Сад земных наслаждений (триптих Босха)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Триптих — август 1972» ( англ. Triptych–August 1972 ) — триптих британского художника ирландского происхождения Фрэнсиса Бэкона . Он написан с помощью масляных красок и песка на холсте. Триптих был создан в память Джорджа Дайера, любовника Бэкона, покончившего жизнь самоубийством 24 октября 1971 года, накануне ретроспективы художника в парижском Большом дворце , тогда бывшей самой высокой честью, которой удостоился Бэкон.
Работа является вторым в череде из трёх « », созданных Бэконом в память о своём возлюбленном. Даты последних двух триптихов включены в их названия, что указывает на то, что Бэкон воспринимал их как почти дневниковые записи в очень мрачный период своей жизни. Таким образом, картины представляют собой фиксацию того, как Бэкон справлялся с потерей Дайера в конкретное время. Они пронизаны преследующим художника чувством вины, испытываемой любым, кто потерял близкого друга из-за его самоубийства .
Портреты на боковых частях триптиха основаны на фотографиях Дайера, сделанных Джоном Дикином в середине 1960-х годов. Они точно воспроизводят эти снимки, за исключением того, что их чёрный фон заменяет стену студии. На них Дайер в нижнем белье позирует на стуле в мастерской художника. Он изображен мускулистым и сильным, но беспокойным и чувствующим себя не в своей тарелке, и обе боковые части наполнены чувствами движения и напряжения. Дайер представлен как человек, буквально разваливающийся на части. Его тело изуродовано; чёрная кайма растворяется в его теле в обеих частях, оставляя пустоту вместо значительных частей его туловища. В то же время тело его кажется тающим, оставляющим пятна плоти на плоскости под ним . Бэкон описал этот эффект как изображение «жизни, вытекающей из него» .
На центральной картине триптиха изображены двое мужчин, занимающихся сексом; по-видимому, Бэкон в этой части вспоминает свои встречи со своим потерянным любовником. Изображение основано на серии фотографий борцов Эдварда Мейбриджа , к которой он часто обращался в своём творчестве, но развивает их идею намного дальше, напрямую связывая акт любви с актами насилия . Тем не менее картина выглядит довольно целомудренной: верхняя фигура изображена без гениталий . По мнению искусствоведа Дениса Фарра их объятия не выглядят актом привязанности, а скорее больше напоминают «смертельный бой» . Фоны внешних частей триптиха обрезаны снизу чёрными прямоугольными треугольниками, резко контрастирующие с низом фона центральной картины. Эта композиционная структура, возможно, была заимствована из «Купальщиков у реки» Анри Матисса , в которой также используются геометрические формы, чтобы отделить три фигуры и создать широкие пространства . Как и во всех «Чёрных триптихах» в этой работе доминируют дверные проёмы, создающие угрожающее и зловещее присутствие, символизирующее смерть и пустоту, через которую субъекту предстоит пройти . Именно дверные проём испускают тьму, представленную чёрной краской, которая давит и буквально поглощает изображение Дайера, удаляя большие части его плоти. В левой картине он потерял большую часть своего туловища, а в правой — часть плоти, проходящей от его талии до челюсти. Обе фигуры в центральной панели также разрушены и уменьшены. Искусствовед Виланд Шмидт утверждал, что если можно было бы продлить триптих во времени, то чёрный цвет «поглотил бы их полностью» . Бэкон впервые использовал подобный мотив в своём « » 1965 года .