Interested Article - Лигети, Дьёрдь

Дьёрдь Ли́гети (полное имя Ligeti György Sándor , Дьёрдь Ша́ндор Ли́гети; 28 мая 1923 , Дичёсентмартон 12 июня 2006 , Вена ) — венгерский и австрийский композитор и музыковед. В течение жизни несколько раз менял стиль и технику композиции в диапазоне от электронной музыки и сонорики (1950-е и 1960-е годы) до неоромантизма (1980-е и 1990-е годы).

Очерк биографии и творчества

Ранние годы

Дьёрдь Лигети родился в Трансильвании , в городе Дичёсентмартон (ныне Тырнэвени ), в еврейской семье Ауэр. Дед композитора Шома Ауэр был известным художником, расписывавшим церкви. Он умер во время работы, свалившись с настила. Его сын Шандор, отец Дьердя, вынужден был поступить на службу в банк. Был мобилизован, ранен, в госпитале познакомился с будущей женой, Илоной Шомоди, глазным врачом. Они переехали в Дичёсентмартон, где Шандор «венгеризировал» семейную фамилию Ауэр (от нем. Aue «луг»; Лигети — «луг» по-венгерски). Родным языком Дьёрдя был венгерский . В раннем детстве он знакомится с румынской и венгерской народной музыкой , которая в дальнейшем, наряду с сочинениями Бартока , оказала значительное влияние на его творчество. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Клуж-Напоку , где он получил начальное музыкальное образование.

В 1941 году Лигети переехал в Будапешт . Первым его опубликованным произведением была песня « Кинерет » на стихи поэтессы Рахель Блувштейн в его собственном переводе с иврита (1942) . В 1943 году , в связи с еврейским происхождением, его арестовали и привлекли к принудительным работам . В это же время его семья попала в Освенцим , в котором выжила лишь его мать (младший брат и отец погибли в концлагере Маутхаузен ). В 1949 году , изучая записи в Институте фольклора в Бухаресте , Лигети вернулся к румынскому фольклору, вдохновившись которым, написал в 1951 году «Румынский концерт» ( рум. Concert românesc ). Однако, рамки соцреализма стесняли композитора, и многие из его оркестровых работ (например, «Тьма и свет» ( венг. Sötét és világos ) и оратория «Путешествие Иштар в Ад» ( венг. Istar pokoljárása ) так и не были завершены. Железный занавес лишил Лигети возможности контактировать с западными композиторами, а единственным источником прогрессивной музыки для него были радиопередачи.

Бегство в Австрию

В 1956 году Лигети (вместе с женой) эмигрировал из Венгрии в Австрию , где в последующие годы преимущественно и жил (получил австрийское гражданство в 1968). В 1957 в Кёльне познакомился с композиторами-экспериментаторами Карлхайнцем Штокхаузеном и , вместе с которыми работал в области академической электронной музыки. Однако спустя три года он потерял интерес к электронике и продолжил работу в области «акустической» инструментальной музыки.

1960-е

К 1961 году Лигети получил известность и признание в кругах западноевропейского авангарда благодаря таким произведениям, как «Виде́ния» ( фр. Apparitions ; 1959 ) и «Атмосферы» ( фр. Atmosphères ; 1961 ), в которых активно использовал сонорику и изобретённую им технику микрополифонии . Другими примечательными произведениями того периода являются « Симфоническая поэма для ста метрономов » ( 1962 ), абсурдистские «Приключения» ( фр. Aventures ; 1962 ) и «Новые приключения» ( фр. Nouvelles Aventures ; 1965 ).

C 1963 по 1965 годы Лигети создал одно из эпохальных произведений XX века — « Реквием ». В 1966 году Лигети написал хоровую Lux Aeterna , в 1967 — пьесу «Отдаление» ( итал. Lontano ), а в 1969 — «Последствия» ( англ. Ramifications ).

После выхода фильма « Космическая одиссея 2001 года » (1968) Лигети обнаружил, что там использованы фрагменты его сочинений без какого-либо авторского разрешения. Это обстоятельство послужило причиной длительного разбирательства Лигети с режиссёром Стэнли Кубриком и кинокомпанией MGM .

Позднее творчество

В 1977 Лигети написал оперу «Великий Мертвиарх» ( фр. Le Grand Macabre , по одноимённой драме Мишеля Гельдерода ), премьера которой состоялась в 1978 в Стокгольме. В опере (вслед за «Приключениями») композитор развивал идеи театра абсурда . В восьмидесятых годах композитор разрабатывал оригинальную ритмическую систему: одним из поворотных для его поэтики произведений стало Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982). К числу наиболее популярных и мастерских относятся фортепианные этюды: первый сборник этюдов (1986) был удостоен в США Премии Гравемайера . Пианист Джереми Денк писал, что «этюды являются венцом его [Лигети] карьеры и фортепианной литературы; хотя они ещё новы, они уже стали классикой». Среди последних произведений Лигети — «Гамбургский концерт» ( нем. Hamburgisches Konzert ), посвящённый немецкой валторнистке , с которой Лигети активно сотрудничал в последние годы жизни.

