В списке представлены основные оригинальные жанры классической
тайской литературы
(XIII—XIX веков). Кроме того, значительное место занимали переводы
сутр
,
джатак
и другой буддийской литературы, художественной прозы, а также отдельные исторические хроники.
Бёк-ронг
(поэтическое вступление к пантомиме) — одна из стихотворных форм.
Ботлакон
(«тексты для театра») — упорядоченные начиная с Рамы I тексты пьес, восходящих к народному театру.
Доксой
— песмаскированная пантомима на религиозную тему, зародилась в XV веке. Исполнялись также сюжеты о
Раме
.
Кон-ла-бот
(«ек).
Клом-чанг
(«утешительная песнь
слону
») — восходит к заклинаниям, использовавшимся при поимке слонов. В XVII веке появляются их литературные обработки (Симахосот).
Клон-рыанг
(«повествование в стихах клон») — восьмисложный размер, активно использовавшийся
Сунтоном Пу
.
Лаконнай
(«внутренний театр»
, или придворный) — пьесы для него писались в основном по мотивам «Рамакиана» или «Инао», достигает расцвета при
Раме I
и
Раме II
.
Лаконнок
(«внешний театр», или театр для простонародья) — бродячие актеры первоначально играли в основном отрывки из сборника «50 джатак».
Лаконрам
— танцевальное представление, для одного чтеца и группы мимов.
Лаконронг
— вокально-драматическое действие.
Лилит
— поэтический XV века «Юан пхай» («Поражение юанов»), поэма «Пхра Ло» («Великий Ло», XV либо XVII век).
Нанг
(театр плоских кожаных кукол, или театр теней) — для него Пхра Махарачакру (XVII век) обработал одну из поэм в жанре чан. Репертуар близок к лаконнай.
Нират
(от санскритского «разлука») — приобретает популярность в XVII веке (анонимная поэма «Нират Харипунчай», поэма Сипрата «Печаль»). Близок к элегии, выражающей печаль от разлуки с другом или возлюбленной, но по содержанию напоминает путевые заметки. Вновь распространились при династии
Тьакри
(Чакри), известны нираты Прая Транга, Наринтибета,
Сунтона Пу
. Принц
(1819—1867) написал «Нират
Лондон
».
Пленг сан
(«короткая песнь») — восходит к фольклору (сложились не позднее XVI века), исполнялись поочередно юношами и девушками на деревенских праздниках.
Пленг яо
(«длинная песнь») — стали записываться с конца XVII века, лирические песни, близкие романсам, посвящались обычно женщине. Наиболее известны стихи Пра Кланга (конец XVIII века). В этом жанре известно одно из
.
Рабам
(танцевальная мистерия) — тип театрального представления, зародился в XV веке.
Сакрава
— песенно-лирическая форма.
Сепа
(сепха,
) — впервые упоминается в XV веке, распевное произведение в стихах клон, на тему народного сказания (известна сепа о Си Танон Чае) либо религиозной мистерии. Классическая литературная обработка — «Сепа о Кун Чанге и Кун Пэне», появилась в начале XIX века.
Хе-рыа
(«песня гребцов») — восходит к фольклору, проникает в литературу в XVII веке (цикл Симахосота), торжественные тексты писались для королевских выездов или праздников на воде.
Ча-лём
— одна из старинных стихотворных форм.
Чан
— эпопея героико-романического содержания. Классические образцы: поэмы Пхра Махарачакхру,
Сипрата
и
(XVII век), писались и в XIX—XX веках.
В конце XIX — начале XX века появляются новые жанры:
Клайбан
— эпистолярный прозаический стиль. Известны клайбаны Тьюлалонгкона, Кру Тепа, цикл «Письма домой» Рамы VI
Вачиравута
.
Лаконпут
(лакхонпхут, «разговорный театр») — пьеса, построенная на основе диалогов, при минимуме танцев, пения, пантомимы, жанр создан
Рамой VI
Вачиравутом.
Рыанг
(«дело», «событие») — прозаический очерк, в литературу введен Дамронгом.
Литература
История всемирной литературы. В 9 т. М., 1983—1994. Т.3. С.616-618. Т.4. С.457-460. Т.5. С.536-543. Т.6. С.679-684. Т.7. С.646-649. Т.8. С.642-646.