Interested Article - Рианнон

Рианнон ( валл. Rhiannon ) — персонаж валлийской мифологии , фигурирующая в повестях « Мабиноги »; богиня или полубогиня, связанная с лошадиным культом . Схожа с Эпоной в мифологии галлов . Дочь Хевейдда Старого. Была замужем за Пуйлом , королём Диведа , а позже за .

В её честь назван кратер Рианнон на спутнике Юпитера Европе .

История Рианнон

Когда Пуйл впервые встретил Рианнон, она ехала «на прекрасном белом коне, в сияющем золотом одеянии» . Пуйл послал за ней своих всадников, но она оказалась слишком быстрой. На самом деле, она ехала не быстрее, чем Пуйл и его рыцари; стремительность её лошади была миражом, который она создала для выгоды своей и Пуйла. Через три дня он наконец сам догнал её. Когда он заговорил с ней, прося её остановиться, Рианнон рассказала, что она предпочла бы не выходить замуж за мужчину, за которого её принуждают, Гуала. Она назначила свидание Пуйлу, и спустя год от этого дня он смог получить от неё положительный ответ, следуя совету Рианнон обманом заставить Гуала залезть в магическую сумку, а потом выпустив его оттуда только в обмен на обещание больше не добиваться руки Рианнон.

Спустя три года правления Рианнон родила сына; в ночь рождения дитя, опекаемое шестью служанками Рианнон, исчезло. Служанки испугались, что их приговорят к смерти, и, чтобы избежать наказания, намазали спящую Рианнон кровью щенка и разложили его кости вокруг её постели, как будто она сама разорвала ребёнка . Советники Пуйла в качестве наказания за убийство приговорили Рианнон семь лет оставаться при дворе и каждый день сидеть за воротами, рассказывая свою историю всем проходящим. Кроме того, она должна была донести любого желающего гостя до двора на своей спине.

Дитя появилось снаружи конюшни , кобылы которого только что родили, но жеребята исчезали. Тейрнион осматривал стойла, когда увидел таинственное чудовище, пришедшее за жеребёнком; Тейрнион остановил чудовище, отрубив ему лапу, и нашел ребёнка снаружи конюшни. Ребёнок стал взрослым всего за семь лет. Тейрнион понял, кем является это дитя, и вернул его Пуйлу и Рианнон, которые назвали его — «забота».

Придери женился на Кигфе и стал принцем после смерти отца. Затем он пригласил (своего отчима ) жить с ним в Диведе. Вскоре Дивед был превращен в пустынные земли, и лишь Рианнон, Придери, Кигфа и Манауидан выжили. Манауидан и Придери во время охоты увидели белого вепря и стали преследовать его. Придери и Рианнон дотронулись до золотой чаши, к которым привел их вепрь, и оказались зачарованы. Манауидан и Кигфа были не в силах помочь им, пока не поймали мышь, на самом деле бывшую женой Ллуйда , врага Рианнон (желавшего отомстить за обманутого ею Гуала), и заклинание было снято.

Этимология

Имя Рианнон, как считается, происходит от пракельтского корня * rīganī , означающего «королева», в сочетании с усиляющим суффиксом -on . Романо-бриттская форма этого имени, если оно существовало на этой стадии, должна звучать как * Rīgantonā . Это подтверждается многими академическими авторами.

Согласно профессору Проншес Мак Кана из Университетского колледжа в Дублине и специалисту по кельтским наукам в Гарвардском Университете Рианнон происходит ‘от Божественная Королева *Rīgantonā’ . Доктор Анна Росс указывает происхождение имени Рианнон как «Валл. Riannon от Rigantona, великая королева» . Профессор Миранда Грин из Университета Уэльса указывает два значения, соединяя вышеприведенные версии: «Её имя может происходить от имени языческой богини Rigantona ('Великая — или Священная — Королева')» .

В ответ на вопрос «Кем была Рианнон?», Проншес Мак Кана утверждает: «Рианнон воплощает богиню верховной власти, которая, выбирая себе супруга, таким образом делает его законным королём территории, которую она олицетворяет» . Согласно профессору Грин, «Рианнон согласовывает два архетипа мифа <…> милосердную, щедрую королеву-богиню» .

Примечания

  1. Дата обращения: 22 июля 2009. 23 августа 2009 года.
  2. Дата обращения: 22 июля 2009. 14 января 2006 года.
  3. Proinsias Mac Cana (1992) The Mabinogi , Cardiff, University of Wales Press, p. 51.
  4. Ross. A. (11992) Pagan Celtic Britain: Studies in Iconography and Tradition , London, Constable, p. 313.
  5. Green, M. (1993) Celtic Myths , London, British Museum Press, p. 30.
  6. Mac Cana, p. 56.
  7. Green, p. 40.

Литература

  • Celtic Culture: A Historical Encyclopedia (англ.) / Editor John T. Koch. — Santa-Barbara: ABC-CLIO, 2006. — 2128 p. — ISBN 1-85109-440-7 .
  • Ifans, Dafydd & Rhiannon. Y Mabinogion (Gomer, 1980). ISBN 1-85902-260-X
  • Parker W. // The Four Branches of the Mabinogi (англ.) . — Bardic Press, 2007. — 712 p. — ISBN 0974566756 .
  • Мабиногион. Легенды средневекового Уэльса / Перевод с валлийского, послесловие и комментарии В. Эрлихмана . — М. : Аграф, 2002. — 416 с. — (Наследие кельтов. Источники). — ISBN 5-7784-0209-0 .
Источник —

Same as Рианнон