Абуль-Аббас Ахмад I аль-Фадль
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу́ль-Абба́с ( лат. Abul Abaz , также Abulabaz от араб. أبو العباس — букв. «отец Аббаса») — слон (скорее всего, африканский ), подаренный Карлу Великому багдадским халифом Харуном ар-Рашидом . Имя слона и записи о событиях из его жизни в империи Каролингов сохранились в Annales regni Francorum ( ARF ; « Анналы королевства франков ») ; «Жизнь Карла Великого» ( Vita Karoli Magni ) Эйнхарда также содержит упоминания о слоне . Тем не менее в источниках Аббасидов не найдено никаких упоминаний ни о таком подарке, ни вообще о каком-либо контакте с Карлом Великим — возможно, по той причине, что Харун ар-Рашид считал властителя франков неким малозначимым правителем .
Абуль-Аббас был доставлен из Багдада, который тогда являлся столицей халифата Аббасидов, при посредничестве франкского еврея по имени , который вместе с двумя другими эмиссарами, Лантфридом и Зигмундом , был отправлен ко двору халифа по приказу Карла Великого. Будучи единственным выжившим членом посольства из трёх перечисленных, Исаак отправился в обратный путь со слоном, о котором он постарался заранее предупредить Карла через двух эмиссаров, которых встретил в 801 году: один был отправлен лично халифом Харуном ар-Рашидом, другой — Ибрахимом ибн аль-Аглабом , который был в то время губернатором Ифрикии . Карл приказал человеку из Лигурии (провинция рядом с Генуей) снарядить флот для перевозки слона и других товаров .
Исследователи полагают, что Исаак и слон проделали своё путешествие через Африку: они начали обратный путь, направившись вдоль египетского побережья в Ифрикию , управляемую тогда Ибрахимом ибн аль-Аглабом , который купил эту землю у ар-Рашида за платежи в 40 000 динаров в год. Возможно, при помощи Ибрагима в его столице Кайруане (ныне в Тунисе), Исаак отплыл из порта (возможно, Карфаген , в настоящее время Тунис) вместе с Абуль-Аббасом и проделал оставшийся маршрут до Европы по Средиземному морю .
Во всяком случае, в историческом тексте «Анналов королевства франков» написано, что «Исаак-еврей вернулся из Африки со слоном» ( Isaac Iudeus de Africa cum elefanto ) и высадился в Портовенере (около Генуи ) в октябре 801 года . Зиму он вместе со слоном провёл в Верчелли , а весной они начали переход через Альпы к резиденции императора в Ахене , прибыв туда 20 июля 802 года .
В 810 году Карл Великий оставил свой дворец и начал военную кампанию, имевшую целью разгромить короля Дании Гудфреда и его флот, который вторгся и разграбил Фрисландию . Карл Великий пересёк реку Рейн и остановился в месте, называемом «Липпехам», ожидая прихода войск в течение трёх дней, когда его слон вдруг умер . На основании предположения, что Абуль-Аббас был с Карлом Великим на момент своей смерти, некоторые современные исследователи делают вывод, что франки планировали использовать животное в качестве боевого слона .
Расположение места «Липпехам» является предметом дискуссий , однако предполагается, что это слово означает в «устье реки Липпе » (месте, где она впадает в Рейн), — другими словами, где-то недалеко от города Везель . Такое предположение известно как минимум с 1746 (или даже с 1735 ) года, когда (Нуннингус) и его коллега опубликовали информацию, что «Липпехам» должен быть идентифицирован с Везелем и что в этой местности были обнаружены огромные кости, ныне (на тот момент) находящиеся во владении связанного с ними музея, которые, как им показалось логичным, можно считать частями скелета слона Абуль-Аббаса . Ещё одна огромная кость была найдена в реке Липпе среди улова рыбы в херрштадте Гартропа в начале 1750 года, и она тоже была объявлена частью останков Абуль-Аббаса .
Один из оспаривающих такую точку зрения, Ричард Ходжес, идентифицирует Липпехам с Люнебургской пустошью , которая расположена не вполне рядом с Рейном .
В «Анналах королевства франков» встречаются лишь краткие упоминания о перевозке Абуль-Аббаса (801) , его доставке к императору (802) и факте его смерти (810). Но современные авторы часто преподносят в своих произведениях недостоверную информацию. Одни пишут, что, когда Абу-ль-Аббас прибыл в Европу, он путешествовал через различные города Германии, удивляя горожан , что он был выставлен в «Шпейере, Страсбурге, Вердене, Аугсбурге и Падерборне» в качестве демонстрации истинного могущества императора и в конце концов был размещён в Аугсбурге, на территории современной южной Баварии .
Некоторые же добавляют от себя подробности о смерти слона, утверждая, что к моменту её наступления ему было сорок лет и он уже страдал от ревматизма, когда сопровождал Карла в походе через Рейн во Фрисландию . Согласно этим источникам, по причине «прохладной дождливой погоды» Абу-ль-Аббас заболел пневмонией . Ухаживавшие за ним люди перевезли его в район Мюнстера, где он упал и умер .
В некоторых современных произведениях указывается, что Абуль-Аббас был альбиносом — то есть белым слоном, — но основание для таких утверждений отсутствует. Одним из первых произведений, в которых утверждалось, что Абуль-Аббас был «белым слоном», являлась книга авторства Уилла Масона Уэста (1902) . В 1971 году Петр Мюнц написал книгу, предназначенную для широкого круга читателей, в которой тоже говорил о «белом слоне», но отметил этот факт как «неточный», поскольку неизвестно «никаких доказательств», чтобы его авторитетно обосновать . Упоминание «белого слона» также ошибочно происходит от названия печатного каталога с выставки в Ахене 2003 года: Ex oriente: Isaak und der weisse Elefant , однако в этой публикации — статье, написанной Греве и Поле, — имеется вопросительный знак в предложении касательно слона: «Среди знаменитых подарков Карлу имелся (белый (?)) слон» .
Некоторые авторы также утверждали с непоколебимой уверенностью, что Абуль-Аббас был азиатским слоном , в то время как другие оставляли этот вопрос открытым, полагая вполне возможным, что на самом деле это был африканский слон .
{{
citation
}}
:
|contribution=
игнорируется (
справка
)
;
|title=
пропущен или пуст (
справка
)
. Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 6 октября 2014 года.
(часть каталога выставки), в соответствии с
(англ.)
// Medioevo latino. Bollettino bibliografico della cultura europea. — Centro italiano di studi sull'alto Medioevo, 2004. —
Vol. XXV
. —
P. 336
.
, цитата: «The motives for Issac’s particular route from Baghdad to Carthage, via ship from Carthage to Protovenere (near Genoa, and north via Vercelli and St. Bernard’s pass to Aachen, are illuminated (I. D.) |2683»