Фрагмент
- 1 year ago
- 0
- 0
«Фрагмент распятия» ( англ. Fragment of a Crucifixion ) — незаконченная картина британского художника ирландского происхождения Фрэнсиса Бэкона , созданная в 1950 году. Она написана с помощью масла и ваты на холсте. На ней изображены два животных, занятых экзистенциальной борьбой между собой. Верхняя фигура, которая может быть собакой или кошкой, нависает над химерой и готова убить её. Она опирается на горизонтальную балку Т-образной конструкции, которая может обозначать христианский крест . Картина содержит схематичные фигурки прохожих, которые, кажется, не обращают внимания на центральную драму.
Типичная для творчества Бэкона картина содержит отсылки к самым разным источникам, включая кричащий рот медсестры в фильме 1925 года Сергея Эйзенштейна « Броненосец „Потёмкин“ » и иконографию , посвящённую как распятию Иисуса Христа , так и снятию с креста . Отчаяние химеры занимает центральное место в работе; её агонию можно сравнить с более поздними работами Бэкона, сосредоточенными на мотиве открытого рта.
Хотя название картины имеет религиозные коннотации, христианство было чуждо личному мировоззрению Бэкона. Будучи атеистом он не верил ни в божественное вмешательство, ни в загробную жизнь. Как таковая, работа, по-видимому, представляет нигилистический и безнадёжный взгляд на человеческое состояние. Позднее Бэкон забросил картину, считая её слишком буквальной и прямой. В течение следующих 12 лет он не возвращался к теме распятия, вплоть до более небрежного, но столь же мрачного триптиха « Три этюда для распятия », написанного в 1962 году. «Фрагмент распятия» хранится в коллекции Музея ван Аббе в Эйндховене ( Нидерланды ).
Верхней фигурой на картине может быть собака или кошка. Кровь льётся из её пасти на голову и тело его жертвы, химеры, изображённой в виде совы с человеческими чертами лица. Добыча безуспешно пытается отбиться от хищника. Человеческая природа нижней фигуры наиболее заметна в деталях её рта и гениталий . Обе фигуры расположены в центре переднего плана холста, и каждая из них изувечена и покрыта кровью; их физический дискомфорт контрастирует с плоским, нейтральным фоном, типичным для картин Бэкона. В фигурах отображаются многие элементы, характерные для ранних работ художника. Выразительные широкие штрихи контрастируют с теснотой плоского и невзрачного фона . Отсылка к библейскому распятию осуществляется через поднятые руки нижней фигуры и Т-образную конструкцию .
Холст почти полностью лишён цвета. Т-образный крест тёмно-синий; две фигуры окрашены в смесь белых и чёрных оттенков, доминируют белые тона. Более половины работы занимает неокрашенный, практически голый холст. По мнению теолога и куратора Фридхельма Меннекеса, внимание зрителя при этом сосредоточено исключительно «на фигуре в агонии на кресте, точнее: на рте, разинутом и искажённом в своём крике» . Тело химеры или гибридной птицы , нанесено светлой краской, и с него свисают узкие красные струйки краски, указывающие на потёки и брызги крови. Бэкон использует приём , чтобы подчеркнуть безнадёжность предсмертных мук животного .
Картина содержит те же белые угловатые рейки, как и работы Бэкона 1949 года « », « Голова VI » и «Этюд для портрета». В «Фрагменте распятия» они расположены чуть ниже области, где пересекаются горизонтальная и вертикальная балки креста. Рейка начинается с диагональной линии, которая пересекает химеру в том месте, что кажется плечом существа . Горизонтальная угловая геометрическая форма набросана в белом и сером цвете и представляет собой раннюю форму пространственного приёма, который Бэкон развил и усовершенствовал в 1950-х годах, когда она стала клеткой, используемой для обрамления мучительных фигур, изображённых на передних планах работ Бэкона. В середине полотна художник изобразил уличную сцену, на которой изображены фигурки с тростями и автомобили . Пешеходы, кажется, не обращают никакого внимания на разворачивающуюся драму перед ними .
