Канкрин, Егор Францевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Эдуа́рд Фра́нцевич Напра́вник ( чеш. Eduard Nápravník ; 24 августа 1839 , , близ Кёниггреца , Королевство Богемия , Австрийская империя — 10 [23] ноября 1916 , Петроград , Российская империя ) — чешский и русский композитор , дирижёр . В течение почти пятидесяти лет он занимал пост главного дирижёра Мариинского театра , под его управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся в то время русских опер. Заслуженный артист Императорских театров (30.01.1899) .
Жена — оперная певица Ольга Шредер .
Направник родился в семье небогатого учителя. Рано проявив музыкальные способности, он начал обучаться игре на фортепиано , органе и теоретическим предметам. В 1850 году он поступил в реальное училище в Праге , однако из-за смерти отца в 1854 году ему пришлось начать зарабатывать на жизнь, играя на органе в церкви. Направник совершенствовал своё исполнительское мастерство в органной школе под руководством К. Ф. Пича и Франтишека Блажека , занимался также в фортепианной школе Петра Майдля (1817—1896), с 1855 года начал преподавать в школе Майдля. Получив таким образом стабильный заработок, Направник начал изучать оркестровку и дирижирование под руководством директора Пражской консерватории Яна Бедржиха Киттля . К этому же времени относятся первые его композиторские опыты.
В 1861 году , получив предложение от известного русского мецената князя Юсупова занять место капельмейстера его домашнего оркестра, Направник отправился в Россию, которая с этого времени стала его второй родиной. В 1863 году он был приглашён помощником капельмейстера и органистом Мариинского театра , в 1867 получил место второго капельмейстера, в 1869 — первого (главного дирижёра) и занимал этот пост до самой смерти. Подлинный расцвет оркестра Мариинского театра пришёлся на долгие годы служения ему Эдуарда Направника, в честь которого впоследствии было названо одно из фойе современной Мариинки . Начав с наведения порядка и дисциплины в оркестре, Направник превратил его в эталон столичного исполнительского искусства . Высокую оценку дал ему композитор и музыкальный критик А. Н. Серов , сказавший, что «оркестр творит чудеса по отчетливости и оттенкам» .
За время работы в Мариинском театре Направник продирижировал около трёх тысяч оперных представлений, в том числе премьеры опер « Борис Годунов » Мусоргского , « Орлеанская дева », « Мазепа », « Пиковая дама » Чайковского , « Майская ночь », « Снегурочка », « Ночь перед Рождеством » Римского-Корсакова и многих других.
Направник стал первым дирижёром опер: « Вражья сила » Серова (1871), « Каменный гость » Даргомыжского (1872), « Псковитянка » (1873), « Майская ночь » (1880); « Снегурочка » (1882), « Борис Годунов » (1874); « Опричник » (1874), «Кузнец Вакула» (1876), « Орлеанская дева » (1881), « Пиковая дама » (1890), « Иоланта » (1892) Чайковского , « Демон » (1875). Под руководством Н. была возобновлена (1871) опера « Руслан и Людмила ». «Большое художественное значение имели и другие постановки Направника — тетралогия „ Кольцо Нибелунга “ Вагнера (1900-05), оперы „ Фиделио “ Бетховена (1905), „ Орфей и Эвридика “ Глюка (1911)».
С 1869 по 1881 год помимо управления оркестром театра Направник дирижировал симфоническими собраниями Русского музыкального общества, также зачастую становясь первым исполнителем новых сочинений.
Его собственные авторские четыре оперы были поставлены в Мариинском театре: «Нижегородцы» (1868), «Гарольд» (1886), « Дубровский » (1894), « » (1902). Опера «Дубровский», по одноимённой повести А. С. Пушкина , пользовалась наибольшим успехом. Масштабный фортепианный концерт Направника записал пианист с .
Направник умер в 1916 году в Петрограде, похоронен там же на Новодевичьем кладбище рядом с женой — Ольгой Эдуардовной Направник-Шредер (1844—1902) — певица, и сыном Константином (1874—1911).
После революции 1917 года его семья переехала в Бельгию .
В 1961 году на экраны вышел фильм-опера « ». (Владимир Дубровский — Сергей Лемешев , Маша — .)