Эльдвульф (король Восточной Англии)
- 1 year ago
- 0
- 0
Крокодилы в Восточной Европе — городская легенда , согласно которой на территории Белоруссии , а также западной части России (в частности, Новгородская , Псковская и Тверская области) и Прибалтики вплоть до конца XIX века жили крокодилы или же другие существа, внешне напоминающие крокодилов .
Крокодилы не могут жить на территории России, так как они не способны переносить холодные зимы, температура для их жизнедеятельности должна превышать +11 °C . При температуре ниже +20 °C многие крокодилы лежат неподвижно. Для нормального развития крокодильих яиц необходимо, чтобы в течение 90—100 дней температура держалась на уровне +25 °C, что невозможно на территории Восточной Европы. По данным герпетолога М. Б. Ефимова, последние крокодилы исчезли с территории России примерно 15 миллионов лет назад .
Австрийский дипломат, барон Сигизмунд фон Герберштейн , дважды — в 1517 и 1526 годах посещавший русские земли, в аналитическом обзоре « Записки о Московитских делах », где он подробно описал Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское , упоминал о Жемайтии следующее :
Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома как бы пенатов , каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с чёрным и жирным телом, имеющих не более трёх пядей в длину и называемых гивоитами (Givuoites). В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено.
В 1589 году английский дипломат Джером Горсей в книге «Записки о России» написал, что во время одного из его визитов в Россию неподалёку от Варшавы он обнаружил на берегу реки труп крокодила, убитого спутниками путешественника, и при попытке его изучить серьёзно заболел :
Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мёртвый крокодил, crocodileserpent, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился.
В средневековых русскоязычных источниках неоднократно упоминаются крокодилы (слово встречается также в формах коркодил и кордил ). Это слово следует понимать как обозначение некоего невиданного и страшного животного, похожего на дракона , которое ассоциировалось с нехристианским миром .
Например, в Первой Псковской летописи упоминается о нашествии крокодилов в Пскове в 1582 году :
В лета 7090… того же лета изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день.
Также есть предположение, что в реку Великую действительно попали завезенные на Русь крокодилы. Образованные русские были знакомы с этими животными по « Хронике » византийского монаха Георгия Амартола , которая уже в XI веке была переведена на старославянский язык , и описанию в книге « Хронограф » 1512 года, а также сведениям от путешественников в Египет , неизменно впечатлённых нильскими крокодилами . Подробно описал этих рептилий и купец Василий Позняков , посетивший страну в 1559 году в составе русского посольства. В 1582 году, к которому относится упоминание о нашествии крокодилов, в Египте побывал и дворцовый дьяк Трифон Коробейников . Упомянутые летописью крокодилы, вероятнее всего, сбежали от купца, который приобрёл их во время визита в одну из восточных стран, возможно, в Сирию . Стоит отметить, что в Сирии крокодилы также не водятся, однако их вполне могли держать знатные арабы, продавая для показа на ярмарках. Этим может объясняться единичность упоминания о подобном событии в летописи. Кроме того, поядоша означает покусать , а не съесть , что говорит о незначительности урона, причинённого крокодилами .
В « », вошедшей в состав « » упоминается описание, согласно которому сын Словена Волхов обладал способностями оборотня и мог перевоплощаться в «коркодила»:
Болший сын оного князя Словена Волхов бесоугодный и чародей лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищрениями и мечты творя и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодела, и залегаше в той реце Волхове водный путь и непокланяющихся ему овых пожираше, овых извергая потопляше; сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицаху и Грома его, или Перуна, нарекоша.
«Коркодил» упоминается и после смерти Волхова:
со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово, и могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы твоя стоит не наполняяся.
Данная легенда толкуется А. Левшиным как метафорическое представление жестоких разбоев, совершавшихся князем .
26 июня 1889 г. крестьяне деревень Чеболакша и Лукин Наволок Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (ныне — Кондопожский район Республики Карелия ) наблюдали в Чеболакшинской губе Онежского озера зверя, похожего на крокодила (один из крестьян видел такого же зверя в книге про Африку) .
Известно, что на территории современных Новгородской и Псковской областей у язычников был культ ящера, отмеченный Борисом Рыбаковым .