Interested Article - Д’Актиль, Анатолий Адольфович

Анато́лий Адо́льфович Д’Акти́ль (имя при рождении Но́сон-Но́хим Абрамович Френкель ; 3 [15] июня 1890 29 ноября 1942 ) — русский советский поэт-песенник, драматург, писатель-сатирик и переводчик .

Биография

Носон-Нохим (Натан) Абрамович Френкель родился в Иркутске , в мещанской еврейской семье, сын помощника аптекаря Абрама Натановича Френкеля и Веры Моисеевны Мейерович. В 1891 году отец стал провизором, купцом второй гильдии, хозяином аптеки и аптекарского магазина в Чите , куда переехала вся семья.

Учился в гимназии ( Чита ) и 4 года в колледже ( Нью-Йорк ), после — на юридических факультетах Томского (1909) и Санкт-Петербургского университетов. Начал печататься с 1910-х годов (« Сатирикон », «Бич», « Стрекоза », «Красный перец», « Бегемот », « Мухомор », « Биржевые ведомости » и др.).

В 1912 году окончательно поселился в Санкт-Петербурге.

Редактировал еженедельник «Жизнь и суд» (1913). Писал острые фельетоны, куплеты, шутливые стихи, пародии, песни.

Много работал как текстовик для Леонида Утесова . Перевёл « Алису в стране чудес » Льюиса Кэрролла , несколько рассказов О. Генри , Джека Лондона .

В 1917 году оказался в Ростове-на-Дону, где работал в эстрадном театре «Кривой Джимми».

В апреле 1918 года писал:

Перед насмешкой не дрожу я
И не меняю амплуа:
Приемлю прозвище «буржуя».
Я — буржуа, я — буржуа.

Однако получил известность в Советской России как автор « Марша конников Будённого » на музыку Дм. Покрасса . В Гражданскую войну служил в Политотделе Первой Конной армии .

Эдуард Зуб так комментировал эти метаморфозы :

Гражданская война породила множество приспособленцев, но далеко не все из них могли сочетать запредельную гибкость с несомненными литературными способностями.

В 1921 году Анатолий Д’Актиль организовал и редактировал сатирический журнал «Красный ворон» (впоследствии « Бегемот »), а также журнал «Смехач» .

В 1923 году Д’Актиль увековечил своё имя стихами романса «Две розы» (музыка С. Покрасса) :

Одна из них белая, белая,
Была как попытка несмелая.
Другая же алая, алая,
Была как мечта небывалая.

В 1928 году Анатолий Д’Актиль пародирует « Песню о Буревестнике » М. Горького :

Напророчил Буревестник несказанные событья…
Буря грянула сильнее и скорей, чем ожидалось.
И в зигзагах белых молний опалив до боли перья,
Притащился Буревестник, волоча по камням крылья:
Так и так, мол, Буревестник.
Тот, который… Честь имею.
И сказали буйной птице:
— Мы заслуги ваши ценим.
Но ответьте на вопросы общепринятой анкеты:
Что вы делали, во-первых, до семнадцатого года?
Вздыбил перья Буревестник и ответил гордо:
— Реял.

Стал широко известен как автор текста «Марш Энтузиастов» на музыку Исаака Дунаевского, воспевающего образ Труда (« Труд наш есть дело чести, есть дело доблести и подвиг славы »), который был одной из самых популярных песен на ежегодных советских первомайских демонстрациях.

С начала войны до августа 1942 года работал в Ленинграде . Из блокадного города был вывезен в Молотов (Пермь).

Умер в 1942 году, похоронен на Егошихинском кладбище на участке нового православного кладбища в Перми .

Семья

  • Женился в 1915 году. Имел трёх дочерей — 1917, 1924 и 1926 года рождения.
  • Племянница — поэтесса и переводчик (1929—1974), до конца жизни жила с семьёй А. А. Д’Актиля.

Произведения

  • книга «Желчью по бумаге» 1917
  • пьеса для агиттеатра «Семь зятьев Антанты» шла в теревсатах 1920—1921
  • куплеты «Фонарики», «О культурном времяпрепровождении» для исполнителя Б. Борисова 1920—1930-е годы
  • пародия на «Песнь о Буревестнике» Максима Горького 1928
  • сатирическое обозрение для Ленинградского мюзик-холла «Отцы города» вместе с А. Буховым 1931
  • водевиль для театра миниатюр «В старом Нюрнберге» (1936)
  • одноактные пьесы для театра миниатюр «Большой день губернатора» вместе с Б. Волиным 1937
  • пьеса «Много шума из тишины» 1939
  • «Женщина, которая хотела знать» 1940

