Interested Article - Мато де Турнер, Клоринда

Клоринда Мато де Турнер ( 11 ноября 1854 , , Калька , Куско 25 октября 1909 , Буэнос-Айрес ) — перуанская писательница, жившая в ранний период латиноамериканской независимости. Её собственная независимость вдохновляла женщин её региона, а её произведения порождали многочисленные споры в перуанском обществе.

Биография

Клоринда Мато родилась и выросла в Куско , Перу. Её отца звали Рамоном Торресом Мато, а мать — Гриманесой Консепсьон Усандиварес. Когда умерла её мать, Клоринда стала известна в городе как Лилия Анд («Azucena de los Andes»). Она была крещена под именем Гриманеса Мартина Мато, но её друзья и семья звали её Клориндой. Первоначально в её фамилии «Матто» присутствовала одна «T», но из-за своего увлечения инкской культурой она добавила ещё одну «T» дабы придать имени инкский оттенок.

Во время своего роста в Куско, бывшей столице инков, Матто проводила большую часть времени в семейном имении, Паулло Чико, расположенному возле деревни Койя (Coya). Будучи подростком, Клоринда училась в школе, теперь известной как Escuela Nacional de Educandas (Национальная женская средняя школа). Там она изучала дисциплины, которые считались неженскими в перуанском обществе. Она специализировалась в области независимых исследований, включавших в себя философию , естествознание и физику . Мато бросила школу в возрасте шестнадцати лет, чтобы проводить больше времени в заботе о своих брате и отце. В 1871 году, в возрасте 19 лет, она вышла замуж за англичанина Доктора Тюрнера, богатого землевладельца. Вскоре после свадьбы они переехали в город Тинта, где прожили 10 лет. В Тинте Матто де Турнер познавала 2 истории Перу: колониального периода и периода инков. Она стала очень хорошо осведомлённой о культуре коренных народов, с каждым днём увлекавшей её всё более. Подавляющая часть из написанного ею была вдохновлена познаниями о культуре индейцев. Она начала работать журналисткой в местных и иностранных газетах. В 1878 году Матто де Турнер основала журнал El Recreo de Casco , посвящённый литературе, науке, искусству и образованию. Она стала известна своими литературными произведениями, в которых в позитивном цвете изображала жизнь индейцев, что шло вразрез с тогдашней перуанской традицией. Несмотря на своё белое происхождение она была не согласна с репрессивными методами управления индейским населением Перу, использовав свои произведения как рассказы от их имени. В своих же работах Матто ратовала и за улучшение положения женщин в обществе.

В 1881 году умер её муж, оставив своё имение банкротом . Из-за невозможности по этим финансовым причинам оставаться в Тинте Матто де Турнер переехала в Арекипу , где стала работать главным редактором газеты La Bolsa Americana . В это время она опубликовала 2 тома "tradiciones cuzqueñas, " один в 1884 и второй в 1886 году. Также она написала драму Himacc-Suacc (1884) и перевела Евангелие на язык кечуа , родной для коренного населения Перу. Кроме своей литературной деятельности, она также занималась и общественной, в частности спонсировала создание линкора Almirante Grau .

Матто де Турнер в конце концов навсегда покинула Тинту, перебравшись в Лиму , но и там из-за её политических и спорных общественных публикаций часто вставал вопрос о возможной более безопасной жизни за пределами Перу. В Лиме она участвовала в различных литературных организациях и издательствах. В 1887 году Матто де Турнер стала директором El Peru Ilustrado , где она публиковала многие свои романы. Она напечатала 3 романа с 1889 по 1895 год: Aves Sin Nido (Птицы без гнезда), Indole (Символ) и Herencia (Наследие). Они рассказывали об индейцах, лишённых каких-либо гражданских прав, угнетённых обществом и потворствующим всему этому священникам. Наиболее известным романом Матто де Турнер был Птицы без гнезда ( Aves Sin Nido , 1889). Это роман был скандальным из-за того, что в нём рассказывалось о любви между белым мужчиной и индейской женщиной, что считалось позором в Латинской Америке того времени. Причина по которой герои не могли быть вместе и которая раскрылась по ходу действия заключалась в том, что они оба были порождением блуда одного и того же священника. Птицы без гнезда не были её единственной скандальной работой. Матто де Турнер опубликовала в своей газете El Perú Illustrado также весьма спорный роман бразильского писателя . Всё это привело привело к её отлучению от церкви архиепископом .

