опыта вроде почесывания или вращения карандаша в руках.
Примечания
- Dewey, John Art as Experience (New York: Perigee,1934)
- Mandoki Katya, Prosaica; introducción a la estética de lo cotidiano (México: Grijalbo, 1994)
- Mandoki Katya, Everyday Aesthetics; Prosaics, social identities and the play of culture (Aldershot: Ashgate, 2007), Estética cotidiana y juegos de la cultura: Prosaica I (México: Siglo XXI editores, 2006, Prácticas estéticas e identidades sociales: Prosaica II (México: Siglo XXI editores, 2006), La construcción estética del Estado y de la identidad nacional: Prosaica III (México: Siglo XXI editores, 2007), Estética y comunicación; de acción, pasión y seducción (Bogotá: Norma, 2007), «Quotidian Aesthetics» New Perspectives in Aesthetics and Philosophy of Art. Annales d’ esthétique . Volume 42/2003-2004. Athens: Panayotis and Effie Michelis Foundation. Pp. 103—110. ISSN 1105-0462. «L’esthétique du quotidien» Diogène 2011/1-2 (n° 233—234).
- Kupfer Joseph H., Experience as Art: Aesthetics in Everyday Life (Albany: State University of New York Press, 1983)
- Katya Mandoki, "Terror and Aesthetics: Nazi Strategies for Mass Organisation, " in Fascism: Critical Concepts in Political Science, vol. III, Fascism and Culture, Part 7: Fascism as the Negation or Revolution of Culture, ed. Roger Griffin (New York: Routledge, 2003), pp. 21-38.return to text
- Katya Mandoki, La construcción estética del estado y de la identidad nacional . (Mexico: Siglo veintiuno editores, 2007)
- Berleant, Arnold Sensibility and Sense; The aesthetic transformation of the human world (Imprint Academic 2010)
- Berleant, Arnold. 1991. Art and Engagement. Philadelphia: Temple University Press.
- Arnold Berleant The Aesthetics of Environment (Philadelphia: Temple University Press, 1992. Paperback edition, 1994). Greek trans., (Athens: Michelis Institute, 2004). Chinese trans. (Hunan Publishing Group, 2006). ISBN 978-1-56639-084-2 . Chinese trans.,(Beijing: The Commercial Press, 2011.), Arnold Berleant Aesthetics and Environment, Theme and Variations on Art and Culture (Aldershot: Ashgate, 2005). Arnold Berleant Living in the Landscape: Toward an Aesthetics of Environment (Lawrence: University Press of Kansas, 1997).
- The Aesthetic Field: A Phenomenology of Aesthetic Experience (Springfield, Ill.: C. C. Thomas 1970). 2nd edition (Cybereditions 2001. ISBN 978-1-877275-25-8 , Arnold Berleant Art and Engagement (Philadelphia: Temple University Press, 1991. Paperback edition, 1991)
- Tuan Yi-Fu Passing Strange and Wonderful; Aesthetics, Nature and Culture (New York, Tokyo, London: Kodansha 1995).
- Tuan,Yi-Fu. Topophilia; A Study of Environmental Perception, Attitudes and Values (Englewood Cliff, N.J.: Prentice Hall 1974)
- Sartwell, Crispin The Art of Living: Aesthetics of the Ordinary in World Spiritual Traditions . (Albany: State University of New York Press 1995)
- Saito, Yuriko. 2008. Everyday Aesthetics . New York: Oxford University Press
- Rautio, Pauliina, Rautio, P. (2010). Beauty in the Context of Particular Lives. Journal of Aesthetic Education , Vol 44, No4, Rautio, P. (2009). On hanging laundry. The place of beauty in managing everyday life. Contemporary Aesthetics, Vol 7, No9.
- Pérez-Henao, Horacio. «Estética cotidiana y ficción: el clima como elemento de significación en la novela Pequod de Vitor Ramil». Anclajes XX. 1 (enero-abril 2016): 20-34. DOI:
- Best, David. 1988. "The Aesthetic in Sport, " in Philosophic Inquiry in Sport , ed. William J. Morgan and Klaus V. Meier. Champaign: Human Kinetics Publishers
- Welsch, Wolfgang «Sport-Viewed Aesthetically, and Even as Art?» in Light, Andrew & Smith, Jonathan M. (eds.) The Aesthetics of Everyday Life (New York: Columbia University Press. 2005).
- Kreft, Lev «Aesthetics of the beautiful game» Soccer & Society 2012: 1-23
- Brady, Emily «Sniffing and Savoring: The Aesthetics of Smells and Tastes» in Light, Andrew & Smith, Jonathan M. (eds.) The Aesthetics of Everyday Life (New York: Columbia University Press 2005); Korsmeyer, Carolyn Making Sense of Taste: Food & Philosophy (New York: Cornell University Press 1999).
- Quinet, M.L. 1981. «Food as Art: The Problem of Function». British Journal of Aesthetic s. 21, 1: 159—171
- Kuehn, Glenn «How Can Food Be Art?» in Light, Andrew & Smith, Jonathan M. (eds.) The Aesthetics of Everyday Life (New York: Columbia University Press. 2005).
- Leddy, Thomas. 1995. 'Everyday Surface Aesthetic Qualities: «Neat», «Messy», «Clean», «Dirty»' Journal of Aesthetics and Art Criticism , 53, 259-68
- See also Leddy, Thomas The Extraordinary in the Ordinary: The Aesthetics of Everyday Life (Broadview Press 2012)
- Irvin,Sherri "Scratching an Itch, " Journal of Aesthetics and Art Criticism, 66, 1 (2008), 25-35.
Дальнейшее чтение
Бурдьё, Пьер Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste (London: Routledge Kegan Paul 1984).
Сёрто, Мишель де The Practice of Everyday Life (Berkeley: University of California 1998).
Дики, Джордж «The Myth of the Aesthetic Attitude» Philip Alperson (ed). The Philosophy of the Visual Arts (New York/Oxford: Oxford University Press 1992).
Дюфренн, Мишель In the Presence of the Sensuous Roberts, Mark.S. Gallagher, Dennis. (eds). (New Jersey: Humanities Press International 1987).
Гофман, Ирвинг Interaction Rituals (New York: Doubleday 1967).
Колнай, Аурель On Disgust Korsmeyer, Carolyn and Barry Smith (eds). (Open Court Press, 2004).
Науккаринен, Осси Aesthetics of the Unavoidable; Aesthetic Variations in Human Appearance . (Lahti: International Institute of Applied Aesthetics 1998).
Паррет, Герман Le sublime du quotidien (Paris : Hadès 1988).
Верчеллони, Лука The Invention of Taste. A Cultural Account of Desire, Delight and Disgust in Fashion, Food and Art (London: Bloomsbury, 2016)
- 2020-06-07
- 1