Interested Article - Роскин, Владимир Осипович

Владимир Осипович (Иосифович) Роскин ( 17 мая 1896 , Москва 1984 , Москва ) — советский живописец, один из столпов советского плаката , мастер архитектурно-художественного проектирования. Работал в книжной графике, сценографии, станковой живописи, дизайне интерьера, обладатель Гран-при Всемирной выставки 1937 года в Париже .

Биография

Родился в Москве в семье присяжного поверенного Московской судебной палаты Иосифа Гершевича (Григорьевича) Роскина и Веры Львовны Роскиной, урождённой Ривки Лейбовны Дынкиной (?—1946) . Старший брат — Григорий Роскин , младший — Александр Роскин .

В 1913 году одновременно с обучением в реальном училище посещал воскресные классы Строгановского училища , в 1915 году учился в школе Фёдора Рерберга , в 1916 году — в студии Ильи Машкова. Здесь его однокурсницей была Антонина Гумилина . В этом же году поступает в натурный класс Московской школы живописи, ваяния и зодчества .

В первые послереволюционные годы он работает в Отделе народного образования Московского Совета, а позже в Наркомпросе инструктором школьного отдела изобразительных искусств. Отдел ИЗО Наркомпроса формировал в это время коллекции губернских музеев и всевозможных художественных школ на местах. Роскин путешествовал по России с лекциями о современном искусстве и отбирал работы авангардистов для коллекций провинциальных музеев, которые просили привозить им образцы нового, «левого» искусства: произведения К. Малевича , М. Шагала, В. Кандинского, В. Татлина, О. Разановой, А. Родченко, В. Степановой, П. Кончаловского, А. Лентулова, Р. Фалька и других .

В это же время Владимир Маяковский пригласил Роскина сотрудничать в Окнах РОСТа . В 1920 году в «Окнах» печатаются плакаты: «В Америке сытно, в России голодно, но из Америки в Россию едут 15000 рабочих…», «В Германии независимых было два сорта: одни не боялись ни какого черта» (текст Рита Райт ), «Рабочие и крестьяне, запомните истину эту: надо идти на фронт, надо помочь фронту, кроме самих себя у нас помощников нету» (текст Рита Райт ) . Работал над театральными постановками, в том числе над «Мистерией-Буфф» , занимается станковой живописью, участвует в ряде выставок, работает художником-иллюстратором произведений Бориса Пастернака, Юрия Олеши, Алексея Толстого и других.

В 1921 году в Окнах Главполитпросвета печатаются плакаты Роскина: «Дорога к социалистическому строю», «Когда говоришь о товарообмене…» , «Декрет об обязательном оспопрививании» , «Для возрождения экономической мощи страны…» (текст Владимира Маяковского ) , «Ремонтируй с.-х. инвентарь. Получишь хлеб!» (текст Риты Райт ) .

Владимир Осипович был одним из первых даровитых оформителей книг Маяковского, с которым его связывали тесная дружба и карты. У этих художников хватало вкуса не ломаться под Маяковского, которого они боготворили, английский же стиль возник как самозащита. Все они принадлежали к авангарду и, не желая в годы торжества фотографического реализма отступиться от собственного лица, подались в оформители и если не вовсе забросили станковую живопись, то уже не выставлялись: маска невозмутимого, молчаливого джентльмена хорошо скрывала разочарование .

В 1928 году совместно с коллективом Эля Лисицкого участвовал в проектировании и оформлении Международной выставки печати «Пресса» в Кёльне .

В 1930 году — главный художник советского отдела Международной выставки авиации в Берлине . Работал художником-оформителем на крупных международных выставках: в Лондоне (1930), на Международной выставке пушнины в Лейпциге (1932), на Всемирной выставке в Париже (1937), где получил Гран-при, на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1938), где он совместно с К. Сапегиным оформлял зал «Трудовые резервы» и других.

В 1933 году в Москве участвовал в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» .

В 1939 году — автор (совместно с Владимиром Храковским) проекта внутреннего оформления зала социалистического земледелия Главного павильона ВСХВ .

В начале Великой Отечественной войны эвакуируется вместе с семьёй в Уфу , затем в Свердловск . В 1941 году на фронте погиб младший брат Владимира Роскина — Александр и восемнадцатилетний сын от первого брака Ося .

