Interested Article - Раннехристианские культовые сооружения Херсонеса

Раннехристианские культовые сооружения Херсонеса — памятники христианской культовой архитектуры позднеантичного Херсонеса . В письменных источниках почти не упоминаются христианские культовые сооружения первых веков. Некоторые исследователи предполагают, что христиане в первые века храмов не возводили. Херсонес, в этом отношении, является уникальным комплексом; здесь был открыт ряд христианских памятников, относящихся к IV—VI векам — времени становления храмовой архитектуры . Памятники условно можно разделить на два основных типа: церкви и мартирии . Эти сооружения стали центрами формирования культовых комплексов. Многие исследователи считают время христианизации города — конец IV—V век; другие — III—IV век .

Список

Изображение Название /
Координаты
Информация
Трёхнефная базилика открытая в 1861 году на акрополе Херсонеса. Колонны базилики были восстановлены методом анастилоза .
Остатки большой трехнефной базилики (26 х 16,5 м) с пятигранной апсидой находятся на Северном берегу Херсонеса. Базилика была открыта в 1932 г. Г.Д. Беловым. В 1978 г. базилика доследовалась и реставрировалась, также были реставрированы и перенесены на новое основание мозаичные полы (руководитель О.И. Домбровский). Работами 2000-2001 гг. под руководством С.Г. Рыжова памятник был приведен в современное состояние.
Базилика 1935 года

44°36′45″ с. ш. 33°29′25″ в. д.
На месте пяти апсидного храма — предполагаемой церкви святого епископа Еферия, в конце VI—начале VII века была построена новая церковь в виде базилики , открытая археологом Г. Д. Беловым в 1935 году. В Х веке Базилика была разрушена, а на месте её среднего нефа сооружена небольшая часовня. Ныне не известно как именовался этот христианский храм в античном Херсонесе. Ему дали название по архитектурному типу постройки и году открытия .
Базилика в базилике

44°36′41″ с. ш. 33°29′23″ в. д.
Храмовый комплекс был открыт в 1889 году во время археологических раскопок под руководством К. К. Косцюшко-Валюжинича . Комплекс состоит из двух трёх нефных базилик — «большой» и «малой», построенных в разное время. Первая, бо́льшая по размерам, построена в VI веке, разрушена в Х. Вторая, малая по размерам, выстроена в X веке в центральном нефе предыдущей базилики. При её строительстве были использованы мраморные архитектурные детали храма ранней постройки. Малая базилика погибла от пожара в конце XIII века. В 1971—1974 годах реставрационные работы и доследования проводились здесь под руководством С. Г. Рыжова .
Восточная базилика

44°36′50″ с. ш. 33°29′42″ в. д.
Христианский храм был построен в конце VI—начале VII века на скальном основании и представлял собой трёх нефное , с мозаичными полами, облицованное внутри мраморными плитами, здание в виде базилики . Размеры в плане составляли 34,6×16,4 м. К северной стороне здания примыкал крестообразный храм-мавзолей. Церковь существовала до Х века.
Западная базилика

44°36′40″ с. ш. 33°29′09″ в. д.
Останки раннехристианского храма V-VI века. Храм был построен на месте гибели первого епископа Херсонеса Василия . Церковь входила в состав большого городского монастыря святого Леонтия. Западная базилика представляла собой пятигранную снаружи и полукруглую внутри крупную апсиду.


44°36′48″ с. ш. 33°29′31″ в. д.
Раннесредневековая базилика, существовавшая с VI до XI века. Открыта в 1861 году, доследовалась в конце XIX века и в 1981 году. Базилика имела с западной стороны небольшой предхрамовый двор — аулу . Далее через нартекс молящиеся попадали через три двери в трёхнефный зал. С южной стороны к базилике примыкала небольшая часовня. В XII веке на месте центрального алтарного нефа была построена церковь-усыпальница, прослужившая до конца XIII века .


44°36′45″ с. ш. 33°29′47″ в. д.
Базилика № 7 (Крузе) была обнаружена в 1827 году. Раскопками руководил морской офицер лейтенант Г. Крузе по приказу командира черноморской эскадры и губернатора Севастополя А. С. Грейга . Крузе не закончил раскопки из-за начавшейся в Севастополе эпидемии чумы. Доследовал памятник через полвека К. К. Косцюшко-Валюжинич . В 1998—1999 годах доследовал памятник М. И. Золотарёв совместно с австрийскими археологами. Современные регулярные раскопки начались с 2005 года. Перед базиликой отсутствовала площадь. Она была расположена на пересечении продольной и поперечной улиц. Дата её постройки V — начало-середина VI века. Этот храм является уникальным по своим пропорциям и конструктивным особенностям: его ширина (без апсиды) равна длине; алтарная часть — триконхиальная апсида (в виде трилистника); узкие боковые нефы; отсутствовал правый боковой вход. Стены были сложены из больших тёсаных известняковых блоков, пространство между которыми забутовано необработанным камнем, скреплённым известковым раствором. Храм просуществовал примерно до рубежа X—XI века, затем на его месте был устроен некрополь .
Уваровская базилика

