Петров, Александр Андреевич (актёр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Шахин Колёня ( алб. Shahin Kolonja ; тур. Şahin Teki Kolonya ; 1865 , — 1919 , Стамбул ) — албанский журналист и политик.
Шахин Колёня родился в селении , на территории сегодняшней южной Албании , тогда входившей в Османскую империю .
Колёня окончил школу гражданской службы (мюлькие) и был директором нескольких школ идадие, первоначально в Эдирне . Он был одним из множества албанцев, находившихся на османской государственной службе, и некоторое время был санджака Афон (Айнароз) . Колёня оставил государственную службу, чтобы следовать другим жизненным целям и убеждениям. Позднее он был арестован в Манастире и приговорён к трём годам тюремного заключения за распространение произведений на албанском языке. В 1897 году он написал меморандум в адрес османских властей о разрешении издавать газету на албанском языке . Его просьба была отклонена . Через два года он обратился за помощью в публикации газеты к австро-венгерскому консулу в Манастире. Из-за трудностей и постоянного наблюдения со стороны властей ему пришлось покинуть страну. Колёня побывал в различных странах Европы, окончательно обосновавшись в Софии .
С 1901 по 1908 год он издавал в Софии журнал « », который в 1884 году основал , при содействии Кристо Люараси (1876—1934) и финансовой поддержке Австро-Венгрии . Люараси был управляющим издательства «Прогресс» ( алб. Mbrothësia ), которое ранее было создано албанской общиной Софии, организованной преимущественно вокруг общества «Желание» ( алб. Dëshira ), которое ставило своей задачей распространение знаний и албанских языковых норм среди албанцев и служение национальному делу .
Через газету Колёня и Люараси активно работали над укреплением национального сознания албанцев и представляли книги на албанском языке. Статьи Колёни в «Дрите» и других изданиях освещали социально-экономический аспект албанского национального движения, критиковали османский аристократический класс, к которому принадлежал и сам Колёня, будучи беем , и отмечали тяжёлое положение крестьянства . Колёня выступал за идеи Албанского национального возрождения и безопасность национального существования, обеспечиваемую улучшением конституционных отношений между албанцами и Османской империей. Но в то же время он поддерживал деятельность албанских партизан, борющихся с турками .
Находясь в Софии, Колёня поддерживал , младотурецкого революционера из Болгарии . С помощью Колёни Рагиб возобновил издание своей газеты «Общественное мнение» ( тур. Efkar-ı Umumiye ) на болгарском и турецком языках . Поэтому в этом издании также публиковались материалы об албанских делах . Это не осталось незамеченным со стороны османских властей, отозвавших Рагиба, чтобы вывести его из под влияния Колёни .
Колёня не доверял арберешам , которых он считал пешками в руках итальянского правительства, отстаивающего свои интересы в албанском вопросе, и отказывался сотрудничать с ними . Он поддерживал помощь Австро-Венгрии в осуществлении албанских чаяний на Балканах .
В 1904 году Колёня перевёл на османский язык и опубликовал в «Дрите» манифест Сами Фрашери 1889 года «Албания — какой она была, какой она стала, какой она будет» ( алб. Shqipëria ç´ka qenë, ç´është e ç´do të bëhet ) .
В 1906 году Колёня участвовал в вербовочной деятельности за рубежом, среди албанской диаспоры в Бухаресте, Констанце, Софии и Египте, для Албанского манастирского комитета .
В 1908 году Колёня был избран депутатом от Корчи в османский парламент при финансовой поддержке албанских активистов. Он был видным членом 26 собраний, которые представляли . В том же году он стал одним из делегатов , на котором был стандартизирован албанский алфавит .
После обсуждений, проведённых рядом делегатов в ходе Манастирского конгресса, Колёня в качестве парламентария намеревался представить Османской империи программу албанского образования . Она предусматривала албанское начальное и среднее образование, сокращение государственного финансирования греческих школ с православными албанскими учащимися и замену его османскими государственными фондами и доходами от церковной собственности, подготовка зарубежных учёных для создания албанского университета, содержание католического и православного духовенства, оплачиваемое Османской империей , албанскую военную службу на албанских землях, албанскую жандармерию, местную албанскую собственность на транспортную инфраструктуру и эксплуатацию природных ресурсов, открытое свободное голосование и сбор налогов с признанием албанской нации и языка .
В 1908 году он вступил в партию Ахрар Исмаила Кемали , а в 1910 году — в Демократическую партию, основанную и Абдуллой Джевдетом . Из-за военных действий с младотурками ему пришлось снова уехать за границу в 1911 году. Проведя пару месяцев во Влёре в 1913 году, он вернулся со своей семьёй в Стамбул в 1915 году. Колёня был женат на дочери Наима Фрашери . С этого времени и до своей смерти в 1919 году он не участвовал более в политической деятельности из-за проблем со здоровьем и алкогольной зависимости.