Луций Опимий
- 1 year ago
- 0
- 0
Се́тле-кю́ль ( чуваш. Cĕтлĕ кӳл ), согласно ряду чувашских мифов , — молочное озеро , на берегах которого живут потомки последнего казанского хана .
Когда русские войска уже заняли Казань, татарский патша просил русского патшу, чтобы тот выполнил его последнее желание. Получив разрешение, татарский патша поднялся на минарет, взяв с собой свою кобзу, и на минарете начал играть. Это была грустная, горестная песня. Музыка кобзы проникла в душу всех войск, и татары, и русские солдаты, все как один, упали на колени и плакали от этой песни. Потом патша начал играть новую, веселую песню, и все войска заплясали. Третий раз, как начал новую песню, кто услышал, все упали на колени и плакали, рыдали. После этого патша бросил об стену мечети кобзу и разбил её. А сам он в сию же минуту превратился в лебедя и улетел с минарета в сторону юга на берег Молочного озера ( Сĕтлĕ кӳл ). Его внуки и сейчас здесь живут в вечной тоске о том, что когда-нибудь возвратятся в Казань, в столицу ханства, и прогонят оттуда русского патшу.
— Д. Месарош. Памятники старой чувашской веры.
По предположению Месароша, это сказание является остатком утерянного чувашского эпоса «Песня о завоевании Казани » ( чуваш. Хусан туртса илнĕ юрри ), а Сетле-кюль — следом представления чувашей о многоярусности мира.