Interested Article - Миттов, Анатолий Иванович

Миттóв, Анато́лий Ива́нович ( 13 декабря 1932 , Тобурданово , Чувашская АССР , РСФСР — 31 октября 1971 , Чебоксары , Чувашская АССР) — чувашский живописец и график; создатель стиля [ какого? ] , основанного на национальных традициях, член Союза художников СССР (1970).

Учёба

Анатолий Миттов воспитывался в многодетной крестьянской семье, с детства впитывал в себя духовные, эстетические и трудовые традиции народной культуры. Фамилия «Миттóв», производная от родового чувашского имени Митта́ , была взята в 1930 его родителями, Иваном Максимовичем и Феодосией Владимировной [ источник не указан 1488 дней ] .

В детские годы Анатолий Миттов провалился в замерзшую речку и сильно простудился, что впоследствии привело к тяжелой болезни уха.

После окончания сельской школы Анатолий Миттов учился в Чебоксарском художественном училище (1947—1952). Сохранились записные книжки и блокноты с первыми стихами, фольклорными текстами на родном языке, а также заметками о днях полного безденежья и голода в годы учёбы . После первой неудачной попытки поступления в художественный ВУЗ работал в Ярославском областном товариществе художников в качестве художника-исполнителя (30.10.1952 — 20.01.1953), с ноября 1953 до мая 1954 работал учителем рисования и черчения в сельской школе на родине (Янгличской средней школе Канашского района ).

В годы учёбы на факультете графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. E. Репина (1954—1961) началось глубокое постижение Миттовым основ классического искусства, а также традиций чувашского народного творчества, костюма, орнамента. Эти годы совпали и с периодом «оттепели», когда Миттов стал интересоваться поэзией и искусством «шестидесятников».

В дипломной работе А. И. Миттова по оформлению поэмы классика чувашской литературы К. В. Иванова « Нарспи » проявились тонкое художественное чутьё и высокий профессиональный уровень молодого автора. Материал для данной работы он собирал на своей родине, накапливая впечатления от народных традиций, в том числе весенне-летних праздников «Вăйă» («Игры») с многолюдными хороводами и обрядовыми песнями. Изучал специальную этнографическую литературу и зарисовывал костюмы из чувашских коллекций в фондах Государственного музея этнографии народов СССР (ныне Российский этнографический музей ). В семейном архиве художника сохранился пропуск в этот музей, выданный 29 ноября 1960, с указанием цели работы в Фототеке.

Выполняя масштабную дипломную работу по оформлению всего книжного издания, в качестве исследовательского метода Миттов применял и фотографию. Сохранилось около десяти черно-белых негативных фотоплёнок формата 36 мм с запечатлёнными сельскими хороводами, чувашскими костюмами, инсценировками «сцен» из поэмы. Некоторые графические иллюстрации для книги («Пастушок», «Выход невесты») выполнялись под впечатлением от работ известных в то время чувашских иллюстраторов и Ф. С. Быкова.

Иллюстрации к поэме создавались Миттовым в технике цветной акварели на бумаге. Дипломная работа, представляющая собой огромный комплекс вариантов иллюстраций, титульных листов, обложек, миниатюрных заставок, рукописных текстов и др. элементов книжного оформления, была высоко оценена экзаменационной комиссией и общественностью.

Жизнь и творчество

После возвращения в Чувашию А. И. Миттов жил и работал в г. Чебоксары. Являлся преподавателем графики художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева (1961—1964). В первые два года руководство оценивало его положительно («много болел, но дело поставлено неплохо, все задания выполняются» ). Вдохновлённый идеями «оттепели» и расцвета свободного национального искусства, Миттов пытался сплотить молодых художников Республики вокруг своих идей, организовал своеобразную школу нового искусства. В течение нескольких лет его последователями являлись известные впоследствии живописец Г. И. Исаев и график В. И. Агеев . В 1962 Миттов вел школьное декоративно-оформительское дело, но в ноябре прервал работу в связи с операцией в . Долгая и мучительная болезнь, диагностированная как воспаление уха, началась ещё в 10-летнем возрасте после сильной простуды. В последние годы жизни у Миттова заметно ослабели зрение и слух.

С 1 сентября 1964 А. И. Миттов был уволен «как не прошедший по конкурсу на новый срок работы» (Приказ № 68 от 13.07.1964) . После этого не имел официального места работы.

