Амман, Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Томас Амман ( нем. Thomas Ammann ; 1950 , Эрматинген , Швейцария — 9 июня 1993 ) — швейцарский арт-дилер и коллекционер произведений послевоенного и современного искусства .
Родившийся в 1950 году в Эрматингене (Швейцария), будучи младшим из четырёх детей (Эвелин, Дорис, Сьюзен), Амман начал коллекционировать произведения искусства ещё в юном возрасте. В 18 лет он начал работать в галерее Бруно Бишофбергера в Цюрихе. Тогда же он познакомился с Энди Уорхолом , который стал его близким другом. В 1977 году Амман занялся собственным бизнесом. Уже в 1980-е годы, когда ему шёл лишь четвёртый десяток, он занял видное место в мире искусства , также проводя время и с другими знаменитостями из мира кино и моды. Его стиль одеваться был отмечен в 1988 году включением в Зал славы международного списка превосходно одетых людей ( англ. International Best Dressed Hall of Fame List ) .
Амман умер 9 июня 1993 года, в возрасте 43 лет . Поминальная служба для друзей и семьи была проведена в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке 18 ноября 1993 года, где со своими речами выступили , , , Эрнст Бейелер , Роберт Уилсон , , Бьянка Джаггер и художники , Франческо Клементе и Эрик Фишль .
В 1977 году Амман основал свою собственную галерею , которую вскоре стали посещать крупные коллекционеры. Среди её покровителей были Джованни Аньелли , , Дэвид Геффен , Рональд Лаудер , Динос Мартинос, Ставрос Ниархос , , Ив Сен-Лоран и Ханс Тиссен-Борнемиса . Амман занимался преимущественно картинами и скульптурой художников XX века, в том числе Фрэнсиса Бэкона , Бальтюса , Макса Бекмана , Константина Бранкузи , Жоржа Брака , Александра Колдера , Альберто Джакометти , Василия Кандинского , Эрнста Людвига Кирхнера , Пауля Клее , Виллема де Кунинга , Фернана Леже , Анри Матисса , Жоана Миро , Барнетта Ньюмана , Пабло Пикассо и Марка Ротко .
Благодаря осмотрительности и секретности Аммана в бизнесе известны лишь несколько ярких примеров произведений искусства, которые оказались в ведущих музеях мира, пройдя через его руки. К ним относятся картины «Пресвятая Дева Мария, наказывающая младенца Иисуса в присутствии трёх свидетелей» Макса Эрнста , ныне хранящаяся в кёльнском Музее Людвига , и «Портрет Жозефа Рулена» Винсента Ван Гога , который Амман продал в Нью-Йоркский музей современного искусства . Амманн был крупным игроком на международных художественных аукционах в Лондоне и Нью-Йорке. Пресса отмечала, что «его присутствие в мировых торговых залах создавало настроение оптимизма, независимо от рыночной конъюнктуры, а его восторженные заявки на картины Сая Твомбли и Энди Уорхола были продиктованы искренней страстью и потенциальной прибылью» . Амман начал организовывать аукционы в своей галерее с 1987 года.
Ныне галерея Томаса Аммана управляется его второй старшей сестрой Дорис, которая присоединилась к галерее в конце 1970-х годов и работала её финансовым администратором до смерти своего брата в 1993 году .
Тобиас Мюллер Амманн, его единственный племянник, занимал пост управляющего директора Цюрихской галереи Бруно Бишофбергера с 1995 года, после своей работы на аукционе Кристис в Лондоне и Афинах .
Амманн был другом многих современных художников, чьи работы он покупал исключительно для своей собственной коллекции. Небольшая подборка его экспонатов была представлена в Базельском художественном музее в 1985 году на выставке «От Твомбли до Клементе — избранные работы из частной коллекции», куратором которой был известный искусствовед и бывший директор музея Жан-Кристоф Амманн (не его родственник). Многие из мира искусства пришли к выводу, что коллекция Томаса работ второй половины XX века является одной из лучших cуществовавших тогда, с великолепным подбором художников , таких как Энди Уорхол , Сай Твомбли , Брайс Марден , Роберт Риман , Зигмар Польке , Эрик Фишль , Франческо Клементе и Нил Дженни . Коллекция финансировалась его другом детства и коллегой-энтузиастом искусства Александром Шмидгейни, который разделил с ним цель по созданию первоклассной коллекции современного искусства . Следуя своему принципу «вы не должны собирать то, что вы хотите продать», Амман строго отделил своё арт-дилерство в отношении искусства начала XX века от коллекционирования послевоенных и современных работ . После смерти Александра Шмидхейни в 1992 году и Томаса Аммана в 1993 году эта коллекция была унаследована их братьями и сёстрами. Дорис Амман выставляет некоторые из унаследованных работ, в то время как Стефан Шмидгейни передал свою долю в наследстве созданной в 1997 году .
Амманн был геем . Во время его смерти, в клинике Бирхер-Беннер в Цюрихе, его семья сказала, что он умер от рака , хотя причиной его кончины стал СПИД .
Амманн был одним из горячих сторонников борьбы со СПИДом, жертвой которой стали многие выдающиеся деятели искусства. Вечером 2 мая 1988 года, после продажи коллекции Энди Уорхола на аукционе Сотбис в Нью-Йорке, Амманн организовал благотворительный аукцион, который собрал почти два миллиона долларов США. Амманн убедил своих друзей-художника от Джаспера Джонса до Сая Твомбли пожертвовать свои произведения для этого аукциона, который он организовал совместно со светской львицей , доходы от которого пошли на программу поддержки Госпиталя Святого Винсента и Медицинского центра Нью-Йорка .
В 1991 году в качестве председателя международной программы Томас Амманн организовал и провёл гала-ужин "Искусство против СПИДа" (AmFAR) и сбор средств в размере 1,5 миллиона долларов в рамках открытия художественной ярмарки в Базеле с участием Элизабет Тейлор и Одри Хепбёрн . Там присутствовало около 500 гостей, среди которых были крупнейшие деятели из мира искусства и развлечений .
В 1977 году Амманн задумал создать каталог всех картин, скульптур и рисунков Энди Уорхола и с согласия художника начал обширное предприятие по сборке материала, необходимого для такого проекта, чтобы, наконец, создать всеобъемлющую, научную и авторитетную публикацию. Первые тома были опубликованы в 2002 и 2004 годах издательством « ».