Музыковедческая деятельность

На протяжении жизни (первая публикация в 1949, последняя в 1993) писал статьи преимущественно о так называемой новой музыке (проблемы мелодики, формы, нотации , электронного синтеза звуков , применения компьютеров и т.п.), в которых особое внимание уделял сочинениям А. фон Веберна и (начиная с середины 1960-х годов) собственным композициям («Bemerkungen zu meinem Orchesterstück Apparitions » [1967] , «Auswirkungen der elektronischen Musik auf mein kompositorisches Schaffen» [1968], «Rhapsodische, unausgewogene Gedanken über Musik, besonders über meine eigenen Kompositionen» [1993] и др. статьи).

Семья

Жена — психиатр и психоаналитик Вера Лигети. Сын — австрийский и американский исполнитель на ударных инструментах Лукас Лигети ( , род. 1965), сотрудничал с джазовым музыкантом-авангардистом Дж. Зорном .

Произведения

Опера

  • ( Le Grand Macabre , 1975-77, вторая редакция 1996)

Оркестровая музыка

  • «Румынский концерт» ( рум. Concert românesc ; 1951)
  • Apparitions (1958-59)
  • Атмосферы (1961)
  • Lontano (1967)
  • Ramifications для струнного оркестра или 12 солирующих струнных (1968-69)
  • Chamber Concerto , for 13 instrumentalists (1969-70)
  • Melodien (1971)
  • San Francisco Polyphony (1973-74)

Концертные произведения

Вокальные и хоровые произведения

  • Idegen földön, Betlehemi királyok, Bujdosó, Húsvét, Magány, Magos kősziklának, (1946)
  • Three Weöres Songs для голоса и фортепиано (1946-47)
  • Arany Songs для голоса и фортепиано 1950
  • Lakodalmas (1950)
  • Hortobágy (1951)
  • Haj, ifjuság (1952)
  • Five Arany Songs для голоса и фортепиано (1952)
  • Inaktelki nóták, Pápainé (1953)
  • Mátraszentimrei dalok, Éjszaka (Night), Reggel (Morning) (1955)
  • (1962)
  • (1962-65)
  • Requiem для сопрано и меццо-сопрано соло, смешанного хора и оркестра (1963-65)
  • Lux Aeterna для 16 солирующих голосов (1966)
  • Clocks and Clouds для 12 женских голосов (1973)
  • Nonsense madrigals для 6 мужских голосов (1988—1993)
  • (With Pipes, Drums, Fiddles) (2000)

Камерно-инструментальная музыка

  • Соната для виолончели соло (1948/1953)
  • Andante and Allegro для струнного квартета (1950)
  • «Баллада и танец» ( рум. Baladă şi joc ) для двух скрипок (1950)
  • Шесть багателей для квинтета духовых (1953)
  • Струнный квартет № 1 Métamorphoses nocturnes (1953-54)
  • Струнный квартет № 2 (1968)
  • Десять пьес для квинтета духовых (1968)
  • Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982)
  • Hommage à Hilding Rosenberg для скрипки и виолончели (1982)
  • Соната для альта соло (1991-94)

Фортепианные произведения

  • Induló (Марш) в 4 руки (1942)
  • Polifón etüd (Полифонический этюд) в 4 руки (1943)
  • Allegro в 4 руки (1943)
  • Capriccio № 1 и № 2 (1947)
  • Invention (1948)
  • Három lakodalmi tánc (Три свадебных танца) в 4 руки (1950)
    • (I. A kapuban a szeker, II. Hopp ide tisztan, III. Csango forgos)
  • Sonatina в 4 руки (1950)
  • Musica ricercata (1951—1953)
  • Trois Bagatelles (1961)
  • Three Pieces for Two Pianos (1976)
    • (I. Monument, II. Selbstportrait mit Reich und Riley (und Chopin ist auch dabei), III. In zart fliessender Bewegung)
  • Études pour piano, Book 1 , шесть этюдов (1985)
  • Études pour piano, Book 2 , восемь этюдов (1988-94)
  • Études pour piano, Book 3 , четыре этюда (1995—2001)

Органные произведения

  • Ricercare — Omaggio a Girolamo Frescobaldi (1951)
  • Volumina (1961-62, revised 1966)
  • Two Studies for Organ ( Coulée , Harmonies , 1967, 1969)

Произведения для клавесина

  • (1968)
  • Passacaglia ungherese (1978)
  • Hungarian Rock (Chaconne) (1978)