Сотрудничал с Чувашским книжным издательством , выполнял задания по оформлению поэтических сборников, научно-фантастической прозы (Г. В. Краснов. «Инçетри сасăсем — Далекие голоса», 1967, на чув. яз.), сельскохозяйственных брошюр. Сохранились варианты эскизов для нескольких номеров местного литературно-публицистического журнала « Тăван Атăл » («Родная Волга»), а также эскизы декораций к пьесе киргизского драматурга Мара Байджиева «Дуэль» для осуществлённой постановки в Чувашском государственном академическом драматическом театре им. К.В. Иванова . Вариант комплексного оформления поэмы «Нарспи», подготовленный Миттовым на основе своей дипломной работы, при его жизни не был принят. Проект был реализован в Чувашском книжном издательстве лишь в 1976, в виде альбомного издания на чувашском языке, а также в книжной форме — на русском.

Произведения А. И. Миттова, имевшие новаторскую форму и глубокое философское звучание, неизменно вызывали глубокий интерес общественности и неприятие со стороны консервативной публики.

Став кандидатом в Союз художников СССР в ноябре 1968, лишь в 1970 стал его полноправным членом. Членский билет Союза художников № 13984 был оформлен незадолго до смерти художника, в середине июля 1971.

В 1965 Анатолий Миттов познакомился с О. В. Таллеровой, сотрудницей книжного издательства; совместная жизнь продолжалась с 1966 до его кончины. В 1980-х О.В. Таллеровой были систематизированы произведения и архив художника, она приступила к изданию писем, записей, воспоминаний о нем . С 1966 А. И. Миттов тесно общался с поэтом Геннадием Айги и его сестрой, писательницей Евой Лисиной , с их помощью знакомился с новейшими явлениями в новаторском искусстве 1960-х. В число духовно близких художников-современников входили украинский график Георгий Гавриленко (1927—1984), считавшийся формалистом, московский живописец Владимир Яковлев (1934—1998), польский художник-примитивист и др.

А. И. Миттов скончался после тяжёлой болезни.

Памяти мастера

Памятная доска, посвящённая художнику Анатолию Миттову (1932-1971)
Открытие памятной доски, посвящённой художнику Анатолию Миттову (1932-1971)

Имя А. И. Миттова присвоено Тобурдановской средней школе Канашского района, его именем назван бульвар в г. Чебоксары.

13 декабря 2012 на родине художника проводились торжественные мероприятия, посвящённые 80-й годовщине со дня его рождения. В Чувашском государственном художественном музее была развернута масштабная юбилейная экспозиция, включавшая известные произведения мастера, ранее не экспонировавшиеся работы из коллекции наследников, архивные фотографии, а также мемориальные вещи. Прошла . По её материалам опубликован сборник научных статей.

В сентябре-октябре 2017 при поддержке Министерства культуры Чувашской Республики и Союза художников Чувашии на родине художника был проведен научно-художественный пленэр-семинар с участием художников и исследователей.

13 декабря 2017 г., в Литературном музее им. К. В. Иванова (г. Чебоксары) было проведено торжественное мероприятие, посвящённое 85-летию художника.

21 декабря 2017 г. на родине художника, в с. Тобурданово Канашского района, была торжественно открыта памятная доска (автор - известный скульптор В. П. Нагорнов ).

28 декабря 2017 г. в Чувашском государственном институте гуманитарных наук состоялась научно-практическая конференция "Роль художника в формировании национального самосознания", посвящённая 85-летию со дня рождения А.И. .

В феврале-марте 2018 г. в Чебоксарах работала выставка произведений А.И. Миттова, посвящённая его 85-летию.

По итогам пленэра-семинара, проведённого на родине художника в 2017 г., была сформирована выставка "Вселенная Миттова" (живопись, графика, художественная фотография). Первая экспозиция была торжественно представлена 2.03.2018 г. в галерее "Серебряный век" ( Национальная библиотека Чувашии ). 29.03.2018 она была развернута в .

Официальное открытие выставки "Вселенная Миттова" в Канашском краеведческом музее состоялось 5.04.2018.

Основные произведения

  • Оформление и иллюстрации к поэме «Нарспи» К. В. Иванова. Графика (1960);
  • Триптих «Сказ о Волге». Живопись (1962);
  • Серия «Чувашский лес». Живопись, темпера (1963);
  • Серия по мотивам народной песни «Плуг и борона». Живопись, темпера (1964—1965);
  • Серия «Чувашская старина» Живопись, темпера (1960-е гг);
  • Серия по мотивам поэмы «Нарспи»;
  • Графика по мотивам поэзии М. Сеспеля (1965—1970);
  • Серия «Жизнь и смерть». Графика (1967—1970).