44°36′48″ с. ш. 33°29′36″ в. д.
Уваровская базилика была самым большим древним христианским храмом в Крыму. Располагалась в епископском квартале средневекового Херсонеса. Здание имело длину 50 м, ширину 22 м и разделялось на три продольных зала — нефа . Храм был открыт во время археологических раскопок 1851—1853 годов под руководством графа А. С. Уварова . По имени первооткрывателя и была названа базилика . Постройка была сооружена в конце VI — начале VII века, разрушена в XIII веке. Предположительно именно эта базилика являлась главным городским храмом, посвящённым святым апостолам Петру и Павлу . Рядом находилась самая крупная в Херсонесе крещальня , открытая в 1876 году раскопками Одесского общества истории и древностей . Некоторые исследователи предполагают, что именно здесь крестился князь Владимир .
Базилика на холме

44°36′40″ с. ш. 33°29′13″ в. д.
Базилика была открыта в 1890 году во время раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича . В 1973—1984 годах была доследована археологом С. А. Беляевым . Название получено по географическому признаку — расположению на холме. Храм был построен на месте позднеантичной усадьбы с гончарной мастерской. Гончарную мастерскую засыпали не ранее V — середины VI века. Рядом в засыпи колодца обнаружили бронзовые монеты времён правления императора Юстиниана I (527—565). Трёхнефная с пятигранной апсидой базилика была построена не ранее середины VI века и просуществовала до X .
Это квадратное в плане здание (15х15 м) с полукруглой апсидой с синтроном. Этот храм был сложен из хорошо тесанных штучных известняковых блоков в VIII-IX вв. и просуществовал до конца жизни города. Расположен был на Центральной площади Херсонеса. Был открыт в 1861 г. перед строительством Собора по инициативе о. Евгения.
Подземный храм находится на Главной улице в III квартале и представляет собой раннехристианское культовое сооружение, вырубленное в скале. Памятник был открыт Одесским Обществом истории и древностей в 1883-84 гг., впоследствии подземный храм доследовался Р.Х. Лепером (1910 гг.), К.Э. Гриневичем (1928 г.) и С.А. Беляевым (1980-84 гг.).
Памятник открыт в 1906 г. К.К. Косцюшко-Валюжиничем. В годы Великой Отечественной войны участок сильно пострадал. В 2001-2003 гг. комплекс доследовался украинско-польской экспедицией, также были проведены реставрационные работы силами экспедиции и первичная музеефикация. Крестопокупольное здание пятиапсидного храма было расположено в южной части городища в 30 м от Главной улицы и занимало площадь 18х13 метров.
Склеп «на земле Н. И. Тура» (Мартирий Воскрешения) — расписной склеп , раннехристианский пещерный культовый комплекс, теофанический мартирий . Был открыт в 1894 году, раскопан в 1912. Памятник относится к середине IV века. Изначально склеп представлял собой типичную постройку для подобных сооружений с размерами: 2,48–2,13×2,79×1,68–1,60 (глубина) м. Ниши были расположены в левой и задней стене под потолком. Позднее внутреннее помещение было перестроено. Лежанка, расположенная напротив входа, была углублена до уровня пола. При углублении посредине был оставлен выступ, а за ним — небольшая ниша. В передней стенке был сделан проход. Получившееся пространство и выступ с нишей напоминали собой апсиду с престолом . «Церквеобразная» архитектура и система росписи склепа являло собой раннехристианский пещерный культовый комплекс. Существует версия, что склеп мог быть местом, где произошло «чудо», описанное в «Житиях епископов Херсонских» . Роспись стены склепа-мартирия может косвенно подтверждать этот тезис . Мужчина и женщина, идущие в город, могут быть родителями ребёнка, а идущий к ним на встречу — епископом Василеем. Памятник, известный как «склеп на земле Н. И. Тура» первоначально мог быть погребальным сооружением, принадлежавшим представителям местной аристократии. После событий, описанных в тексте «Жития епископов херсонских», он мог стать почитаемым местом, связанным с памятью о первом епископе Херсонеса святом Василее и чуде, совершившимся по его молитве. В конце IV века склеп был перестроен в теофанический мартирий, где могли совершаться периодические богослужения, связанные с событиями христианизации города .
Храм на сводах Храм на сводах расположен на Северном берегу и представляет собой небольшой (7,7х5,8 м) трехапсидный купольный храм-усыпальницу с пристройкой с южной стороны. Предполагаемое время строительства храма X-XI вв. Храм просуществовал до конца жизни города. Под храмом оказалась большая, построенная на сводах – усыпальница, самая интересная из известных на городище, её своды сложены из бута без применения плинфы.
Храм с аркосолиями Название храма условное, происходит от разгрузочных арок — аркосолий — остатки которых сохранились до сегодня. Храм был открыт во время раскопок 1964 года, которые проводились учеными музея-заповедника «Херсонес Таврический», а также специалистами из Уральского и Харьковского университетов. Размеры храма: длина 10,6 м, ширина 3,8.
Храм с ковчегом Название «Храм с ковчегом» возникла во время раскопок 1897 года в связи с тем, что в тайнике под алтарем был найден небольшой серебряный ковчег (ларец) с мощами. Херсонесский ковчег с 1900 года хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже.


