Interested Article - Таэр, Тимофей Семёнович
- 2020-08-14
- 1
Тимофей Семёнович Таэр (настоящая фамилия Семёнов , чуваш. Тайӑр Тимкки ) ( 15 [27] января 1889 , Кошки-Шемякино — 8 декабря 1917, неизвестно) — чувашский поэт , переводчик .
Биография
Родился в бедной чувашской крестьянской семье. Отец будущего поэта — Та́эр Симу́не ( чуваш. Тайӑр Çимунӗ ) — всю свою жизнь подрабатывавший в хозяйствах зажиточных жителей деревни, ушёл из жизни, когда Тимофею было всего два года. Через семь лет умирает и мать. Сироту берёт на воспитание крестьянин Тихон Васильев из деревни Чувашское Пимурзино .
Тихон, ведавший письменными делами мелкого чиновника из села Бюрганы и желавший обучить своего пасынка грамоте, в 1898 году отправляет пасынка на учёбу в начальную школу, но уже в следующем году умирает. Т. С. Семёнову приходилось жить у своих родственников и знакомых.
Во время учёбы в четвёртом классе его принимает в семью поп Белозёрский, желавший, чтобы мальчик продолжил его дело. В 1902 году он поступает в двухклассную школу, однако вскоре попадает в список исключённых из-за своего нежелания получить церковное образование . В 1903 году Таэр Тимкки попадает в Симбирскую чувашскую школу , где два года проучится за одной партой с Константином Ивановым . В 1905 году он переходит в первый класс для подготовки будущих учителей, но по неизвестной причине педагогический совет принимает решение отчислить его (по одной версии — из-за его бедности, по другой — опасаясь влияния его революционных убеждений на остальных учеников школы. После этого поэт переезжает в Казань — к Н. В. Никольскому , в типографии у которого работает наборщиком . Примерно в эти же годы устанавливает контакты с Казанским комитетом РСДРП . Начинает печататься в самих первых выпусках чувашской газеты « Хыпар ». Вместе с другим активным сторонником революции М. Ф. Акимовым пишет и печатает памфлеты и статьи , направленные против царского режима.
31 мая 1907 года поэта арестовали и отправили в тюрьму, при обыске в его квартире были изъяты множество революционной литературы и рукописей. Там он пребывает несколько месяцев, и только в ноябре его ссылают в Сибирь , город Нарым Томской губернии . В 1911 году Таэр Тимкки возвращается в родное село. В 1912 году он выезжает на Кавказ , где работает рабочим на железной дороге, параллельно занимаясь революционной агитацией и участием в рабочих забастовках. В конспирационных целях вынужден поехать на Донбасс , где устраивается на работу шахтёрами . В 1914 году на лето возвращается обратно на родину. После выезжает на Кавказ во второй раз, где ему приходится воевать против Турции . Но и на фронте — среди солдат — Таэр Тимкки продолжает заниматься агитированием. 5 июля 1916 года отправляет своё последнее письмо на родину, адресованное родственникам в селе Старые Мертли . Доподлинно неизвестно, где и при каких обстоятельствах поэт и один из основателей чувашской журналистики погиб.
Творчество
Таэр Тимкки писал свои произведения и в стихах, и в прозе, но из-за стилистической схожести их трудно отнести к определённому жанру .
В новеллах 1906 года «Çутта тухасчĕ» (Выйти бы к свету) и «Пурнăç çути» (Свет жизни) проявляется склонность поэта к публицистике , усматривается влияние творчества русских писателей Максима Горького и В. Г. Короленко . В рассказах «Эрех сиенĕ» (Вред алкоголя) и «Выçлăх çул» (Голодный год) автор описывает обычную жизнь чувашской деревни, рассуждает о пагубном влиянии алкоголя, о необходимости стремиться к просвещению и образованию, о социальном неравенстве . В последнем произведении критик и литературовед Ю. М. Артемьев видит влияние учения толстовства . В стихотворении «Çăлăнăç» (Спасение) говорится о конечной победе Добра над Злом , о спасении человека путём полезной работы, праведной жизни и сохранения лучших своих качеств.
Укрепление революционных взглядов поэта подтверждает стихотворение «Чаплă вилĕм юрри» (Песня славной смерти), где впервые в его творчестве появляется полноценный революционный персонаж, который по сюжету будучи ведомым на казнь взывает к деятельности, политической и социальной активности своего народа . Другие стихи Таэр Тимкки на революционную тематику: «Шухăш» (Мысль), «Çĕнĕ çул» (Новый год), «Вăхăт çитрĕ» (Пришло время), «Хресчен, вăран ыйхăран...» (Крестьянин, пробуждайся ото сна...).
В стихотворении «Çынна ырлăх тăвасшăн...» Таэр Тимкки обличает ту часть чувашской интеллигенции, которая, получивши образование, не стремится к просвещению своего родного народа. Поэт через одного из своих героев передаёт эту мысль: «Зачем вообще жить, если не понимать чаяний и бед родного народа, если не мочь облегчить его участь». Он считает, что посильная помощь своему народу, содействие его культурному развитию — священный долг каждого. Перу поэта принадлежит и ряд лирических стихотворений, но и в них, используя распространённый в чувашском фольклоре приём параллелизма , он не отрывается от социальных, общечеловеческих тем: «Каçхи сасă» (Ночной голос), «Каш-каш вăрман сасси илтĕнет..» (Слышится как шумит лес...) и др.
Одно из немногих стихотворений Таэр Тимкки в жанре любовной лирики — «Улька, сана асăнса...» (Улька, вспоминая о тебе...), где он передаёт грусть лирического героя , тоскующего по ушедшему детству, по ушедшему счастью двух влюблённых, по образу своей любимой . В целом, для поэта характерны произведения в жанре гражданской лирики .
Перевёл на чувашский язык « Интернационал », « Варшавянку », «Крестьянскую песню», « Рабочая марсельеза » и другие песни и литературные тексты с русского языка .
Память
- улица Таэра Тимки в городе Чебоксары ;
- поэма «Таэр» под авторством чувашского поэта Васьлея Митты .
Ссылки
- ;
- .
Примечания
- . nasledie.nbchr.ru . Дата обращения: 2 февраля 2022. 2 февраля 2022 года.
- ↑ Артемьев Ю. М. Чувашская литература на рубеже двух веков (1900—1917 гг.) = Ӗмӗр пуçламӑшӗ (чув.) . — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1996. — С. 24—28.
- ↑ (чуваш.) . Вула Чăвашла (20 августа 2019). Дата обращения: 4 февраля 2022. 4 февраля 2022 года.
- (чуваш.) . Дата обращения: 3 февраля 2022. 3 февраля 2022 года.
- Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики . Дата обращения: 3 февраля 2022. 4 февраля 2022 года.
- В. Е. Митта. . — Москва: Издательство «Современник», 1976. — С. 45. 22 марта 2022 года.
- 2020-08-14
- 1