Иоанн III (архиепископ Сольтание)
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепи́скоп Фео́дор ( Фео́дор Си́моновский , в миру Иоа́нн (Ива́н) ; ок. 1340 — 28 ноября 1394 ) — епископ Русской церкви , архиепископ Ростовский .
Ученик преподобного Сергия Радонежского . Первый игумен и основатель Симонова монастыря . Переводчик, иконописец. Почитается в соборах Московских , Радонежских и Ростовских святых.
Канонизирован в лике святителей .
Будущий святитель родился в семье родного брата преподобного Сергия Радонежского Стефана. Год рождения неизвестен. Встречается датировка 1339 или 1340 . Соответственно, родом святитель был из ростовских бояр. Дед его был влиятельным лицом при дворе радонежского князя , а отец был духовником великого князя Симеона Гордого . Рано лишившийся матери, Иван воспитывался своим дядей Преподобным Сергием и ещё двенадцатилетним юношей был пострижен своим дядей преподобным Сергием в Троицком монастыре с именем Феодор. В монастыре преподобного Сергия будущий святитель обучался греческому языку, иконописанию, много читал.
В 1370 году по благословению преподобного Сергия и митрополита Алексия Феодор основал монастырь в честь Рождества Божией Матери в селе Симоново под Москвой . Однако в 1379 году монастырь был перенесён на новое место, которое было названо Новое Симоново . Новый монастырь был посвящён Успению Божией Матери . Именно в Новом Симонове были пострижены преподобные Кирилл и Ферапонт Белозерские.
В 1374 году игумен Феодор познакомился с послом константинопольского патриарха Константинопольского Филофея Киприаном , будущим русским митрополитом. Впоследствии его, как и его учителя Сергия Радонежского, с Киприаном связывали дружеские отношения. Во время сложной политической борьбы вокруг русского митрополичьего престола игумен Симонова монастыря оказывал неизменную поддержку Киприану: именно преподобному Сергию и ему направлял свои послания Киприан во время своих неудачных попыток занять митрополичью кафедру в Москве.
После Куликовской битвы Феодор оказался духовником великого князя Дмитрия , заменившим на этом месте противника Киприана в борьбе за митрополию Митяя . В августе 1382 года Феодор стал крёстным отцом сына великого князя Андрея .
В феврале 1381 года духовник великого князя отправился во главе посольства в Киев, звать на русскую митрополию своего друга Киприана, изгнанного в 1378 году из Москвы. Киприан был вторично изгнан из Москвы осенью 1382 года. Его место занял ранее поставленный в Константинополе вместо умершего Митяя Пимен , которого великий князь ранее отправил в ссылку. Феодор вместе с нижегородским епископом Дионисием начал борьбу против Пимена. Не был доволен Пименом и великий князь. Поэтому по его воле в июне 1383 года Дионисий отправился в Константинополь для обсуждения управления русской митрополии. Феодор поехал вместе с ним. Послы везли грамоту, заранее заготовленное осуждение Пимена. Дионисий, получивший патриаршую поддержку, в сопровождении патриарших послов, отправленных в Москву для расследования дела Пимена, возвратился на Русь. Феодор же остался в Константинополе до конца 1384 года. На Русь игумен Симонова монастыря возвратился в сане архимандрита и « первопресвитера ». Его монастырь стал патриаршей ставропигией , то есть теперь, минуя митрополита, он подчинялся непосредственно патриарху.
Несмотря на то, что патриаршие послы нашли выдвинутые против Пимена обвинения вполне обоснованными и низложили его, смута не закончилась. Сам новый кандидат в русские митрополиты Дионисий был задержан в Киеве князем Владимиром Ольгердовичем и вскоре там же скончался. Пимен вновь отправился в Константинополь искать правды.
