Interested Article - Силики, Ристо

Ристо Силики ( алб. Risto Siliqi ; 1882 , Шкодер 1936 , Шкодер ) — албанский поэт, публицист, юрист и военный деятель . На его творчество повлияли идеи и настроения романтического национализма , как и на других поэтов Албанского национального возрождения до него .

Биография

Ристо Силики родился в простой семье в Шкодере , в современной Албании, тогда ещё находившейся под османским правлением . Его отец был пекарем. Он получил своё первое образование в сербоязычной школе в своём городе, а затем в Руздие (турецкая средняя школа), откуда был вскоре исключён за свою антиосманскую пропаганду среди студентов. В какой-то момент Силики был близок к аресту, и семья отправила его в Цетине ( Черногория ), где до этого обосновались трое его братьев. Силики не прекращал свою националистическую деятельность в течение всех 10 лет, что был в изгнании. Вместе с братьями он открыл небольшую гостиницу под названием «Албания», служившую местом проведения патриотических мероприятий . Он также посещал Румынию и Болгарию для встреч с тамошними албанскими общинами .

Силики был активным участником албанского восстания 1911 года , вместе со своими соратниками Хиле Моси и Луидем Гуракучи входя в его руководящую структуру «Албанский комитет» ( алб. Komiteti Shqiptar ). Он участвовал во встрече в Герче, став одним из подписантов . Между тем, все эти события вдохновили его на творчество; многие его патриотические стихи стали появляться в газетах албанских общин. Первая Балканская война застигла его в Цетине. После того, как австрийская разведка сообщила ему, что он включён в список лиц, подлежащих аресту вместе с другими албанскими эмигрантами, он покинул Цетине и укрылся в Которе . Вместе с другими албанцами Силики прибыл в Шкодер в 1913 году на австрийском корабле. Тем временем черногорский суд заочно приговорил его к смертной казни как «врага черногорского государства» .

Политическая ситуация в Шкодере также была неспокойной. В нём было много различных общин, поддерживаемых различными европейскими державами. Существовали острые противоречия и недостаточная поддержка вновь созданного албанского государства . Ристо Силики сразу же начал работать над объединением христианской и мусульманской общин. В то время в Шкодере действовали два главных пропагандистских пресс-органа: «Тарабоши» арбереша Теренцио Точчи , открыто выступавшего за Италию, и «Национальный голос» ( алб. Seda-i Millet ) , выступавшего за Турцию. В то же время Эссад-Паша Топтани при поддержке участников Лондонской конференции 1912-1913 годов уже создал свою зону контроля в центральной Албании, а также свои пропагандистские подразделения в Шкодере. Силики удалось занять открытую противную позицию в отношении всех этих сил . Он был одним из основателей патриотического клуба «Албанская лига» ( алб. Lidhja Shqiptare ) и главным редактором газеты «Новая Албания» ( алб. Shqypnija e Re ), где Хиль Моси стал директором, а Карло Сума — бухгалтером . Помимо основной деятельности дважды в неделю газета давала Силики возможность публиковать многие из своих творений, которые он не мог выпустить в виде книги из-за финансовых проблем. Он покинул «Албанскую лигу» из-за её призывов к черногорцам о военной помощи для подавления эссадистских и протурецких подразделений в Шкодере. Он вступил в отряды добровольцев, сражавшихся на стороне Вильгельма Вида против . Черногорское вторжение в Шкодер в 1914 году во время Первой мировой войны застало там и Силики; он был немедленно арестован вместе с Луидем Гуракучи. Был проведён скорый суд, и ему был вынесен смертный приговор. Австро-венгерское наступление на Черногорию и капитуляция последней спасли Силики жизнь .

С окончанием Первой мировой войны Силики сосредоточился на юридической деятельности. Происходящее в Албании вызвало его разочарование. В 1921 году он работал судьёй во Влёре , а в 1923 году стал первым секретарем Министерства юстиции Албании. Но в следующем году он ушёл в отставку, вернулся в свой родной город и с 1925 года больше не занимался политикой. Силики проработал адвокатом до конца своей жизни, до 1 мая 1936 года .

Поэзия

Силики полностью овладел письменным албанским языком после того, как соприкоснулся с творчеством других поэтов Албанского национального возрождения. Он начал писать стихи около 1900 года. Хотя его язык был тяжёлым из-за диалекта, а также славянских или турецких заимствований, его поэзия со временем прогрессировала .

