Interested Article - Вениг, Павел Карлович
- 2020-12-31
- 2
Павел (Пауль) Карлович Вениг ( 29 октября 1870 года , Санкт-Петербург — 1 февраля 1942 года , Ленинград ) — русский художник-живописец, младший сын профессора исторической живописи Карла Богдановича Венига , родной племянник Богдана Венига , живописца, участника «бунта четырнадцати» .
Биография
Родился в Санкт-Петербурге. Младший сын известного живописца Карла Богдановича Венига . Мать — Марияна Григорьевна Вениг (Венстонни). 14 декабря 1870 года был крещён в римско-католической церкви Святой Екатерины и наречён Павлом-Фиделисом .
С 1878 года учился в гимназии Карла Мая , где в это время преподавал его отец, а затем родной дядя, художник Пётр Богданович Вениг (1849—1888).
В 1887 году поступил в Императорскую Академию Художеств . Учился у мастеров Богдана Павловича Виллевальде и Павла Петровича Чистякова . В 1889 году получил две малые серебряные медали, а в 1890 и в 1891 году две большие серебряные медали за рисунки и этюды с натуры . В 1888—1892 годах занимался в натурном живописном классе и одновременно в классе исторической живописи. В 1891 году был удостоен третьей премии за исторический эскиз «Эсфирь перед Артаксерксом» , в 1892 году — второй премией за картину «Изгнание Христом торгующих из храма» . В 1892 году удостоен Советом Академии Художеств первой премии за эскиз «Бунт раскольников в Москве в 1682 году» . В марте этого же года Вениг принял решение о переходе в православие .
По окончании академии экспонировался на выставках Академии Художеств, затем на ежегодных выставках Санкт-Петербургского общества художников и ряде других. Являлся членом общества «Мюссаровские понедельники», общества « Русские акварелисты », Общества учителей рисования, « Санкт-Петербургского общества художников » .
В 1893 году перенёс инфекционное заболевание , вследствие чего потерял слух на левое ухо и не смог сдать академический научный курс , поэтому не был удостоен звания классного художника 3-й степени . В 1898 году ему было выдано свидетельство на право преподавания рисования. Он преподавал рисование в Смольном и Александровском институтах, в Санкт-Петербургском училище глухонемых .
Работал как исторический живописец, жанрист, портретист и пейзажист .
Неоднократно бывал в Украине с женой Раисой Александровной и детьми Николаем и Верой, летнее время проводил на дачах под Санкт-Петербургом, в посёлке Мартыновка , в Сорочкино , в селе Никольском и др. Многие произведения навеяны впечатлениями от поездок в Крым , Италию («Утро на озере Гарда», «Южный город» и др.) .
В 1900-е годы проживал по адресу Санкт-Петербург, Подрезова, 26 Б .
Работы Павла Карловича Венига неоднократно публиковались в журнале « Нива » , издавались в виде открытых писем.
В 1901—1902 годах выполнил эксизы с изображениями апостолов для оконных витражей собора Двунадесяти Апостолов Свято-Иоанновского монастыря на Карповке .
Являлся почётным членом Совета Санкт-Петербургских детских приютов, членом Общества взаимного вспоможения русских художников .
Весной 1919 года участвовал в Первой Государственной свободной выставке произведений искусства, проходившей в 17 залах Зимнего дворца , участниками которой стали 359 авторов .
Последние годы своей жизни, будучи тяжело больным, продолжал творческую деятельность — писал акварели для Педиатрического института и академика Е.Н. Павловского , для библиотеки которого даже создал эклибрис . После начала Великой Отечественной войны остался в блокадном Ленинграде .
Скончался 1 февраля 1942 года после пожара в доме № 17 на Нижегородской улице , где он жил c 1916 года . В пожаре погибла часть творческого наследия художника.
Похоронен на Пискарёвском кладбище , братская могила 9 .
Творчество
Павлом Венигом было написано более 200 картин, акварелей и этюдов, часть которых находятся в частных собраниях и музеях России и стран СНГ, в том числе: в Русском музее , Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике , Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева , Самарском областном художественном музее .