Песни

  • « Марш конников Будённого » («Мы — красная кавалерия»). Муз. Дм. Покрасса.
  • «Марш энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь» с Л. Орловой . Муз. И. Дунаевского .
  • «Куплеты под окошком» из кинофильма «Светлый путь» .
  • «Две розы» («Одна из них белая-белая / Была как улыбка несмелая»). Муз. С. Покрасса .
  • « Всё хорошо, прекрасная маркиза » — перевод на русский и адаптация под музыку (по другим данным, перевод Александра Безыменского).
  • «Вам девятнадцать лет…»
  • «Тайна» («Песня о неизвестном любимом») («У меня есть сердце / А у сердца песня»). Муз. В. Сидорова.
  • «Пароход» (с Н. Эрдманом и М. Вольпиным). («Ах не солгали предчувствия мне / Да мне глаза не солгали»). Муз. Н. Минха.
  • «Му-му» (с Н. Эрдманом и М. Вольпиным). Муз. М. Воловаца.
  • «Добрая ночь», («Мне грустно, мой милый друг,/ С тобой расставаться вдруг») муз. М. Гордон, обработка Н. Минха.
  • «Изумруд», муз. Б. Фомина.
  • «Негритянская любовь». Муз. Ахлерт, обработка Л. Дидерихса.
  • «Тени минувшего» («Тени минувшего/ Счастье уснувшего»). Муз. Н.Харито.
  • «Песня о дружбе»
  • «Песня о любви» — муз. И. Дунаевского ; из к/ф «Моя любовь» , дебютного фильма Лидии Смирновой
  • «Звать любовь не надо». Из к/ф «Моя любовь».
  • « Принимай нас, Суоми-красавица ». Музыка братьев Покрасс
  • «Любовь и спорт». Муз. А. Владимирцова.
  • «Из мертвых уст». Муз. С. Покрасса .

Переводы

Библиография

  • Д’Актиль А. Бабушкины сказки про коммуну. — Х. : Тип. М. И. Левин, 1919. — 16 с. — Перед загл. авт.: Д’Актиль (Желчный поэт).
  • Д’Актиль А. Синяк под глазом: Рифмованная проза. — Л. : Красная газета, 1926. — 38 с. — (Веселая б-ка «Бегемота»; N 25). — 20 000 экз. — 10 к.
  • Д’Актиль А. Как Серёжа за один присест 50000 р. пропил: Стихи. — Л. : Губфинотдел, 1927. — 15 с. — 30 000 экз. — Бесплатно.
  • Д’Актиль А. Никаких настроений. — Рига: Тип. Д. Апта, 1927. — 30 с. — (Веселая б-ка журн. «Ванька-Встанька»). — 4000 экз.
  • Д’Актиль А. Никаких настроений: Рифмованная проза / На обл. портр. автора работы В. Сварога. — Л. : Красная газета, 1927. — 40 с. — (Б-ка «Бегемота»; № 49). — 20 000 экз. — 10 к.
  • Д’Актиль А. О вопросе ребром: Стихи. — Х. : Агитсекретариат НКФ УССР, 1928. — 8 с. — 30 000 экз.
  • Д’Актиль А. Первая Конная в боях: История в частушках. / Послесл. С. Аслибекяна. — М. ; Л. : Гиз. Ред. воен. литературы, 1930. — 48 с. — 100 000 экз. — 15 к.
  • Д’Актиль А. Частушки безбожные. — М. : Теакинопечать, 1930. — 30 с. — 50 000 экз. — 10 к.
  • Д’Актиль А. Песней по богу: Стихи. — М. : Безбожник, 1931. — 78 с. — ( Центр. совет воинств. безбожников СССР ). — 50 000 экз. — 20 к.
  • Д’Актиль А. Золотистый, золотой. // Москва с точки зрения. — М. , 1992 (посмертно).

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 апреля 2011. 12 мая 2009 года.
  2. . Дата обращения: 28 августа 2018. 29 августа 2018 года.
  3. . Дата обращения: 28 августа 2018. 29 августа 2018 года.
  4. . Дата обращения: 28 августа 2018. Архивировано из 11 сентября 2018 года.
  5. Зуб Э. от 20 декабря 2013 на Wayback Machine . // Еженедельник «Пятница»
  6. Душенко К. В.
  7. . Дата обращения: 24 апреля 2011. Архивировано из 18 апреля 2011 года.
  8. Людмила Клигман от 3 января 2011 на Wayback Machine Журнал «Мигдаль Times» № 73-74, июль 2006

Литература

  • Поляков В. Товарищ Смех. — М. , 1976. — С. 184—187.
  • Зуб Э. // Еженедельник «Пятница»

Ссылки

  • [www.pseudology.org/evrei/dAktil_Frenkel_AA.htm Носон-Нохим — Анатолий Адольфович Френкель. А. д’Актиль]
  • Елена Русских . . // «Копейка» номер 47 от 2 декабря 2009 года.
Источник —

Same as Д’Актиль, Анатолий Адольфович