Ривера Карбальо, Хулио Адальберто
- 1 year ago
- 0
- 0
Адальбéрто Лѝбера ( итал. Adalberto Libera , 16 июля 1903 года, Вилла-Лагарина , Тренто — 17 марта 1963 года, Рим ) — архитектор итальянского движения новеченто неоклассического и рационалистического направления.
Родился в маленькой деревушке в семье строителей из области Трентино на севере Италии, славящейся в истории искусства умелыми инженерами и архитекторами. Учился на математическом факультете университета в Парме (1925), одновременно посещая уроки архитектуры в ( ). Затем, с 1928 года, учился на архитектурном факультете университета Сапиэнца в Риме, посещал лекции в политехнических институтах Турина и Милана . В 1926 году Либера примкнул к «группе семи» ( , итал. Gruppo Sette ): художникам итальянского новеченто. Его друг Фортунато Деперо , также родом из Трентино, познакомил его с идеями футуризма .
Адальберто Либера стал одним из основателей в 1930 году «Итальянского движения за рациональную архитектуру» ( , MIAR: «Movimento Italiano di Architettura Razionale»). Либера был одним из организаторов и участником Первой (1928) и Второй (1931) «Выставок итальянской рациональной архитектуры». Людвиг Мис ван дер Роэ пригласил Либеру участвовать в Штутгартской выставке Веркбунда 1927 года. В 1928 и 1931 годах Либера организовывал выставки MIAR в Риме. В 1932 году в Риме состоялась Выставка фашистской революции («Mostra della Rivoluzione Fascista»), в которой Либера также принимал участие .
Грандиозной планировалась Всемирная выставка 1942 года в Риме (EUR: «Esposizione Universale di Roma»). Её проведению помешала война, но архитектурные сооружения, частично достроенные в 1950-х годах, составляют важный этап развития европейского неоклассицизма . Либера является автором Дворца конгрессов , здания, которое отразило уникальное сочетание неоклассицизма, восходящего к , и модернизма, нашедшего в частности отражение в живописи Джорджо де Кирико , лидера художников «метафизического искусства». Примечательно, что мотив аркад — характерный для античной и ренессансной архитектуры — своеобразно претворен и в « метафизической живописи » де Кирико. Он же многократно повторяется в зданиях EUR. Для района EUR Либера в 1939 году спроектировал Арку. Её изображение можно видеть на официальном рекламном плакате Всемирной выставки. Огромную арку из стали, одетую в алюминиевый сплав, диаметром до 320 м планировали возвести в качестве ворот в Рим со стороны ведущей от моря автострады. Она не была построена, но идею использовал американский архитектор финского происхождения Ээро Сааринен (младший) для знаменитой американской арки: « Ворота Запада » в Сент-Луисе , штат Миссури , (проект 1947—1948, реализация 1965—1967). В настоящее время в Риме подготовлен проект возведения арки EUR .
Как и его сверстники — Джованни Микелуччи , Джузеппе Пагано , Джузеппе Терраньи , Марчелло Пьячентини , Аньоло Мадзони , — Либера был вынужден вступить в фашистскую партию. После поражения Италии во Второй мировой войне ему пришлось пережить творческую изоляцию. Прожив несколько лет в своём родном Трентино, он вернулся к работе.
В 1939—1941 годах работал в Югославии и СССР . Его архитектурное творчество складывалось под влиянием германского Веркбунда. Как дизайнер он проектировал мебель, бытовые изделия промышленного производства. В 1954—1962 годах спроектировал и построил здание областного правительства для региона Трентино - Альто-Адидже в Тренто.