Наиболее известные картины Павла Венига:
- Дипломная работа — «Прометей прикованный» (1892) — в 1898 году он передал эту картину в Публичный музей Самары , откликнувшись на просьбу самарского купца и мецената Константина Головкина поддержать формирующийся художественный отдел музея .
- «Дедушка, спаси!» (1902) — была приобретена коллекционером Иваном Петровичем Свешниковым . В настоящее время находится в постоянной экспозиции Переславского музея-заповедника .
- «Устала!», выставлялась на выставке «Петроградского общества художников», где была приобретена неизвестным меценатом для музея А.П. Чехова в городе Таганроге .
Другие работы:
- 1890-е гг.: «Портрет отца Карла Богдановича», «Вид на Днепр из царского сада в Киеве», «Натюрморт», «Смерть Озы»;
- (1899): «Доволен», «Hе он»;
- (1902) «Это Он!», «В минуту свободы»;
- (1906) «Похороны в деревне»;
- (1907) «Портрет г-жи В» /Р. А. Вениг/;
- (1908) «Барин», «Тихий уголок», «На рынок» (сгорела в 1942 году);
- (1909) «Примут ли?»;
- (1912) «Прошлое»;
- (1913) «У колодца» (сгорела в 1942 году), «Нашел», «Автопортрет»;
- (1918) «В лесу», «Ласка волн», «Прибой».
Семья
-
Жена — Раиса Александровна Вениг (в девичестве Дмитренко), (1879—1942).
-
Сын Николай.
-
Внук Пётр Вениг
.
- Правнучка Ольга Вениг.
- Внучка Лидия Вениг.
-
Внук Пётр Вениг
.
- Дочь Вера (в замужестве Емельянова).
-
Сын Николай.
Примечания
- ↑ Валиев М.Т. Портрет двух петербургских художников в интерьере начала XX века // История Петербурга. 2019. № 6 (58).
- ↑ Афанасьев, Н.И. Современники: Альбом биогр. / [Соч.] Н.И. Афанасьева. [Санкт-Петербург]: тип. А.С. Суворина, 1909-1910. Т. 2. C. 70—71.
- ↑ Коновалов Э.Г. Новый полный биографический словарь русских художников. М.: Эксмо, 2008. C.97.
- Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. Т.2. М., 1972. С. 231.
- Назаров В.Б. Русские художники. Энциклопедический словарь. М.: Азбука, 1998. С.844.
- . Дата обращения: 30 апреля 2020. 24 сентября 2020 года.
- ↑ Весь Петербург: Адресная и справочная книга г. С.-Петербурга. - [СПб.]: издание А.С. Суворина, [1902]. С. 108.
- от 11 мая 2018 на Wayback Machine // Санкт-Петербургские ведомости. 2018. 11 мая.
- Каталог Первой государственной свободной выставки произведений искусств. Петербург: Дворец искусств (бывш. Зимний дворец). (Вступительная статья). 2-е изд., 1919.
- // artinvestment.ru
- от 24 октября 2020 на Wayback Machine [Текст] / Составил В. С. Савонько. - Ленинград : [Ленингр. о-во экслибрисистов], 1929 (тип. «Наука и труд»). Таблица 1.
- Весь Ленинград на 1927 год: адресная и справочная книга г. Ленинграда: Ежегод. изд. Ленинград: Орг. отд. Ленингр. губисполкома, 1927. C.79.
- Блокада, 1941-1944. Санкт-Петербург. Ленинград: Кн. памяти / [Редкол.: Пред. Щербаков В.Н. [и др.]. СПб.: Правительство Санкт-Петербурга, Т. 5.: В (Васильев - Волинский). 1998. 715 с. ISBN 5-87170-070-5 .
- // skorbim.com.
- // «Волга Ньюс». 2015. 3 июня.
- от 23 сентября 2020 на Wayback Machine // Коммунар. 1960. 21 августа. С. 4.
- // Приазовский край. 1916 г.
- 2020-12-31
- 2