Курган у Западного кладбища
- 1 year ago
- 0
- 0
«Курган» ( англ. «The Mound» ) — научно-фантастическая повесть американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта , написанная в сотрудничестве с Зелией Бишоп с декабря 1929 года по январь 1930 года. Фактически вся повесть написана Лавкрафтом как « литературным негром », а Бишоп принадлежит лишь идея и синопсис в одну строку, о кургане коренных американцев, в котором обитает обезглавленный призрак. Лавкрафт расширил историю до повести о кургане, который скрывает врата в подземный мир, где находится царство К'нан. Сильно сокращенная версия была опубликована в ноябрьском выпуске « Weird Tales » 1940 года, а полный текст опубликован в сборнике 1989 года. Повесть относится к циклу « Мифы Ктулху » .
История рассказана американским этнологом , который в 1928 году приехал в городишко Бингер , штат Оклахома , округ Каддо , чтобы исследовать таинственный курган. На кургане якобы ходят призраки-индейцы: днём странно одетый индейский мужчина, а ночью безголовая индианка. Те, кто пытались исследовать курган бесследно исчезали или рассказывали о каких-то полулюдях-полупризраках, живущих под землёй, живых мертвецах и жутких существах. Один юноша вернулся повредившимся рассудком. Капитан вернулся с отрезанными ступнями, а культи были залечены до невозможной гладкости, сам же он стал моложе, и твердил про Ктулху , Ньярлатхотепа , Азатота . У другого пострадавшего внутренние органы были, каким-то невероятным образом, перемещены слева направо . Серый Орёл , вождь племени Вичита , поведал о Старцах и древнем народе, обитающем под землёй, от которого произошло всё человечество. Вождь велел этнологу не ходить к кургану ибо там находится вход в Подземный мир. Убедившись, что он всё равно туда пойдёт, вождь дал ему амулет из темного металла, со странными иероглифами, похожие на осьминога и краба .
Этнолог начал раскопки на кургане и нашел цилиндр из темного металла, в котором лежал свиток на испанском языке. После, вернувшись в Бингер, этнолог переводит текст, написанный в XVI веке (388 лет назад) испанским дворянином Панфило де Самакона-и-Нуньес . Последующие события представляют собой послание испанца. В 1540 году Самакона, находясь в Новой Испании , примкнул к экспедиции конкистадора Франсиско Коронадо , следовавшей вглубь Североамериканского континента , на поиски мифической индейской страны Сивола ( англ. Cíbola), богатой золотом. Поиски оказались тщетными, но в пути Самакона узнал от индейца по имени Бизон о проходе в подземную страну Кивира ( англ. Land of Quivira). В 1541 года Панфило тайно покинул экспедицию и спустился в недра земли. Через три дня он достиг колоссальной пещеры, где потолок светился голубым светом. Самакона вышел на равнину, заросшую травой и рощицами деревьев, где обитали странные животные, и плескалась рыба в реке. Вдруг, он наткнулся на храм, в котором он встретил людей, отдаленно похожих на индейцев. Панфило не знал их языка, но обнаружил, что они общаются с ним телепатически, без речевого общения . Аборигены увезли его в свой город Цат, верхом на плотоядных четвероногих существах с зачаточным рогом во лбу и жуткими мордами. Существа эти назывались гйаа-йотн и были искусственно выведенными получеловеческими гибридами .
Подземный мир назывался К’ньян, его бесконечно давно построили существа, прилетевшие на Землю из космоса. Великий потоп вынудил их совершить исход под землю, да и к тому же, на планету пришло великое зло, и поэтому они оборвали все связи с солнечно-подлунным миром. Жители К'ньян стали бессмертными, рождения почти прекратились, чтобы не создавать перенаселение, а понятие семьи давно исчезло. Они овладели секретом дематериализации и рематериализации, то есть могли по желанию становиться бесплотными и воплощаться вновь, и могли проделать это с любым объектом. Мастерски владея генной инженерией, они вывели класс полуодушевлённых рабов и научились оживлять мёртвых для промышленных нужд — таких полутрупов-рабов называли Им-бхи (некое подобие зомби ). Однако, несмотря на научные достижения, здешнее общество подверглось регрессу по сравнению с прошлым, а технологии сильно упростилась: от ездящих, летающих и плавающих машин из металла давно отказались в пользу рабов и животных гибридов. Государственное устройство было скорее полуанархическим, где привычка, а не закон, определяла каждодневный порядок вещей. К’ньяне были религиозные, всюду стояло много храмов: осьминогоголовому Тулу , змееподобному Йиг , Наг и Йеб , Безымянному Божеству, Шуб-Ниггурат и — до определенного случая — жабоподобному Тсатхоггуа .
