Кандык японский
- 1 year ago
- 0
- 0
Канды́к саянский ( лат. Erythrōnium sajanense ) — многолетнее травянистое растение, вид рода Кандык ( Erythronium ) семейства Лилейные ( Liliaceae ).
Сверху: Листья молодого растения. Снизу: Части цветка
|
Луковица 3—8 см высотой и до 1 см в диаметре, коническая, у молодых растений почти цилиндрическая; у старых, крупных экземпляров — яйцевидно-коническая.
Листья у середины или ближе к основанию цветоносного стебля в числе двух-трёх; очерёдные, сближенные, короткочерешковые , эллиптические или ланцетно-эллиптические, однотонные зелёные или красновато-буроватые, испещрённые зелёными пятнами, 8—14 см длиной, 2—7 см шириной.
Цветок одиночный, околоцветник крупный, поникающий, из шести листочков, при основании колокольчато-сближенных, выше расходящихся и изгибающихся наружу. Листочки околоцветника фиолетово-розовых оттенков, при основании с линиями зигзаговидными и тонкими, коричневыми, ближе к основанию — желтовато-кремовые; 3,5—5 см длиной, 8—14 мм шириной. Внутренние листочки околоцветника при основании с поперечной складочкой, ниже которой расположены небольшие ямки и двумя небольшими (около 1 мм), перпендикулярно отходящими, тупыми лопастями. Тычинок шесть, в 2—2,5 раза более коротких, чем околоцветник, с линейно-продолговатыми пыльниками . Тычиночные нити плоские, узко-клиновидные. Пестик примерно равен по длине тычинкам. Столбик нитевидный, наверху утолщающийся, с почти цельным рыльцем . Цветение в конце апреля — начале мая.
Плод — почти шаровидная, более или менее трёхгранная коробочка 15—20 мм длиной и около 8—12 мм шириной, с немногими семенами .
Необычной особенностью, отличающей саянский кандык от похожего на него сибирского, является почти полное отсутствие устьиц на верхней стороне листьев. Очевидно, это связано с чрезмерной влажностью условий, где встречается вид.
Кандык саянский, будучи распространённым в правобережной части (р. Енисей) Западного Саяна , был известен человеку давно, но до последнего времени его путали с похожим видом — кандыком сибирским . Отличия растений хорошо заметны на живых объектах, и проблема была в том, что мало исследователей-ботаников видели живьём оба вида. В гербарии же растения не явственно сохраняют свои внешние характерные особенности, и все растения из Сибири априори считались «кандыком сибирским».
Только использование найденных в результате специальных исследований диагностических признаков позволило различать не только живые, но и засушенные растения . Сведения о том, что кандык сибирский весьма неоднороден в алтайской части своего ареала , были известны давно , но только описал две особые расы (подвида) , которым позднее был придан статус вида . Своеобразие кандыка было выявлено после того, как один из авторов вида увидел массовое цветение растений в Западном Саяне (кандык саянский) и Кузнецком Алатау (кандык сибирский). После этого были найдены диагностические признаки не только морфологические, но и в анатомии растений .
Сверху: Внешний облик растения. Снизу: Цветок кандыка саянского в конце цветения. Западный Саян, Танзыбей.
|
Имеет локальное распространение в Западном Саяне в пределах юга Красноярского края , Хакасии и Тувы . Замещает кандык сибирский восточнее р. Енисей. Единично (в Хакасии) проникает на левобережье Енисея (в районе Майнской ГЭС ) по р. Уй. Распространён на хребтах Кулумыс, Араданский, Борус, Ойский, Ергаки. Наиболее восточная точка, где отмечен этот вид — долина р. Амыл у Тюхтетского болота в Каратузском районе .
Для кандыка саянского также как и для сибирского характерна значительная изменчивость. Отмечены не только растения с цветками разных оттенков, но и форм: саранковидной, «кудрявой», классической и др. , с листьями однотонными красными, либо зелеными и пятнистыми; цветом и формой лепестков, пестика; также отмечены карликовые (до 7 см высотой) и гигантские формы.
Кандык саянский встречается в высокогорной и лесной зонах гор Западного Саяна . Характерные местообитания: черневые осинники, лиственные леса (осинники, березняки), лесные поляны, разреженные лиственничники, в темнохвойных лесах (как правило, разреженных), в редколесьях у верхней границы; очень обилен также на высокогорных лугах , проникает до границы снежников и тундр . Вид большей частью приурочен к избыточно влажным районам Западного Саяна. В низкогорных поймах рек выдерживает в марте-апреле ранневесеннее (равнинное половодье) затопление талыми водами, после которых начинает развиваться. До позднего майско-июньского горного половодья (и затопления) успевает отцвести и дать зрелые семена.
Кандык саянский является эндемичным реликтовым видом третичного возраста. Весенний эфемероид , избегающий густого хвойного леса. Часто совместно с кандыком встречаются и другие эфемероиды: хохлатка прицветниковая ( Corydalis bracteata ), , а также неморальные реликтовые виды: Brunnera sibirica , ветреница байкальская ( Anemone baicalensis ); из других видов, часто совместно произрастающих с кандыком саянским отмечены , купальница азиатская ( Trollius asiaticus ), лютик однолистный ( Ranunculus monophyllus ), Geranium krylovii , , , страусник обыкновенный ( Matteuccia struthiopteris ).
