Чокнутый профессор (фильм, 1963)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Крик » — ( чеш. Křik ) — чехословацкий фильм 1963 года режиссёра Яромила Йиреша .
Этот фильм часто называют первым фильмом « чехословацкой новой волны », характерной своим «реализмом художественного кино» .
События одного дня молодой пары, ожидающей рождения ребёнка. Повествование ведётся по двум параллельным линиям: Славек переживает обычный рабочий день мастера по ремонту телевизоров, в то время как его жена и будущая мать их первенца Ивана уезжает в роддом.
Пара не может перестать думать друг о друге, размышляя о взлетах и падениях их совместной жизни: прошлом, настоящем и будущем.
Их совместная жизнь до сих пор разворачивается фрагментами воспоминаний: их первое знакомство на железнодорожном мосту, заботы о съемной квартире, свадьба, обустройство новой квартиры. Они также помнят мелкие ссоры и тот факт, что сначала не хотели ребенка. Приводятся их сны и монологи.
Воспоминания переплетаются с текущими событиями, в которых Славек является главным героем (дебаты в школе, разговор с дипломатом, ссора на почте). Встревоженный ожиданием родов, он чутко и по-новому воспринимает окружающие его вещи, людей и события.
Первый крик новорожденного. Славек и Ивана счастливы и в то же время обеспокоены — воспитание ребенка накладывает на них большую ответственность.
«Крик» ... смело и убедительно переводит кипение воспоминаний, забот и страданий молодой пары в день рождения их первого ребенка.
— Dictionnaire du cinéma /
Фильм снят в полудокументальной манере, единственный профессиональный актёр — исполнитель главной роли Йозеф Абргам , по его словам:
Необходимо было преодолеть свои собственные актёрские условности, избавиться от всех привычек и фальши «своей актёрской игры», акклиматизироваться и адаптироваться к товарищам по команде в лучшем смысле этого слова. Мне помогло реальное окружение — улица, почтовое отделение, торговый автомат, трамвай — среди ничего не подозревающих людей. Там человек осознает, сколько фальши, вранья и неестественности прилипает к человеку.
Искренний и чуткий 28-летний чешский режиссер изображает молодую супружескую пару в Праге в тот день, когда они ожидают своего первого ребенка. Поэтически-критическая рефлексия настоящего времени при этом проводится параллельно с общими прошлыми переживаниями личного и общественного характера. Фильм, раскрывающий как психологически, так и социологически.
—
Чередование субъективных и объективных позиций в повествовании также оправдывает подобную коллажу визуальную структуру фильма. Оператор Ярослав Кучера сочетает в себе стилизованные студийные кадры (искусственное освещение, мягкий стиль, сложное вождение) с реалистичными кадрами (ручная съемка, скрытая камера, длиннофокусные объективы, естественный свет), снятыми в реальной жизни, а также «найденные кадры» из новостных фильмов или фотографий периода.
—
В ЧССР фильм посмотрели более 500 000 зрителей. В СССР, где фильм был в прокате с марта 1965 года его посмотрели 3 800 000 зрителей.