Электронная музыка

  • Glissandi , electronic music (1957)
  • Artikulation , electronic music (1958)

Музыка для метрономов

Примечания

  1. György Ligeti // — 2005.
  2. György Sándor Ligeti // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. — 1808.
  4. (англ.) — 1996.
  5. Дичёсентмартон, принадлежащий Румынии, был в то время венгерским в основном городом со значительным еврейским населением.
  6. (1999)
  7. . Дата обращения: 10 марта 2010. 29 сентября 2010 года.
  8. Denk, Jeremy (2012). Ligeti / Beethoven (booklet). Jeremy Denk. Nonesuch Records.
  9. . Дата обращения: 10 марта 2010. Архивировано из 20 апреля 2009 года.

Литература

на русском языке:

  • Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: Сб. статей. — М. , 1993.
  • Лобанова, Марина: Дьердь Лигети и музыкальный авангард. // Музыка. — М. , 1976. — С. 43—48.
  • Лобанова, Марина: Дьердь Лигети — эстетические взгляды и творческая практика 60-70-х годов. // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных, вып. 94. — М. , 1987. — C. 140—172.
  • Лобанова, Марина: Логика и композиция «новой музыкальной драмы»: «Приключения» Дьёрдя Лигети // Московский музыковед, вып. 1. — М. , 1990. — C. 152—177.

на иностранных языках:

  • Bauer A. Ligeti's laments: Nostalgia, exoticism, and the absolute. Farnham: Ashgate, 2011. ISBN 9781409400417 .
  • Dibelius, Ulrich . György Ligeti. Eine Monographie in Essays. — Mainz: Schott Musik International, 1994. — 299 S. — ISBN 3-7957-0241-0 (ED 8096).
  • Englbrecht, Bernd . Die späte Chormusik von György Ligeti. — Frankfurt am Main: Peter Lang, 2001. — 233 S. — ISBN 3-631-37228-0 .
  • Floros, Constantin . György Ligeti: jenseits von Avantgarde und Postmoderne. — W. : Lafite, 1996. — 246 S.
  • Für György Ligeti. Die Referate des Ligeti-Kongresses. — Hamburg 1988. / Hrsg. von P. Petersen. Laaber 1991. — 363 S.
  • György Ligeti. Personalstil — Avantgardismus — Popularität, hrsg. von O. Kolleritsch. — W. : Universal Edition, 1987. — 237 S. — ISBN 3-7024-0188-1 .
  • '«Ich sehe keinen Widerspruch zwischen Tradition und Modernität!» György Ligeti im Gespräch mit Marina Lobanova'. // Das Orchester, 1996. — Jg. 44, Nr. 12. — S. 10—16.
  • '«Ich will eine schmutzige Musik, eine irisierende Musik…» György Ligeti im Gespräch mit Marina Lobanova'. // «Neue Zeitschrift für Musik», 2003, Jg. 164, Heft 3, S. 12—17; spanisch in: «Música d’ara» 6/2003, pp. 73–80.
  • Le Grand Macabre — zwischen Peking-Oper und jüngstem Gericht. György Ligeti im Gespräch mit Eckhard Roelcke, in: «Österreichische Musikzeitschrift 1997», Jg. 52, Heft 8. — S. 25—31.
  • Lobanova, Marina: Technika és stilus problematikája a 60-as-80-as évek zenejeben. Párhuzamok Ligeti György és az íy szovget zene törenkvései kösött. // Magyar Zene 3/1985, 255—270.
  • Lobanova, Marina . «György Ligeti. Style. Ideas. Poetics». — B. : Verlag Ernst Kuhn, 2002. — 449 S. — ISBN 3-928864-90-4 .
  • Nordwall, Ove . György Ligeti — Eine Monographie. — Mainz: Schott, 1971.
  • Salmenhaara, Erkki . Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken Apparitions, Atmosphères, Aventures und Requiem von György Ligeti. — Regensburg: Bosse, 1969. — 203 S.
  • Steinitz, Richard . György Ligeti. Music of the Imagination. — L. : Faber and Faber, 2003. — 429 p. — ISBN 0-571-17631-3 .
  • Toop, Richard . György Ligeti. — L. : Phaidon Press, 1999. — ISBN 0-7148-3795-4 .
  • '«Träumen Sie in Farbe?» György Ligeti im Gespräch mit Eckhard Roelcke'. — W. : Zsolnay, 2003. — 237 S. — ISBN 3-552-05228-3 .
  • Willmann, Roland . Gebannte Zeit. Studien zum Klavierkonzert György Ligetis. — Salzburg: Mueller-Speiser, Anif, 2006. — 110 S. — ISBN 3-85145-098-1 .

Ссылки

  • (нем.)
  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Лигети, Дьёрдь