Творческое наследие

После кончины художника хранительницей его значительного творческого наследия являлась вдова О.В. Таллерова. При её действенном участии наследие Миттова стало систематизироваться и популяризироваться в статьях и книгах, экспонироваться на памятных выставках в Москве и Чебоксарах, получать восторженные отклики общественности. В течение 1990-х О.В. Таллерова была вынуждена (через посредников) продавать некоторые произведения в московские и зарубежные коллекции. После её кончины незначительная часть наследия была передана её близким родственникам, но основной массив, включая личные вещи, архив и библиотеку, был передан семье художника (матери и брату). Материалы, хранящиеся в семье, взяты на учёт, ведется их научное описание и изучение.

Значительная часть произведений А. И. Миттова хранится в Чувашском государственном художественном музее в основном собрании и временном хранении, Государственной Третьяковской галерее , иных российских и зарубежных собраниях ( , Москва, Silkeborg Kunstmuseum, Дания; , г. Сент-Галлен, Швейцария), частных собраниях и семье художника.

29 января 2013 по воле владельцев (Швейцария), при непосредственном участии ученого и общественного деятеля А. П. Хузангая состоялась передача 9 графических листов периода 1968—1970 в фонды Чувашского государственного художественного музея .

Выставки

1972 — первая посмертная выставка. Чувашская государственная художественная галерея , Чебоксары.

1973 — первая выставка в Москве.

2002—2003 — выставка к 75-летней годовщине со дня рождения. Чувашский государственный художественный музей , Чебоксары.

2007 — выставка к 75-летней годовщине со дня рождения. Чувашский государственный художественный музей , Чебоксары.

2009, ноябрь-декабрь — выставка Союза чувашских художников .

2012, октябрь-ноябрь — выставка Союза чувашских художников к 80 л. А. И. Миттова. Национальная библиотека Чувашской Республики , Чебоксары.

2012, ноябрь-2013, январь — выставка «Свет Миттова» к 80-летней годовщине со дня рождения. Чувашский государственный художественный музей , Чебоксары.

Примечания

  1. Записные книжки № 1. Из архива наследников А. И. Миттова
  2. Протоколы заседаний кафедры ИЗО за 1961—1965 гг. ГИА ЧР. Ф. 1335. Оп. 6. Д. 706. Л. 17об.
  3. Трудовая книжка А. И. Миттова. С. 2-3. Архив семьи художника.