К’ньяне почти не получали сведений о Внешнем мире ( англ. Outer-world) после того, как гнев космических божеств затопил Атлантиду и Лемурию . Позже они общались с майя , толтеками и ацтеками . К'няне были в восторге от гостя и поселили Самакону в роскошной квартире. Он должен был навсегда остаться здесь и рассказать о своем мире ибо К'няне не хотели, чтобы люди наверху о них. Самаконда увидел как сильно деградировало их общество в моральном плане. Смыслом их жизни был лишь поиск новых ощущений и борьба со скукой. Вместе тем, тут процветали невежество, садизм и нигилизм . Чтобы хоть как-то развлечь себя, жители Цата устраивали смертельные бои рабов в амфитеатрах. Чем больше Панфило жил здесь, тем сильнее росло его отвращение к К'ньянцам . Индеец Гилл-Фаа-Йнн показал ему город из золота Биграа ( англ. B’graa) и Подземелья Зин ( англ. Vaults of Zin), и рассказал об их культуре. К'нян — не первая развитая цивилизация в этом мире, они завоевали другие расы и построили свое царства поверх прежнего, которое, в свою очередь, было построено на руинах иного, тёмного, ещё более глубокого мира. Ниже находятся другие гигантские пещеры: прямо под К'ньян находился ещё один подземный уровень, под названием Йот, озарённый красным светом, где ранее жила древняя раса рептилий , но исчезнувшая вследствие неизвестного бедствия. Ниже Йота находилась ещё более глубокая пещера — Н’кай, где вообще нет света. В рукописях Йота говорится, что именно оттуда явился Тсатхоггуа. Однажды исследователи К'няна нашли вход в Н’кай и обнаружили там, среди вечного мрака, живых ползающих существ, выглядящих как аморфные массы чёрной слизи, принимающих различные формы, которые поклонялись Тсатхоггуа. После, выжившие члены экспедиции опечатали проход в Н'кай, а все изображения Тсатхоггуа были уничтожены дезинтегрирующими лучами, и его культ стал запрещён .
Самаконда боялся, что К’ньян будет не остановить и они вторгнутся в Верхний мир, где у них были города до Ледникового периода . Он пытался уйти тем же путём, каким пришёл, но там поставили охрану . Самакона сошёлся с местной женщиной Т'ла-Йуб , испытывающей к нему чувства, которая рассказала о заброшенном проходе наверх, где она могла пройти, благодаря искусству дематериализации. Панфило уговорил её бежать вместе с ним и в 1545 году беглецы вышли в путь с пятью нагруженными золотом животными. Они прокрались в нижний пригород Элтаа ( англ . L’thaa), прошли равнину Нит ( англ. Nith) и предгорье Гран ( англ . Grh-yan). В пути одно животное сбежало и подняло тревогу, и беглецов схватили. Самакона простили, поскольку нуждались в его знаниях, а Т'ла-Йуб приговорили к смерти на арене. Её в искажённом и полудематериализованном виде, превратили в живой безголовый труп, и поместили среди часовых, охраняющих выход на кургане. В конце рукописи Панфило пишет, что снова попытается сбежать, так как сам овладел способностью к дематериализации, после чего рассказ обрывается. По-видимому его поймали, но он успел спрятать цилиндр со своими записями у выхода на кургане .
Этнолог шокирован прочитанным, но уверяет себя, что это мистификация . Он снова идёт на курган и, начав раскопки, находит скрытый лаз, пройдя по которому видит вещи предыдущих исследователей. Внезапно, появляются дематериализованные существа, а затем, из ведущего вглубь тоннеля, является призрак, чей облик заставляет этнолога в ужасе бежать обратно на поверхность, бросив цилиндр с рукописью. Этнолог уехал из Бингера, решив никогда сюда не возвращаться. С тех пор он вспоминает, что существом в пещере был изуродованный и реанимированный труп Самаконы, а на его груди была вырезана надпись на ломаном испанском: «Схвачен по воле К’ньяна, направлявшей безголовое тело Т'ла-Йуб» .
