Interested Article - Дьяков, Василий Николаевич

Василий Николаевич Дьяков (род. 21.06.1935, деревня Тихоновка , Курганская область , РСФСР ) — советский, российский художник , скульптор, график, поэт. Член Союза художников России (1982) .

Биография

Василий Николаевич Дьяков родился 21 июня 1935 года в Курганской области. Мать происходила из крестьян- староверов . Спасаясь от раскулачивания в 1938 году, семья перебралась сначала в город Карабаш Челябинской области, а потом в город Чебаркуль . Мать занималась поденными работами, отец работал столяром-краснодеревщиком. Отца мобилизовали в первые дни войны, в 1944 году он «пал смертью храбрых за освобождение Нарвы» .

В 1954—1959 годах обучался на живописно-педагогическом отделении Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого . Композицию его курсу преподавал Илларион Каштанов, живопись — Василий Худяков, рисунок — Георгий Панков .

В 1965 −1968 годах вёл кружок рисования в Чебаркульской средней школе № 10, в которой раньше сам учился, а потом работал в ней же учителем рисования и черчения. Подрабатывал художником-оформителем в городской художественной мастерской.

С 1965 года участвует в коллективных областных, региональных и зональных художественных выставках.

В 1968 году создал студию изобразительного искусства при клубе им. А. М. Горького Чебаркульского металлургического завода, которой руководил 24 года. Многие ученики Василия Дьякова стали профессиональными художниками.

В 1982 году Василия Дьякова принимают в члены Союза художников России.

В 1986 году в Челябинске состоялась первая персональная выставка художника, которую обком партии попытался запретить. Когда при поддержке искусствоведов и коллег по цеху она все же открылась, городские власти запретили её рекламу, и намеренно задержали выпуск каталогов.

С 2013 года художник живет и работает в Санкт-Петербурге .

Творчество

В 1957 году на выставке искусства социалистических стран в московском Манеже Дьяков впервые столкнулся с абстрактными работами польских художников и румына Корнелиу Баба . Встреча с незнакомым искусством оказала влияние на все его дальнейшее творчество.

Вернувшись после училища в Чебаркуль, знакомится с магнитогорским художником-формалистом Виктором Антоновым, вместе с которым изучает новые течения западного модернизма. Как вспоминал Дьяков: «Было понятно, что государство не одобряло такое искусство, но атмосфера была уже другая, новое уже подкатывало, и мы неслись на этих волнах» .

В начале 1960-х знакомится с челябинским скульптором Виктором Бокаревым, последователем Эрнста Неизвестного . Встреча послужила толчком начала работы Дьякова в скульптуре. Он вырубает из природного уральского гранита серию нео-примитивистких работ, ставших одним из пиков его творчества.

Оставив из-за проблем со здоровьем скульптуру, Дьяков переключается на графические техники — пастель, акварель, карандаш и создает во второй половине 1960-х ряд новаторских абстрактных работ «Мужской портрет» (1964), «Акробатка» (1965), «Женская фигура» (1965), «Скрипач» (1965). В этот же период он пробует новые материалы — его известная работа «Знакомая девушка» (1968) написана на грубой доске. Стиль Дьяковских работ резко противоречит господствующему соцреализму и на многие годы определяет его «отшельническую» творческую судьбу. Практически всю свою жизнь он прожил на берегу озера Чебаркуль и сравнивал себя с камнем, «омываемым жизнью и наблюдающим за ее течением».

В 70-е годы он создает серию уральских пейзажей, лаконичных по цвету и композиции.

В 1980-е годы его излюбленными мотивами становятся деревенский пейзаж, интерьер с фигурами людей («Осенние работы», «Последние дни осени» из серии «Осень в деревне». «В сумерках» из серии «Поэма о лошади», «Кувшин», «Путник» из серии «Андрей Рублев»).

В 90-е годы, когда поколение шестидесятников испытало еще один шок смены власти, художник почти два года искал себя. До этого привыкший работать ежедневно, они почти два года не брал в руки кисть. Со второй половины 1990-х Дьяков обращается к религиозным мотивам, используя в графике известные христианские сюжеты («Женщины и рыбы. Трапеза», «За столом», «Ловля рыбы», серия «Золотые женщины», «Реквием»).

В 2000-е годы степень обобщения форм видимой реальности в произведениях В. Дьякова достигает предельных границ и выводит художника в беспредметные композиции — появляются циклы: «Абстракции», «Форма», «Серое на сером и немного черного», «Пространство и плоскость».

С начала 1960-х Василий Дьяков постоянно пробует себя в поэтическом жанре. У него вышли сборники стихов «С высоты синевы» (1995) и «Камень у воды» (1997).

Признание

Работы Василия Дьякова находятся в:

Выставки

За последнее десятилетие прошли несколько знаковых персональных выставок Василия Дьякова.

2015 год — персональная выставка «И душа с душою говорит» в Курганском областном художественном музее, приуроченная к 80-летию мастера. После нее Дьяков подарил больше 200 листов акварельных и пастельных рисунков в разных техниках .

2017 год — персональная выставка «Равновесие» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков — это была первая выставка художника в городе на Неве. В экспозицию вошли более пятидесяти произведений живописи, графики и скульптуры, созданных в период с 1965 по 2017 год.

2018 год — выставка «Камень у воды» в зале Культурно-выставочного центра Русского музея в Мурманске. На ней были представлены картины, написанные в XXI веке .

2020 год — выставка «Ностальгия по пейзажу» в Курганском областном художественном музее. На ней зрители могли познакомиться со знаковыми работами, близкими по духу и стилистике древнерусскому искусству, которые мастер создал в 1980—2000-х годах .

Примечания

  1. . Артхив .
  2. . Дата обращения: 27 июня 2020.
  3. .
  4. . «Музеи России» . Дата обращения: 19 апреля 2021.
  5. . «Уральская новь» . Дата обращения: 2004.
  6. .
  7. . «Мурманский вестник» . Дата обращения: 22 марта 2018.
  8. .
Источник —

Same as Дьяков, Василий Николаевич