44°36′45″ с. ш. 33°29′25″ в. д.
В тексте «Жития святых епископов херсонских» упоминается о строительстве святым епископом церкви в Херсонесе. Данное событие, описанное в «Житиях», относят к середине IV века. Вероятно, это был храм — предшественник « Базилики 1935 года ». Строение имело пятигранную с внешней стороны и круглую внутри апсиду . Внутри пространство было разделено рядами колонн на отдельные нефы . Нижняя часть стен была сложена из бутового камня , верхняя — из саманных кирпичей. Такая постройка несвойственна для Херсонеса, а имеет малоазийские корни. Возможно, прихожане раннего храма были переселенцы. Полы были сложены из мелкого камня на растворе- цемянки . В южном нефе была обнаружена мозаика с изображением кратера с виноградной лозой, канфара , геометрических фигур, по краям обрамлённая плющом . Стены были покрыты фресками птиц, гирлянд, каннелюрных колонн. Храм был разобран при строительстве более поздней базилики . По датировке постройки церкви имеются разные мнения — конец IV, IV—V, V века. После доследования памятника в 1994 году, археологом М. И. Золотарёвым было высказано утверждение, что раньше здесь была синагога , перестроенная в церковь в середине IV века. К этому времени относится стилистика и техника росписи стен, что совпадает со временем деятельности святого епископа Эферия .
Четырёхапсидный храм

44°36′30″ с. ш. 33°29′18″ в. д.
Храм был открыт в 1893 году при строительстве артиллерийской батареи. Во время раскопок здания четырёхапсидного храма, Р. Х. Лепер обнаружил под мозаичным полом остатки печи для пережигания извести. Археологические исследования показали, что храм был построен примерно в конце второй — третьей четверти VI века. В 1977—1979 годах исследован под руководством В. А. Кутайсова . Полностью раскопан, как и крупный бассейн под ним. По итогам была подготовлена публикация в журнале « Советская археология » .
Небольшой храм (17х10 м), расположен на самой кромке высокого обрывистого северного берега. Храм был открыт в 1877 г. раскопками Одесского Общества истории и древностей. В 1892-93 гг. памятник доследовался К.К. Косцюшко-Валюжиничем. В 80-е годы проводились реставрационные работы в режиме аварийных работ. В 2004-2005 гг. объект реставрировался силами ООО «Крымсевреставрация».

Примечания

Комментарии
  1. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.
  2. «Жития» описывают воскрешение первым епископом Херсонеса святым Василеем сына одного из правителей города. Мальчик был похоронен в склепе недалеко от города. Родители просили святого воскресить ребёнка. Василей омыл его тело «по обряду крещения» и после молитвы епископа мальчик воскрес. Свершившееся чудо привело к крещению родителей ребёнка и их окружения.
Источники
  1. Фомин М. В., Шевцова А. А. // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина // Серия «История», № 47 : журнал. — 2013. — № 1087 . — С. 22—33 . 2 июля 2023 года.
  2. . . Дата обращения: 17 января 2020. 11 января 2020 года.
  3. . . Дата обращения: 17 января 2020. 1 декабря 2012 года.
  4. . . Дата обращения: 17 января 2020. 30 декабря 2019 года.
  5. Ушаков С. В. // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма (МАИАСК) : журнал. — 2014. — № 6 . 26 марта 2020 года.
  6. . . Дата обращения: 17 января 2020. 30 декабря 2019 года.
  7. . . Дата обращения: 17 января 2020. 15 мая 2011 года.
  8. Фомин М. В. // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина // Серия «История», № 53 : журнал. — 2018. — № 2017 . — С. 72—78 . — ISSN . 2 июля 2023 года.
  9. Кутайсов В. А. // « Советская археология ». — Наука, 1982. — № 1 . — С. 155-169 . — ISSN . 29 декабря 2022 года.

Ссылки

Источник —

Same as Раннехристианские культовые сооружения Херсонеса