Майоров, Илья Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Илья́ Андре́евич Хржано́вский (род. 11 августа 1975 , Москва ) — кинорежиссёр российского происхождения, сценарист и продюсер . Член Европейской Академии киноискусств .
Отец — художник-мультипликатор Андрей Хржановский , мать — филолог и киноредактор . Дед — художник и артист Юрий Хржановский .
В 1992—1993 учился на факультете живописи в . В 1998 году окончил режиссёрский факультет ВГИК (мастерская М. М. Хуциева ). Дебютировал как режиссёр театральным спектаклем «То, что чувствую» на Международном фестивале КУКART (1997).
В 1998 году совместно с Артёмом Михалковым поставил короткометражный фильм «Остановка» .
В 1998—2002 годах — режиссёр и продюсер рекламных компаний. Ответственный продюсер телевизионного сериала «Список влюблённых РФ» производство телеканала ТНТ . В 2003 году проект вошёл в программу Берлинского кинофестиваля , а также в программы других российских и международных кинофестивалей.
С 2006 года по настоящее время — режиссёр-постановщик кино-арт-проекта «Дау» .
С 2007 постоянно проживает за пределами Российской Федерации — в Германии , Великобритании и Украине .
В 2020—2023 годах — художественный руководитель Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» .
В марте 2014 года подписал письмо «Мы с вами!» КиноСоюза в поддержку Украины .
В феврале 2022 года выступил против вторжения России на Украину . На март 2022 года находится в Израиле .
В 2005 году Илья Хржановский стал соучредителем компании «Феномен-Филмз». Среди проектов «Феномен-Филмз» — « Бумажный солдат » режиссёра Алексея Германа-младшего . Фильм получил Серебряного льва и Золотую Озеллу за лучший технический вклад ( ) на Венецианском кинофестивале 2008 года , был номинирован на премию Европейской киноакадемии . Фильм стал номинантом Национальной кинематографической премии « Ника » в восьми категориях , номинантом национальной кинонаграды России « Золотой орёл » в шести категориях .
В 2009 году стал соучредителем компании «Феномен-Украина», в 2010-м — компании (Германия).
Дау — мультидисциплинарный кино-арт-проект. Начинался в 2006 году как полнометражный художественный фильм о жизни гения в тоталитарную эпоху, сюжет которого был вдохновлен биографией советского физика Льва Ландау .
В 2009 году, после постройки в Харькове самой большой в Европе съемочной локации Институт, площадью 12 тысяч квадратных метров, , процесс съемок превратился в «тотальный перформанс» . Принцип функционирования объекта и способ съемки послужил основанием для сравнения «Дау» с « Синекдоха Нью-Йорк » и « Шоу Трумана ». , , .
В кастинге приняло участие 392 тысячи человек , в съемках — около 300 человек , среди них учёные, художники, музыканты, философы, религиозные деятели, мистики, наряду с поварами, официантами, уборщиками, медсёстрами, парикмахерами и сотрудниками органов безопасности . Все, кроме Дау (дирижёр Теодор Курентзис ), его жены (актриса Радмила Щёголева ), их сына (в старшем возрасте — музыкант Николай Воронов ) и директора «Института» с 1938 по 1953 годы Крупицы (театральный режиссёр Анатолий Васильев ), жили в «Институте» под своими именами. Их реальные биографии были адаптированы под советские реалии. , . Среди участников проекта — ключевые современные ученые в области теоретической физики и математики, такие как Дмитрий Каледин , Никита Некрасов , Андрей Лосев , Самсон Шаташвили , а также Карло Ровелли , Эрик Верлинде , Нобелевский лауреат Дэвид Гросс , Яу Шинтун , современные художники — Карстен Хеллер , Марина Абрамович , Ромео Кастеллуччи , Питер Селларс , Борис Михайлов , Алексей Блинов , а также духовные практики и религиозные деятели — рав Штейнзальц , перуанский шаман Гильермо Аревало и др. .
Для съемок было произведено и закуплено 40 000 элементов костюма . Архитектура декорации, костюмы, предметный мир создавали фантасмагорическую реконструкцию советского времени 1930-х — 1960-х годов , .
Съемки продолжались с перерывами до ноября 2011 года . В течение всего периода, вне зависимости от съемок, на площадке не допускались современные предметы, современная речь, попасть туда можно было только в костюме и с исторической прической — таким образом любой посетитель площадки (гость, член съемочной группы) при попадании на нее становился персонаже . Сценария не было, персонажи реагировали, взаимодействовали, совершали поступки в предложенных обстоятельствах, иногда подолгу живя в декорациях .
Длительность отснятого материала составила 700 часов . Смонтированные из этого объема 13 фильмов различных жанров были представлены на премьере проекта в Париже в 2019 году. Фильмы озвучили такие артисты, как Жерар Депардьё , Уиллем Дефо , Ларс Айдингер , Изабель Аджани , Фанни Ардан , Изабель Юппер , Шарлотта Рэмплинг , Ханна Шигулла , Барбара Зукова , Вики Крипс , Бликса Баргельд , Дени Лаван , Лу де Лааж и другие. «Материнский» фильм, где в фокусе судьба самого Дау и куда институтский материал входит как часть, находится на 2022 год в процессе производства , как и некоторые другие фильмы и сериалы .