В 1387 году Феодор отправился в Константинополь , чтобы свидетельствовать против Пимена. Здесь он надеялся застать и Киприана. Однако Киприан в это время был в Литве, и суд затянулся. Далее бывшие враги, Феодор и Пимен, сговорились между собой и бежали из столицы, избрав для возвращения дальний путь, через занятую турками Азию. (Заочно Синод низложил обоих беглецов). Во время этого их путешествия (беглецы вернулись на Русь в 1388 году) Пимен поставил Феодора архиепископом Ростовским , подняв таким образом статус Ростовской епархии. Пимен был вновь признан на Руси митрополитом и совершил несколько хиротоний. Однако, узнав о кончине низложившего его патриарха Нила , вновь собрался в Константинополь и в апреле 1389 года отправился в путь. В Рязани его встречали епископы. Их весьма представительное собрание вряд ли допускает мысль о случайности происходившего . Намерения иерархов вполне не ясны , однако трое из них отправились в путь вместе с митрополитом. Среди них был и Феодор. В Тане генуэзцы потребовали от Пимена возвращение долга и взыскали в счёт его погашения весьма значительную сумму, фактически ограбив посольство. По проискам митрополита Пимена в Кафе Феодор был ограблен и брошен генуэзцами в тюрьму . Выбравшись из тюрьмы, Феодор достиг Константинополя, где вместе с прибывшим туда Киприаном свидетельствовал против Пимена. Пимен, наконец, был окончательно низложен, а Киприан восстановлен в своих правах, как митрополит Киевский и всея Руси.
6 марта 1390 года в третью неделю Великого поста Киприан и сопровождавшие его епископы, в числе которых был и Феодор Ростовский, прибыли в Москву и были торжественно встречены новым великим князем Василием Дмитриевичем .
После возвращения на Русь из третьего своего хождения в Константинополь Феодор удалился в свою весьма обширную епархию. Краткое архиерейство Феодора оставило о себе светлую память. Скорая его канонизация как святителя (уже в XV веке) говорит о широком его почитании среди ростовской паствы.
В отношении его архиерейства существует бесспорное свидетельство, что он этого звания какое-то время был лишён. Один из канонов , переведённых Федором, подписан так: «Приведен же бысть на рускый язык от многогрешнаго и ради премногих различных зол и преступлений отриновенаго от церкви, от лица святительска, именем же Феодора, аще и недостойна, но рекше — презвитера». Рукой самого Феодора подтверждено, что он был лишён своего святительского (епископского) звания. Трудно с точностью сказать, что имеется в виду. Существует устойчивое предположение, что речь идёт о низложении его Пименом после конфликта по дороге в Константинополь. Никаких других документов, свидетельствующих о лишении его епископского звания, мы не имеем.
В Ростове святителем Феодором был основан женский Рождества Богородицы монастырь . Образ Богородицы для монастыря написал сам ростовский архиепископ .
Скончался святитель 28 ноября 1394 года. Похоронен в Успенском соборе Ростова. Уже в XV веке он почитался как святитель. Однако в XIX веке по неизвестной причине его общецерковное почитание было прекращено. Возобновлено оно было только в 1912 году.
Раннее житие святителя Феодора не сохранилось. Известно, что его житие намеревался писать Епифаний Премудрый , но выполнил ли он своё намерение — неизвестно. Известный список его жития датируется 1723 годом.
Никаких оригинальных текстов святителя Феодора не выявлено. Однако, несомненно, существовали его письма, адресованные Киприану. Безусловно, он участвовал в составлении текста осуждения Пимена.
Зато его переводческая деятельность подтверждена многими списками переведённых им канонов. Более всего среди них переводов Филофея Коккина. Это канон Богородице о бездождии с акростихом, канон на Успение Богородицы, канон на «глад и томление от скудства житнаго», молитва за бездождие, молитвы Филофея «на покрестьи». Кроме Филофеевых произведений его руке принадлежат переводы чина малого освящения воды и молебного канона Богородице Иоанна Евхаитского.
Святитель был незаурядным иконописцем. Известны иконы его письма: «Деисус на Болвановке у Николы святаго» и образ преподобного Сергия Радонежского.