Обучаясь в Цетине Силики познакомился с творчеством таких классиков, как Гомер , Толстой и Лермонтов . Его первые стихи касались тем личного характера, иногда с нотками юмора или социального горя. Такими были «Чистота» ( алб. Dlirsija ), «Женщинам без детей» ( алб. Grave pa evlad ), «Пьяная песня» ( алб. Kënga e pijes ), «В одиночестве» ( алб. Në vetmi ) и другие . Но главной темой в его творчестве стала патриотическая. Исполненный оптимизма и ярости против любого вида угнетения Силики явно призывал к действию и критиковал стагнацию и пассивность. Его послание было ясным: «Мы ничего не можем ожидать от Европы» ( алб. S'kemi c'presim nga Evropa ) . Только один сборник поэзии Ристо Силики был опубликован при его жизни: «Отражение кровавых дней» ( алб. Pasqyra e ditëve të përgjakshme ), изданный в Триесте в 1913 году на 176 страницах, и в котором сильное отражение нашёл его опыт участия в восстаниях 1910-1911 годов. Другие его стихи сохранились в различных периодических изданиях. По мнению Александера Асдрени помимо патриотической темы поэзия Силики содержит и сильный социальный подтекст. Её героем является крестьянин-идеалист, который оставляет всё позади и идёт сражаться за свою страну . В 1912-1915 годах он написал много стихов, примерно 4000 .

После Второй мировой войны , с 1945 года, возник интерес на государственном уровне к собранию и публикации его работ. Первый сборник его избранных стихов, как ранее опубликованных, так и неопубликованных, вышел в 1956 году, через год после прямого указания Центрального комитета Албанской партии труда , потребовавшего изучения и распространения наследия Силики . В отличие от других деятелей Албанского национального возрождения он не был запрещён при коммунистическом режиме в Албании .

Его сын Лазар Силики и племянник Драго Силики также стали поэтами .

Одна из улиц Шкодера названа в его честь.

Источники

  • Fullani, Dhimitër. (неопр.) / Instituti i Shkencave i R.P.Sh. - Instituti i Historisë dhe Gjuhësisë. — Tirana: Ndermarrja Shtetërore e Botimeve, 1956.

Примечания

  1. Franz-Lothar Altmann, Robert Elsie (1990), , Untersuchungen zur Gegenwartskunde Südosteuropas , Munich: Oldenburg (28–29): 251, ISSN , OCLC , ...writer and nationalist figure Risto Siliqi (1882-1936)... от 21 октября 2020 на Wayback Machine
  2. Koço Bihiku (1964), , Naim Frashëri State Publishing House, pp. 50—51, OCLC , The ideas and sentiments which Asdreni gave tongue, characterized the productions of another poet of this period, of Risto Siliqi. от 20 мая 2016 на Wayback Machine
  3. Gazmend Shpuza (1999), [ On Independence Eve ], New York: Eagle Press, p. 100, ISBN 9781891654046 , OCLC от 29 июня 2016 на Wayback Machine
  4. , pp. 4.
  5. , pp. 5.
  6. , pp. 6.
  7. , Studime Historike , University of Tirana - Institute of History, 8 : 205, 1971, ISSN от 21 октября 2020 на Wayback Machine
  8. , pp. 8.
  9. , pp. 9.
  10. , pp. 3.
  11. , pp. 10.
  12. . Дата обращения: 17 марта 2019. 18 января 2019 года.
  13. . Дата обращения: 17 марта 2019. 17 апреля 2021 года.
  14. , L'Europa letteraria, artistica, cinematografica , Rome: Edizioni Rapporti Europei, 34 : 114, 1965, ISSN , OCLC , ..Llazar Siliqi, figlio del poeta e patriota Risto Siliqi. Nato nel 1924 a Scutari,... от 3 июня 2016 на Wayback Machine
  15. Jorgaqi, Nasho (алб.) . Shekulli. — «Djalë i vjershëtorit B. Siliqi dhe nip i poetit të Rilindjes, R. Siliqi». Дата обращения: 17 марта 2019. 18 августа 2010 года.
Источник —

Same as Силики, Ристо