В 1895 году Николас де Пьерола , президент Перу , вынудил её покинуть Перу. Она перебралась в Буэнос-Айрес в Аргентину , где продолжила свою литературную деятельность. В 1900 году она написала Boreales, Miniaturas y Porcelanas (Северяне, миниатюры и фарфоры), сборник эссе, включавший в себя «Narraciones históricas», важный историографический труд, показывающий в том числе желание Клоринды вернуться на Родину. В Буэнос-Айресе она основала Búcaro Americano ; также проводила публичные лекции и написав множество статей для местной прессы. Большую часть своего времени она трудилась профессором в местном университете. В 1908 году она посетила Европу впервые в своей жизни, задокументировав свои впечатления от этой поездки в книге Viaje de Recreo (Путешествие для отдыха). Книга была опубликована в газете после её смерти в 1909 году.

Первые издания её произведений

Традиции и легенды

  • Perú: Tradiciones cuzqueñas . Arequipa: «La Bolsa», 1884.
  • Tradiciones cuzqueñas . 2 vols. Lima: Torres Aguirre, 1886.
  • Leyendas y recortes . Lima: «La Equitativa», 1893.

Художественная литература

  • Aves sin nido . Lima: Imprenta del Universo de Carlos Prince, 1889.
  • Índole . Lima: Imprenta Bacigalupi, 1891.
  • Herencia . Lima: Imprenta Bacigalupi, 1893.

Биография, эпистолярная проза, путешествия и очерки

  • Bocetos al lápiz de americanos célebres . Lima: Peter Bacigalupi, 1889.
  • Boreales, miniaturas y porcelanas . Buenos Aires: Juana A. Alsina, 1909.
  • Cuatro conferencias sobre América del Sur . Buenos Aires: Juan A. Alsina, 1909.
  • Viaje de recreo: España, Francia, Inglaterra, Italia, Suiza, Alemana . Valencia: F. Sempere, 1909.

Театр

  • Hima-Sumac: Drama en tres actos y en prosa . Lima: «La Equitativa», 1893.

Дополнительная литература

  • Campbell, Margaret V., The «Tradiciones Cuzquenas» of Clorinda Matto De Turner. Index of Volume 42 1959
  • Chasteen, Charles John. «Born in Blood & Fire», p165,166
  • Berg, Mary G. «Clorinda Matto de Turner». Spanish-American Women Writers . Ed. Diane E. Marting. Westport: Greenwood Press, 1990, pp. 303—315.
  • Berg, Mary G. «Writing for her Life: The Essays of Clorinda Matto de Turner», in Reinterpreting the Spanish American Essay: Women Writers of the 19th and 20th Centuries . Ed. Doris Meyer. Austin: University of Texas Press, 1995.
  • Castagnaro, R. Anthony. The Early Spanish American Novel . New York: Las Américas, 1971; «The Indianist Novels», pp. 139—157.
  • Cornejo Polar, Antonio. «Foreword». Torn from the Nest . New York: Oxford University Press, 1998: xiii-xlii.
  • Davies, Catherine. «Spanish-American Interiors: Spatial Metaphors, Gender and Modernity». Romance Studies 22.1 (Mar 2004): 27-39.
  • Fox-Lockert, Lucía. «Clorinda Matto de Turner: Aves sin nido (1889)». Women Novelists in Spain and Spanish America . Metuchen, N.J: The Scarecrow Press, 1979.
  • González Pérez, Aníbal. «Novel and Journalism: Strategic Interchanges». Eds. Mario J. Valdés & Djelal Kadir. Literary Cultures of Latin America: A Comparative History . 3 Vols. Vol 2: Institutional Modes and Cultural Modalities. Oxford: Oxford University Press, 2004: II: 278—288.
  • Higgins, James. A History of Peruvian Literature . Liverpool: Francis Carnes, 1987, pp. 74-79.
  • Kristal, Efraín. «Clorinda Matto de Turner». Latin American Writers . Vol. I. Ed. Solé/Abreu. NY: Charles Scribner’s Sons, 1989: pp. 305—309.
  • Kristal, Efraín. The Andes Viewed from the City . New York: Peter Lang, 1987.
  • Lindstrom, Naomi. «Foreword». Birds Without a Nest . By Clorinda Matto de Turner. Austin: University of Texas Press, 1996: vi-xxi.
  • Lindstrom, Naomi. Early Spanish American Narrative . Austin: University of Texas Press, 2004; sobre Matto de Turner, 170—174.
  • Prieto, René. «The Literature of Indigenismo». The Cambridge History of Latin American Literature . Ed. Roberto González Echevarría and Enrique Pupo-Walker. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
  • Ward, Thomas. «The Royal Commentaries as a Kaleidoscopic National Archetype: The Pursuit of Post-Colonial Identities in Peru.» Review: Literature and Arts of the Americas , Issue 79, Vol. 42.2 (Fall 2009): 185—194.

Примечания

  1. — 2021.
  2. Clorinda Matto de Turner // (англ.) — 2010.

Ссылки

Источник —

Same as Мато де Турнер, Клоринда