Рассказчик
Самакона
Повесть «Курган» — одно из трёх произведений, написанных в соавторстве с Зелией Бишоп и имеет связи с двумя другими: « Проклятие Йига » и « Локон Медузы ». Зелия Бишоп наняла Лавкрафта для создания сюжета про индейский курган, что охраняет безголовый призрак. Лавкрафт написал повесть о кургане, скрывающим врата в Подземный мир . Лавкрафту не понравилась идея Зелии Бишоп о том, что курган лишь типичная история о призраках. Вся предложенная ею схема была слишком краткой и он превратил её в повесть из 29 560 слов. Повесть была издана после смерти Лавкрафта, можно сказать, что она была «написана призраком». Эта история одна из трёх, где очень богато описана не человеческая культура, а две другие — « Хребты безумия » и « За гранью времен ». Повесть была издана в 1940 году, поэтому в ней присутствуют элементы и последующих произведений Лавкрафта.
В повести упоминается Аристотель , Хеопс ; испанские деятели: Франсиско Васкеса де Коронадо , Антонио де Мендоса , Нуньес де Бальбоа ; и Генрих Восьмой .
Лавкрафт часто обменивался ссылками на произведения других писателей — что стало традицией среди последователей писателей « Мифов Ктулху ». Роберт Говард писал про Ханаан . Кларк Эштон Смит писал про Лемурию и Атлантиду .
Лавкрафт основывается на фольклоре и мифологии индейцев , что описывают древнюю расу, подземных жителей, племена троглодитов , строителей курганов (США) , армии сражающихся призраков и других. Легенды племени Вичита упоминают богов, злых духов, демонов, аморфных животных и других.
Лавкрафт описывает модель мира , которая часто описывается в мифологии . Подземный мир впервые был описан в мифологии шумеров . Нечисть, живущая под горой и спящий великан — традиционные мотивы скандинавской мифологии . Подземный мир К'нан имеет черты Загробного мира из легенд индейцев. Индейцы упоминают божеств Кецелькоатля и Тираву; а также древнегреческое божество Астарту .
Лавкрафт использует названия, похожие на локации Ближнего Востока . К'нян ( англ . K’n-yan) напоминает античное государство Ханаан ( англ . Kĕnaʿan), в Древней Месопотамии . Название Цатт похоже на Цфат . При создании Страны снов Лавкрафт вдохновлялся своей любимой в детстве сказкой — « Тысяча и одна ночь », поэтому окружение имеет черты Восточной культуры .
Мифология Древнего Египта часто служит фоном для « Лавкрафтовских ужасов» , а также её использовал Эдгар По , последователем которого является сам Лавкрафт. Концепция души Древнего Египта описывает то, как человек во сне путешествует в Мир сновидений, где он встречает умерших и Богов . В Древнем Египте считалось, что в Мире грез обитают демоны, злые духи, боги Луны и многие другие. Фразы индейцев Вичита о «воинах вышедших из заката солнца и большой реки» — похожи на мифы Древнего Египта. Лавкрафт использует вторые имена божеств или такую форму обращения, как «Те, кто живет под землей» — что характерно для Древнего Египта.
Повесть не была опубликована при жизни Лавкрафта. После его смерти, Август Дерлет радикально сократил её и в 1940 году она была опубликована в ноябрьском выпуске журнала « Weird Tales ». Это сокращённая версия перепечатывалась издательством «Arkham House» на протяжении многих лет, пока первоначальный текст не был опубликован в 1989 году в сборнике «Ужас в музее» .
Курган из истории находится в Бингере в округе Каддо , что является реальным городом в 60 милях (100 км) к юго-западу от Оклахома-Сити . Автор размещает курган примерно в трети мили к западу от Бингера, но в этом районе нет больших курганов, что, по-видимому, делает эту географическую деталь единственной вымышленной частью его местоположения.
В области есть несколько курганов, но они не такие, как описано в повести. Один из них называется «Призрачный Курган», и, согласно местной легенде, его населяют призраки, однако, он расположен ближе к Гидро, чем к Бингеру. Вид его не похоже на описание Лавкрафта , и он является естественным образованием. Скорее всего, этот курган, вдохновил Зелию Бишоп и она представила эту идея по своему. Возможно, второй соседний курган, известный как «Курган Мертвой женщины», также был источником её вдохновения. В отличие от первого, с ним не связано никакой истории о привидениях, хотя курган получил свое название, когда там было найдено захороненное тело женщины.