Литература

  • Миттов Анатолий Иванович : кат. выст. / вступ. ст. М. Карачарсковой. — Чебоксары, 1973. — 31 с.
  • Карачарскова М. Откровение // Художник. 1974. № 3. С. 29-30.
  • Иванов К. В. Нарспи / К. В. Иванов; [художникĕ А. И. Миттов]. — Шупашкар: Чăваш кĕнеке издательстви, 1976. — 119 с.
  • Иванов К. В. Нарспи : поэма / К. В. Иванов; [пер. с чуваш. Б. Иринина; авт. послесл. М. Сироткин; худож. А. И. Миттов]. — Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1976. — 127 с.
  • А. И. Миттов. 1932—1971 : буклет / сост. М. Карачарскова. — Чебоксары : РИО Госкомиздата ЧАССР, 1983. — 10 с.
  • Анатолий Иванович Миттов : Воспоминания, стихотворения. Очерки, художественно-критические статьи. Дневниковые записи, рассказы, стихи художника / сост., прим. и коммент. О. В. Таллеровой-Миттовой; вступ. ст. Н. В. Воронова. — Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1990. — 214 с.
  • Миттова-Таллерова, О. Ĕмĕре тăсăлакан самантсем / Ялав. — 1985. № 10. — С. 15. (чув.)
  • Миттова-Таллерова, О. Ĕмĕре тăсăлакан самантсем / О. Миттова-Таллерова // Хушма вулав : 8-мĕш кл. валли. — Шупашкар, 1993. — С. 10-15. (чув.)
  • Орков Г. Миттов и мы / Г. Орков // Лик Чувашии. — 1994. № 4. — С. 137—138;
  • Чиндыков Б. Вăл ĕмĕр чĕрĕ // Ялав. (Рецензия, на чув. яз.).
  • Хузангай А. Прославленный / А. Хузангай // Республика. 1998. 19 марта. — С. 9.
  • Troels Andersen. Mittov — en tjuvakkisk Kunstner // «CRAS». Tidsskrift for kunst og kultur. 1982, XXXI. (Udgivet af Silkeborg Kunstmuseums Forlag).
  • Языческие полёты // Вечерняя Москва. — 2006, 11 октября. — № 187 (24478). О выставке А. И. Миттова и Н. А. Миролюбовой в Москве.
  • Иванов-Орков Г. Н. Миры Миттова // КИЛ. 2008. № 2. С. 112—114.
  • А.Г. Григорьев, А.И. Мордвинова. Миттов Анатолий Иванович // Чувашская энциклопедия. Т. 3. Чебоксары: Чуваш. кн, изд-во, 2009. С. 103-104.
  • «Синее яблоко» предлагает // Моя Москва. Журнал столичной жизни. 2010. № 5—6. О выставке в Международном торговом центре на Краснопресненской набережной, Москва.
  • Художник Анатолий Миттов. Дорога в гору. Книга-альбом. На русск. языке. Сост. А. И. Мордвинова — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2011. — 208 с. Формат: 84x108 1/16. В книге размещены статьи: К.В. Малинин. А.И. Миттов и чувашское изобразительное искусство. С. 9-19; Ю.В. Викторов. Прижизненные публикации о творчестве Анатолия Миттова. С. 59-71; Г.Н. Иванов-Орков. Три мира Миттова. С. 83-101; А.П. Хузангай. Тема "Вечной Женственности" в творчестве Анатолия Миттова. С. 115-125; Ю.В. Яковлев. Погружение в тайны бытия: трагический итог пути Анатолия Миттова как предупреждение. С. 137-145; А.И. Мордвинова. Пространство пейзажа в произведениях А.Миттова. С.161-169.
  • А.И. Мордвинова. Будущее не спешило ко мне... (А.И. Миттов) // Мастера изобразительного искусства Чувашии. Чебоксары: Чувашское книжн. изд-во, 2011. С. 197–206.
  • Хузангай, Атнер. Из Чувашии в Швейцарию и обратно // ЛИК (Литература, искусство, культура). 2013. № 1. С. 147-149.
  • Художественные традиции и музей. Вып. II. Заветы Миттова — Миттов пилĕ. Творчество А.И. Миттова и современные тенденции в искусстве Чувашии. Сб. статей. Сост. Г.Н. Иванов-Орков – Чебоксары: Новое время, 2014. – 128 с.
  • А.И. Мордвинова. А.И. Миттов и чувашское изобразительное искусство второй половины XX века. — Науч. ред. Г.А. Николаев. Чебоксары, 2015. 40 с. — (Научные доклады / ЧГИГН: вып. 21).
  • А.И. Мордвинова. Портрет в творчестве А.И. Миттова // Чувашский гуманитарный вестник. № 10. Чебоксары, 2015. С. 88–120.
  • А.И. Мордвинова. Чувашский хоровод в произведениях А.И. Миттова // Чувашское искусство. Вып. VII. Чебоксары, 2016. С. 105–128.
  • А.И. Мордвинова. Графические серии в позднем творчестве А.И. Миттова // Чувашское искусство. Вып. VII. Чебоксары, 2016. С. 129–160.
  • А.И. Мордвинова. Каталог произведений А.И. Миттова. Составление научное редактирование. Чебоксары, 2017.  72 с.
  • А.И. Мордвинова. Художник Анатолий Миттов: становление мастера // Чувашский гуманитарный вестник. № 13. Чебоксары, 2018. С. 166–181.
  • А.И. Мордвинова. Художник А.И. Миттов: неизвестные страницы // Актуальные вопросы истории и культуры чувашского народа. Вып. 4. Чебоксары, 2019. С. 266–288.
  • С.Н. Михайлов (Юхтар). Штрихи к образу масар в творчестве Анатолия Миттова // Актуальные вопросы истории и культуры чувашского народа. Вып. 4. Чебоксары, 2019. С. 289–296.
  • И.В. Тургай. "Чувашский рай" в графике А.И. Миттова // Актуальные вопросы истории и культуры чувашского народа. Вып. 4. Чебоксары, 2019. С. 297–305.

Ссылки

  • .
  • (недоступная ссылка)
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Миттов, Анатолий Иванович