В 1943 году возвратился из эвакуации в Москву, где во время войны погибло собрание работ, оставленное им перед отъездом .

В 1944 году Роскин совместно с Алексей Левиным (1893—1967) оформлял выставку-праздник «Годовщина освобождения Донбаса от гитлеровских захватчиков» в Сталино , приуроченную к первой годовщине освобождения Донбасса .

В 1948 году за иллюстрации к книге Павла Бажова «Живинка в деле» Роскин был подвергнут журналом «Крокодил» резкой критике и обвинениям в формализме .

В 1955—1956 годах — главный художник павильона «Атомная энергия в мирных целях» на ВСХВ .

В 1960-е годы Роскин создаёт графику на газетных страницах, переосмысляя конструктивистский опыт соединения изображения и текста: на лбу условной красавицы проступает логотип «Правды», а сквозь очертания лентуловских колоколен читается слог советской передовицы . В 1967 году — председатель художественного совета Комитета декоративно-оформительского искусства. В этом же году был отстранен от должности за поддержку художника Оскара Рабина .

И тут произошло нечто совершенно невероятное и неожиданное. Председатель худсовета Роскин вдруг встал на мою защиту. Его выступление сыграло большую роль на собрании. Он чудом выжил в сталинское время. Однако мечты о живописи в традиции двадцатых годов, особенно ему близких, пришлось оставить и заняться дизайном .

В начале 1970-х годов Роскин делает эскиз панно «Маяковскому посвящается» для новой экспозиции музея Владимира Маяковского в Лубянском проезде, а затем создаёт ряд картин, в которых словно прослушивает прошлое и мечтает стать неким летописцем его. В «Прощании» (1973) представлено последнее свидание художника с отцом, витрина с «Окнами РОСТА» показана в картине «Хорошее отношение к лошадям» (1977), продолжают тему «Мой век» (1974), «Окна РОСТА» (1975), «Полёт Уточкина» (1971) . В это же время Владимир Роскин одним из первых начинает рисовать только-только появившимися в СССР фломастерами, виртуозно используя советский набор всего из четырёх цветов .

Он хорошо видел, до последнего дня работал, у него появилась старческая глухота, ослабла память, но ни тени маразма. Опрятный, подтянутый, благожелательный, ни в чем не поддавшийся власти, не прельстившийся ни одним ее гостинцем, «ни единой долькой не отдалившейся от лица», он до конца остался джентльменом. Он был хорошим, талантливым художником, многое умел, участвовал в оформлении «эпохальных» объектов: советского павильона на Парижской выставке, сельхозвыставки, павильона в Брюсселе и т. д., но не имел ни одной награды, ни даже звания «заслуженного» .

Могила В.И. Роскина на Введенском кладбище

Продолжал писать до последних дней своей жизни.

Умер в Москве в 1984 году. Похоронен на Введенском кладбище (8 участок), рядом со старшим братом Григорием и его женой .

Семья

Сын от первого брака Иосиф погиб в 1941 году.

Вторым браком (с 1939 года) был женат на бывшей супруге писателя Валентина Катаева — одесской художнице Анне Сергеевне Катаевой (в девичестве Коваленко, 1903—1980) , с которой проживал в Малом Головином переулке , дом 12 до конца жизни .

Художественное наследие

Произведения Владимира Роскина входят в собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина , Государственной Третьяковской галереи , Государственного Русского музея , Государственного музея В. В. Маяковского , Государственного литературного музея , галереи «Les Oreades-Ореады» , Британского музея , а также находятся в российских и зарубежных частных коллекциях .

В Москве проводились посмертные персональные выставки художника:

  • 2002 год — Выставка в галерее «LES OREADES» в рамках Московского Художественного Салона;
  • Декабрь 2003 года — Выставка «Окна РОСТА Роскина» в помещении галереи ArtCollegia, подготовленная галереей «X» ;
  • 4 февраля — 30 марта 2010 года — Выставка «Я слышу голоса». Владимир Роскин. Живопись, организованная Российской Академией Искусств, галереей «Les Oreades — Ореады» и семьёй художника Владимира Роскина ;
  • 26 декабря 2012 — 20 января 2013 года — Выставка «Врывается XX век» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике .

Примечания

  1. от 12 января 2019 на Wayback Machine // Чайка. — 2016. — 2 октября.
  2. от 13 января 2019 на Wayback Machine // Г.О.С.Т. 1996.
  3. Рабочие и крестьяне, запомните истину эту: надо идти на фронт, надо помочь фронту, кроме самих себя у нас помощников нету: плакат / худож. В. О. Роскин, текст Р. Я. Райт. Москва: РОСТА, 1920 (сентябрь). № 341.
  4. Когда говоришь о товарообмене...: плакат. / худож. В. О. Роскин. Москва: Главполитпросвет, 1921 (май). - 1 л. (Окно Главполитпросвета, №202)
  5. Декрет об обязательном оспопрививании: плакат / худож. В. О. Роскин. Москва: Главполитпросвет, 1921 (Окно Главполитпросвета, №255)
  6. Для возрождения экономической мощи страны...: плакат / худож. В. О. Роскин, текст В. В. Маяковского. Москва: Главполитпросвет, 1921 (июль). (Окно Главполитпросвета, №230)
  7. Ремонтируй с.-х. инвентарь. Получишь хлеб!: плакат / худож. В. О. Роскин, текст Р. Я. Райт. Москва: Главполитпросвет, 1921 (Окно Главполитпросвета,; №78).
  8. Нагибин Ю. М. Ты будешь жить. — М.: Аст, 2005.
  9. Искусство советского выставочного ансамбля, 1917-1970: работы художников Москвы и Ленинграда / И. Рязанцев. — Москва: Советский художник, 1976.
  10. Дата обращения: 13 января 2019. 14 января 2019 года.
  11. Выставочные ансамбли СССР, 1920-1930-е годы: материалы и документы /Сост.: И. В. Рязанцев и др. — Москва: Галарт, 2006.
  12. Каллиникова В. Д., Бродский В. Я. Дело «КР» // Репрессированная наука. Вып. 2 / под общ. ред. М. Г. Ярошевского; ред.-сост. А. И. Мелуа. — СПб.: Наука, 1994. — С. 113.
  13. — М.: Современник, 1989. — С. 445.
  14. // ЖЖ knizgkin-dom
  15. от 12 января 2019 на Wayback Machine // Коммерсантъ. — 2003. — 20 декабря
  16. Рабин Оскар. Три жизни: книга воспоминаний. — Париж—Нью-Йорк: Третья волна, 1986. — С. 56.
  17. Нагибин Ю. М. Дневник. — М.: ПИК, 1996.
  18. Артамонов М. Д. Московский некрополь / Фотографии А. Е. Субботина. — М.: Столица, 1995. — ISBN 5-7055-1162-0 . — С. 209.
  19. . nec.m-necropol.ru . Дата обращения: 2 октября 2023.
  20. [biography.wikireading.ru/213008 Между жизнью и смертью: хроника последних дней Владимира Маяковского] / Владимир Радзишевский. — Москва: Прогресс-Плеяда, 2009.
  21. . Дата обращения: 13 января 2019. 13 января 2019 года.
  22. от 13 января 2019 на Wayback Machine // Коммерсантъ. 2003. 11 декабря.
  23. . Дата обращения: 13 января 2019. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
  24. . Дата обращения: 13 января 2019. 13 января 2019 года.
  25. от 14 января 2019 на Wayback Machine // Museum.ru
  26. // Официальный ЖЖ-аккаунт Сергиево-Посадского музея-заповедника. — 2013. — 7 января.

Библиография

  • Роскин В. Наша молодость // Литературное обозрение. — 1993. — № 6. — С. 27.

Литература

  • Выставка произведений Владимира Осиповича Роскина. Живопись, графика, декоративно-оформительское искусство: каталог выставки / Московская орг. Союза художников РСФСР; [авт. вступ. ст. Я. Белопольский]. — Москва: Советский художник, 1977. — 23 с.
  • Владимир Осипович Роскин, 1896—1984. Живопись. Графика. Декоративно-оформительское искусство / Авт. ст.: В. С. Турчин. — Москва, 2003.

Примечания

Источник —

Same as Роскин, Владимир Осипович