Жанр проекта критики определяют как «жанр культуры 30-х-60-х» , «самый масштабный эксперимент в области театра» , «тотальный эксперимент» .
Кроме кинопродукции, проект обрел и другие формы существования.
Книги, составленные на основе расшифровок разговоров персонажей в кадре и на территории Института вне съемок, продавались на парижской премьере.
В британском издательстве Thames&Hudson подготовлено издание DAU Document , где собраны в хронологическом порядке кадры из отснятого материала, фотографии со съемочной площадки, сделанные на советские фотоаппараты, приведены научные исследования, созданные в рамках проекта, собраны эссе на темы любви, власти, насилия, измененных состояний сознания, а также каталог из 80 тысяч единиц одежды и реквизита из проекта и профайлы персонажей . В 2018 году модный дом Comme des Garçons выпустил альбом фотографий DAU в рамках ежегодной инициативы по изданию работ художников и фотографов . Эксклюзивное издание «Инсталляция ДАУ в Ле-Шатле», «где работы Бакста, Ларионова, Гончаровой соседствуют с фрагментами инсталляций „Дау“» , было выпущено в 2018 к парижской премьере «в подарок Парижу» от проекта, с предисловием мэра Парижа Анны Идальго, художественного руководителя Театра Шатле Рут Макензи и др.
в 2017 году стартовала серия академических конференций, посвящённых широкому кругу культурологических, социальных, политических вопросов, которые поднимает и актуализирует «Дау». Три конференции прошли в 2017 году в Лондоне, где площадками стали Лондонская школа экономики и политических наук , Вестминстерский дворец , а участниками — профессор Теодор Шанин , профессор Александр Эткинд , первый Президент Украины Леонид Кравчук , первый Государственный Секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис , Председатель Верховного совета республики Беларусь Станислав Шушкевич , посол Великобритании в СССР и России сэр Родрик Брейтвейт , посол Западной Германии в СССР доктор Андреас Майер-Ландрут , профессор Роберт Сервис , начальник генерального штаба Вооруженных сил Великобритании Майкл Дэвид Джексон , профессор и др. Серия продолжилась на парижской премьере в 2019 году с участием таких писателей, ученых, художников, как Джонатан Литтелл , Никита Некрасов , Реза Дегати , Александр Эткинд и др.
Начиная с объекта Институт важной частью проекта становятся многосоставные инсталляции — объект который функционировал как во время съемок, так и без, формируя опыт любого посетителя и вступая с ним во взаимодействие , . Инсталляцией должна была стать и премьера проекта в Берлине в 2018 году, где планировалось воссоздать копию Берлинской стены ; попадание на территорию предполагало для посетителей процедуру обыска, планировались перформансы и выступления артистов, в частности перформанс Марины Абрамович и Теодора Курентзиса , участники которого должны были проходить через ритуал мытья (отсылка к газовым камерам под видом душа в концентрационных лагерях . Завершиться мероприятие должно было ритуальным разрушением «Берлинской стены» , после чего каждому участнику должно было быть предложено взять с собой камень . В сентябре 2018 власти города города запретили мероприятие со ссылкой на нарушение процедур , , .
Многосоставной инсталляцией стала и парижская премьера проекта в 2019 году — она разворачивалась на площадках Театра Шатле и Театра де ля Вилль , где почти столетием раньше прошли «Русские сезоны» Сергея Дягилева , , а также в Центре Помпиду , который также предоставил для использования в пространствах обоих театров работы русских неофициальных художников 1950-х-2000-х годов ). Показы фильмов проходили наряду с перформансами, концертами, инсталляциями, конференциями; в опыт участника также входило посещение столовой, баров, магазина с советским ассортиментом , , , , .
Наконец, Хржановский называет произведенные фильмы «трейлерами» продукта Dau.Digital — это оцифрованный структурированный архив 700 часов отснятого материала с возможностью навигации и формирования собственного нарратива для каждого зрителя, который также был представлен посетителям в Париже , , .
В 2020 году Наблюдательный совет назначил Хржановского художественным руководителем Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» ( Киев ) . Финансирование Мемориального центра осуществляется на принципах паритетного участия украинских и международных спонсоров .
Осенью 2020 года, к 79-й годовщине Холокоста в Бабьем Яру, в присутствии президента Украины Владимира Зеленского открылась аудиовизуальная инсталляция, посвященная жертвам трагедии , .
В январе 2021 года Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» представил художественную концепцию Мемориала, результат работы международной группы авторов, включившей в себя признанных в мире и в Украине историков, художников: музейных кураторов, архитекторов . Зона ответственности Хржановского в разработке концепции — общая рамка проекта .
14 мая 2021 года, в день памяти украинцев, спасавших евреев во время Второй мировой войны, на территории Мемориала открылась символическая синагога. На церемонии присутствовали премьер-министр Украины Денис Шмыгаль , министр культуры Александр Ткаченко , мэр Киева Виталий Кличко , руководитель Офиса президента Андрей Ермак , а также главный раввин Украины Моше Реувен Асман и глава Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук .
В октябре 2021 года проект получил международную премию в области архитектуры и дизайна Dezeen как культурный объект года .
В июле 2021, на форуме «Украина 30. Гуманитарная политика», Илья Хржановский представил концепцию музейного комплекса и планы по его развитию; в представлении проекта принимала участие современная художница Марина Абрамович , авторству которой принадлежит объект на территории Мемориала «Кристальная стена плача». Сроки открытия мемориального музея анонисировал президент Украины Владимир Зеленский .
6 октября 2021 объект Марины Абрамович «Кристальная стена плача» был открыт на территории Мемориального центра, в присутствии президентов Украины, Израиля и Германии. Открытие сопровождалось 13-й симфонией Дмитрия Шостаковича в исполнении Государственного симфонического оркестра Германии. Открытие было приурочено к 80 годовщине трагедии .
Проекты Мемориального центра Холокоста стали также лауреатами таких премий, как Международная профессиональная интернет-премия « » , международные премии в области прав человека , в еврейской журналистике и др.
В 2021 году Хржановский выступил продюсером документального фильма Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст» . Фильм получил специальный приз жюри Каннского фестиваля «Золотой глаз» , премии на Иерусалимском международном кинофестивале , на 57-м Международном кинофестивале в Чикаго , на Лондонском кинофестивале , на 31-м Международном кинофестивале « Послание к человеку » , попал в шорт-лист номинантов на премию Европейской киноакадемии за лучший документальный фильм .
В сентябре 2023 Хржановский сделал заявление о том, что покинул пост художественного руководителя Мемориального центра, так как «война поменяла и будет еще менять многое в восприятии и формировании культуры памяти в Украине»; «в существующем контексте <полагает> свой этап деятельности завершенным» и «не считает правильным работать в Украине, физически там не проживая и не разделяя все беды и опасности вместе с украинским обществом» . Заявление было прокомментировано главой Наблюдательного совета благотворительного фонда "Мемориал Холокоста «Бабий Яр», узником советского режима, правозащитником Натаном Щаранским в социальной сети, в частности с формулировкой «трудно переоценить твой вклад в этот важнейший для еврейского народа и для Украины проект» .
В марте 2014 года подписал письмо «Мы с вами!» КиноСоюза в поддержку Украины .
Начиная с 24 февраля 2022 года последовательно выступает против военного вторжения России в Украину .
24 февраля стал инициатором и одним из первых подписантов обращения режиссеров, писателей, журналистов, художников, ученых, издателей с требованием «прекратить эту войну» . Впоследствии к обращению присоединились сотни российских граждан. Обращение было размещено на странице Facebook Михаила Зыгаря . После принятия поправок в УК РФ, усиливающих ответственность за распространение фейков обращение было удалено.
Также 24 февраля 2022 года подписал антивоенное письмо Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России .
Инициировал интервью президента Украины Владимира Зеленского оппозиционным российским журналистам 27 марта 2022 года .
Начиная с парижской премьеры «Дау» методы Хржановского подвергаются критике, в частности с точки зрения этичности вовлечения непрофессиональных актеров и работы с ними .
Идеи Хржановского по оформлению мемориала Холокоста вызвали скандал — ряд общественных деятелей называли проект «Холокост-Диснейлендом » и требовали увольнения режиссёра. В знак протеста против планов и стиля работы режиссёра проект покинул главный историк мемориального центра «Бабий Яр» Карел Беркхоф и исполнительный директор фонда Яна Баринова . Отстранения Хржановского потребовали украинские писатели, историки, журналисты, руководители музеев .
Сопредседатель Ассоциации еврейских общественных организаций и общин (Ваад) Украины Иосиф Зисельс заявил, что проект Хржановского «имеет своей целью дискредитировать Украину в интересах России… выставить украинцев перед всем миром фашистами , нацистами , антисемитами и ультранационалистами» . Как говорит Зисельс, в российской концепции этого мемориала «создается впечатление, что Холокост распространяется не из Германии, а из Бабьего Яра <…> То есть из Украины. <…> Путин подсовывает нам троянского коня» .
Как сообщал журнал Time , некоторые должностные лица Госдепартамента США непублично выступили против проекта. На встрече в начале 2020 года дипломат Джордж Кент призвал менеджеров проекта избегать «вепонизацией истории». Хржановский пытался объяснить Кенту и его коллег, что мемориал не является операцией российского влияния.
В ответ Мемориальный центр выпустил заявление, в котором говорится: «Все обвинения, звучащие в адрес Ильи Хржановского, сделаны на основании эмоций и субъективных мнений, построенных на догадках и допущениях. Мы считаем, что окончательные решения стоит принимать после объективных выводов правоохранительных органов» . Комментарий дал глава Наблюдательного совета благотворительного фонда "Мемориал Холокоста «Бабий Яр», узник советского режима, правозащитник Натан Щаранский : «Исторический нарратив и концепция музея были разработаны задолго до появления в проекте Хржановского, и не изменились ни на йоту. <…> Все находится под контролем попечительского совета, и все обвинения в антигуманности идей <Хржановского> не имеют никаких оснований» .