Лавкрафт разработал отдельную мифологическую базу об инопланетянах, посещавших Землю в древности — эти элементы лежат в основе « Мифов Ктулху ». Серый Орел рассказывает легенды индейцев о «старом народе» или Древних, которых в древности прилетели на Землю. В рассказе « Карающий Рок над Сарнатом » впервые говорится о пришедших со звезд пришельцах, от которых произошли люди. В рассказе « Зов Ктулху » Ктулху спит мертвым сном, но когда планеты встанут в ряд, Древние смогут вернуться на Землю и настанет Конец света. В повести « Хребты Безумия » описаны Старцы , Шогготы , древние расы, города в Антарктике , а также циклопические руины, что построены поверх еще более древнего города. В повести « Шепчущий во тьме » описываются мифы разных стран о «старом народе» и имена божеств: Ктулху , Тсатхоггуа , Шуб-Ниггурат , и « Тот, чьё имя не может быть названо » ( англ. Not-to-be-named One ). Предки индейцев призывали полупризраков из под земли — это похоже на ритуалы призыва потусторонних существ из рассказа « Ужас Данвича ». Жители Йота были потомками древней расы рептилий ( англ. Ancient reptile race), которая упоминается в рассказе « Безымянный город ».
На протяжении всего своего творчества Лавкрафт упоминает Древних богов ( англ. Old Gods), Древнюю расу ( англ. Ancient race), Старцев ( англ. Elder Ones), Старшую расу ( англ. Elder Race) и похожие названия, но их описание меняется, адаптируясь под изменившиеся интересы автора. В этой повести Лавкрафт использует название «те люди» ( англ. Those people), аналогично «те самые» ( англ. Those ones) из повести « Шепчущий во тьме ». Лавкрафт использует слово Древние в общем смысле этого слова: Это древние существа, либо древние пришельцы, либо Древние боги. В повести упоминаются «Боги Внешнего мира» (Земной поверхности), «злые демонические божества», «космические дьяволы» ( англ. Space-devils) — это похоже легенды о противостоянии божеств из повести « Хребты Безумия » и рассказа « Вне времени ». Лавкрафт нарочно искажает имя Ктулху как «Тулу» и полу-космический город Р'льех как «Релекс» — этот прием будет использовать Август Дерлет .
В Н'кай обитали существа похожие на жаб из повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата », а также черные аморфные существа, похожие на шогготов из повести « Хребты Безумия ». Темный метал Ктулху ( англ. Tulu-metal) и выполненный из него диск с изображением узора змеи на одной стороне и осьминога вместе с другим монстром с щупальцами на другой, появляется только в этом произведении. Иные металлические реликвии описаны в произведениях: « Шепчущий во тьме », « Грёзы в ведьмовском доме », « За гранью времён », « Вне времени ».
В повести упоминается Дух Ктулху , который сморил героя в сон — этими же словами описывает Дух-искуситель в рассказе « Полярная звезда », насылающий сон на сновидца. Лавкрафт использует такую форму обращения, как «Земля Квира» или «Люди Ломара» — подобно словам, которыми описаны жители Страны снов.
Жители К'нан упоминают локации из Страны снов : Кадат, Олатое, Ломар, Подземелья Зин и другие. Сумрачная пещера Йот, залитая тусклым красным светом, ниже которой находится еще глубокая темная пещера Н’кай, ведущая в бездну — это описание встречается в повести « Шепчущий во тьме » и рассказе « Врата серебряного ключа ».
В рассказе « Безымянный город » приводится концепция Страны снов , что соединена с Иными мирами и Загробным миром , а также описана раса рептилий, которые скрылись от катаклизма под землей.
В повести « Хребты Безумия » описаны Старцы , которые скрылись от катаклизма под землей.
В повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » описан Подземный мир, где находятся Подземелья Зин.
В рассказе « Карающий Рок над Сарнатом » впервые появляется описание Древних богов , идолы в виде ящерицы и таблички, в которых описаны древние цивилизации.
В рассказе « Проклятие Йига » описан Йиг и вождь индейцев Серый Орел.
В рассказе « Полярная звезда » появляется описание города Олатое, что в Стране снов .
В рассказе « Герберт Уэст — реаниматор » описан эликсир, который оживлял мертвых.
В рассказе « Заброшенный дом » упоминается дематериализация и атомная техника.
В рассказе « Праздник » герой попадает в Подземный мир, где находится сеть подземных катакомб, ведущих в Недра Земли.
В рассказе « Ужас в Ред Хуке » герой попадает в подземелье, где уровнем ниже находятся Недра Земли.
«Недра Земли» упоминаются ранее в произведениях: « Безымянный город », « Праздник », « Крысы в стенах », « Ужас в Ред Хуке » « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » и « Хребты Безумия ».
— одноименный фильм 1935 года.