Мрачность картины обусловлена суровым нигилизмом художника и экзистенциалистским взглядом на жизнь. Бэкон был воспитан как христианин, но, по словам его друга и биографа Майкла Пеппиата , когда он обнаружил, что больше не может верить, он был чрезвычайно разочарован и разъярён .
Картина была связана как тематически, так и по своей формальной конструкции с работой Бэкона 1956 года « », а также с подготовительными эскизами, которые были выставлены на продажу только в конце 1990-х годов . По мнению искусствоведа Армин Цвейта, источником для нижней фигуры в «Фрагменте распятия» стала фотография совы, которую Бэкон нашёл в книге о птицах в движении; художник заменил клюв птицы широко открытым человеческим ртом .
Кричащие рты появляются во многих работах Бэкона с конца 1940-х и до начала 1950-х годов. Этот мотив был заимствован из различных источников, включая медицинские учебники и образ медсестры в сцене на одесской Потёмкинской лестнице в немом фильме Сергея Эйзенштейна 1925 года « Броненосец „Потёмкин“ » . Бэкон использовал крупный план ещё кричащей медсестры, в тот момент, когда ей выстрелили в глаз .
Образы в картинах Бэкона проходили через серии его работ, и одесская медсестра стала для него навязчивым мотивом. Пеппиат сделал предположение, что если бы можно было действительно объяснить происхождение и значение этого крика, то и всё искусство Фрэнсиса Бэкона стало бы гораздо ближе к пониманию . Жиль Делёз писал, что в «криках Бэкона» всё тело вырывается через рот .
Картина является одной из ряда работ Бэкона, посвящённого библейской сцене распятия . В ней также отображён греческий миф, пересказанный Эсхилом в его трагедии « Эвмениды », выраженный широкими крыльями химеры. С возрастом образы Бэкона стали менее экстремальными и более проникнуты пафосом , и всё меньше его полотен стали содержать скандальные образы, которые сделали его знаменитым в середине 1940-х годов. Бэкон признавался, что когда был моложе, ему была нужна экстремальная тематика . Согласно искусствоведу Бэкон со временем стал считать более эффективным отражать насилие в своих мазках кисти и палитре, а не за счёт изображаемой вещи .
Название отсылает к популярной в христианской иконографии теме Страстей Христовых . Сцены распятия появлялись на самых ранних работах Бэкона, и художник регулярно возвращался к ним на протяжении всей своей карьеры. Рассел писал, что для Бэкона распятие было обобщённым названием для окружающей среды, в которой телесные повреждения наносятся одному или нескольким людям, а один или несколько других людей собираются, чтобы наблюдать за этим .
Картина была заказана Эриком Холлом, покровителем Бэкона и, позднее, его любовником , который в 1933 году заказал три картины распятия . Бэкон черпал вдохновение для неё в работах старых мастеров, таких как Маттиас Грюневальд , Диего Веласкес и Рембрандт , а также в биоморфных образах Пабло Пикассо конца 1920-х и начала 1930-х годов. Бэкон утверждал, что он думал о распятии как о «великолепной арматуре, на которую можно повесить все виды чувств и ощущений» .
Элементы картины отсылают к картинам « Изенгеймский алтарь » Маттиаса Грюневальда и « Снятие с креста » Питера Пауля Рубенса . По мнению искусствоведа Хью Дэвиса, открытый рот жертвы и хищник, склонившийся над крестом, у Бэкона связывает его картину со снятием с креста у Рубенса. Рот на картине Рубенса свободно открыт, а у Бэкона он натянут. Ноги главной фигуры у Рубенса сложены и находятся вне поля зрения, а её левая рука пассивна; в то время как на картине Бэкона ноги и руки химеры находятся в сильном движении, по-видимому, дико размахивая вверх и вниз .
Горизонтальные рамки часто фигурировали в картинах Бэкона 1950-х и 1960-х годов. Мотив, возможно, был заимствован у скульптора Альберто Джакометти , которым Бэкон очень восхищался и часто с ним переписывался . Джакометти использовал этот мотив в своих работах «Нос» (1947) и «Клетка» (1950) . Рамки в представлении ряда критиков символизируют заточение . По мнению Цвейта, диагональные рейки во «Фрагменте распятия» превращают крест в гильотину .