Кандык саянский — одно из наиболее рано цветущих растений (наряду с хохлатками и ветреницей алтайской ). Зацветает сразу после стаивания снега, а в поймах рек — после раннего половодья. В равнинных районах этот период начинается с середины апреля и продолжается до середины мая (в зависимости от региона и времени таяния снега). В горах зацветает позже. Во время цветения кандыка погода неустойчива и обычны похолодания, снегопады, которые растения переносит без видимого вреда. На ночь и во время заморозков кандык саянский пригибается к почве, закрывает цветки, а при наступлении тёплой солнечной погоды растение оживает. В случае дружной тёплой весны кандык быстро отцветает. И наоборот, если весна холодная развитие растений затягивается.
Это энтомофильное растение. Активно посещается пчёлами и шмелями . При самоопылении стерилен. По отцветании в течение месяца образуются зрелые коробочки , со сравнительно крупными, снабжёнными придатком семенами. После рассеивания семян надземные части растений быстро, в течение одной-двух недель, отмирают. В низкогорной полосе это случается к середине — концу июня, а в случае подтопления поздним половодьем в низкогорных поймах рек — в начале июня.
В культуре и, очевидно, в природных условиях ранней весной активно поедается мышевидными грызунами (полевками). Молодые, появляющиеся ещё под снегом, ростки, а иногда и луковицы поедаются животными.
Охраняется в природных комплексах парков « Ергаки » и « Шушенский бор ». В Красной книге Красноярского края, подготовленной до описания нового таксона, кандыки сибирский и саянский не разделяются .
Ценное декоративное растение , один из наиболее ярких и декоративных видов рода, соперничающий с кандыком сибирским . Введён в культуру. Особую ценность представляет раннее цветение кандыка, его способность разрастаться вегетативно, образуя локальные куртины и крупные яркие цветки. Среди первоцветов почти нет аналогов по окраске и фактуре цветков. Весьма холодостоек.
Является ранним медоносом и охотно посещается шмелями.
Луковицы съедобны, раньше массово заготавливались местным населением некоторых регионов Западного Саяна. В определённый период вегетации луковицы имеют сладкий вкус, а в остальное время — без выраженного вкуса.
Луковицы поедаются также дикими животными, особенно любимы кабанами . При этом кабаны не создают угрозы существования растению и даже способствуют его выживанию: при добывании луковиц кандыка кабан переворачивает крупную луговую дернину с кандыком и травой и выедает крупные луковицы, не трогая мелких. В перевёрнутой дернине все конкурирующие с кандыком травы гибнут и молодые растения кандыка более активно развиваются и достигают высокой численности .
Сибирским видам рода Кандык посвящено немало статей, рассказов, передач и пр., но часто невозможно сказать, какому конкретному виду посвящено то или иное произведение. Лишь по административной принадлежности авторов можно с некоторой долей уверенности сказать, какое растение может иметься в виду. Будучи приуроченным к Красноярскому краю, Туве и Хакасии, кандык саянский, вероятно, вдохновляет писателей, художников, фотографов, работающих в этих регионах. В красноярском журнале «День и ночь» писательница приводит легенду о духе по имени Кандык — помощнике чудовища из «нижнего мира» Харги. Попадая в наш мир, Кандык пожирает всё на своём пути, пока дух Энекен-Буга не посылает своих духов на борьбу с Кандыком. Духи бросают в Кандыка свои ножи, и если Кандык проглотит нож, он тут же погружается в землю. Можно было бы сказать, что легенда не имеет к растению никакого отношения, если бы ни некоторые общие особенности Кандыка-духа и кандыка-растения. Растение, подобно духу, внезапно появляется как бы ниоткуда и так же внезапно исчезает; растение способно так же «пожирать» территории и покрывать их сплошным ковром. Возможно, что характерные особенности кандыка были облечены эпосом в поэтическую форму.
Кандык саянский упоминается и в книге «Истории о растениях Ергаков», хотя называется он тут «сибирским» (книга вышла раньше описания вида): «Выглядит кандык… так необычно, что кажется, будто он из сказки. Словно тропическую орхидею волей таинственного случая занесло на суровый север, да не когда-нибудь, а почти зимой!».
Немало упоминаний о кандыке и в СМИ. Часто это связано с весенней торговлей растением на улицах городов и сёл. Так, «Новости ТВК» (Красноярск) 3 мая 2012 года дали информацию о кандыке под заголовком «На уличных рынках в продаже появились цветы, которые отмечены специалистами как исчезающие виды» .
Сведения о растении используются и в экологическом образовании. Учителями региона разработаны тематические занятия «Редкие и необычные. Растения Красной книги Красноярского края» для школьников. В национальном парке «Шушенский бор» проводится изучение кандыка саянского с привлечением детей .