О гивойтах упоминает
Ян Ласицкий
(р. 1534).
Матей Стрыйковский
(р. 1547) рассказывал, что под главным алтарём в
виленской кафедральной церкви
видел подземелье, в котором в языческие времена содержали и кормили священных змей
. Исследователь литовской мифологии
Теодор Нарбут
относил их к божествам
. Польский автор книг по истории и этнографии
Юзеф Игнацы Крашевский
в своей работе «Искусство у славян» (
польск.
Sztuka u Słowian
, 1858) описывал языческое святилище в Вильне, в котором содержали и поклонялись гивойтам
.
Гивойте представляли собой
символ вечности
, так как раньше полагали, что змеи не умирают, а, сбрасывая каждый год свою старую шкуру, вместе с этим молодеют и возрождаются
.
Гивойте в рукописи Стрыйковского
В рукописи Стрыйковского 1578 года, написанной Юргию Олельковичу,
князю Слуцкому
«O początkach, wywodach, dzielnościach, sprawach rycerskich i domowych sławnego narodu litewskiego, żemojdzkiego i ruskiego, przedtym nigdy od żadnego ani kuszone, ani opisane, z natchnienia Bożego a uprzejmie pilnego doświadczenia» есть отрывок, в котором описывается война Кейстута с немцами, сжигание пленного немецкого рейтера и крики литовцев. В этом отрывке содержатся упоминания и о Гивойте.
Kiejstut zaś z Żmodzią, z Litwą leśnymi ścieżkami
Przyciągnął pod Augenborg, obronny Niemcami
A dobywszy go mocą, zburzył wkoło włości
...
A Kiejstut z nabożeństwa sam się krzyżem ściele,
Wąż ksykając wznosi łeb, czołgając się śmiele
Czołem mu wszyscy biją,
Giwojte
! wołając,
Giwojte
muszu Dewos! Dewos! powtarzając.
Zatym z ołtarza włokąc przeguby zawiłe
Skrył się w rozpadłą grobów usutą mogiłę.
W tym rejtera w zupełnej zbroi pochwycili,
A związanego z koniem na stos drew wrzucili.
Кейстут тотчас с Жмудью, с Литвою лесными тропами
Пришел под Аугенборг, укрепленный немцами,
А взяв его силой, разрушил вокруг волости
...
А Кейстут от благоговения сам крестом на землю ложится
Уж, шипя, поднимает голову, ползая смело
Челом ему все бьют,
Гивойтэ
! Крича,
Гивойтэ
мушу Девос! Девос! Повторяя
Затем с олтаря, делая запутанные изгибы,
Скрылся в обсыпавшуюся среди захоронений раскрытую могилу.
Тут же рейтера в полном вооружение схватили,
А связанного с конём на стопку поленьев забросили.
Стрыйковский М.
,.
O początkach, wywodach, dzielnościach, sprawach rycerskich i domowych sławnego narodu litewskiego, żemojdzkiego i ruskiego, przedtym nigdy od żadnego ani kuszone, ani opisane, z natchnienia Bożego a uprzejmie pilnego doświadczenia / Обработала
. — Варшава: Państwowy Instytut Wydawniczy, 1978. — С. 284. — 762 с.