Interested Article - Юдин, Сергей Петрович

Серге́й Петро́вич Ю́дин ( 26 июня ( 8 июля ) 1889 , Москва 5 июля 1963 , там же) — артист оперы (лирический тенор ), режиссёр и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1933).

Биография

Сергей Петрович Юдин родился в Москве в семье конторского служащего. С детских лет проявил себя одарённым художником, обучался в «Училище живописи, ваяния и зодчества», где одним из его педагогов был Аполлинарий Васнецов . В 1900 1906 годах учился в Комиссаровском техническом училище . Увлёкся пением и с 1906 года занимался у Г. А. Алчевского . Позднее продолжил обучение у профессора А. М. Додонова .

В 1910 году Юдин был вызван на пробу в Большой театр и произвёл на комиссию прекрасное впечатление. 14 февраля 1911 года впервые выступает на сцене театра в партии Баяна в « Руслане и Людмиле » М. Глинки . Дебют молодого певца прошёл успешно, однако некоторое время по решению дирекции театра он был занят только во второстепенных партиях: Индийского гостя в « Садко » Н. Римского-Корсакова и Синодала в « Демоне » А. Рубинштейна , в заглавной партии которой блистал знаменитый баритон Г. А. Бакланов .

Дебютной главной ролью Юдина стала в 1913 году партия Ленского в « Евгении Онегине » П. Чайковского . Его партнёрами по спектаклю стали ведущие исполнители ролей Татьяны и Онегина М. Гукова и И. Грызунов , дирижировал Эмиль Купер . Успех певца высоко оценила пресса, «Новости сезона» от 23 апреля 1913 года написали: «Впервые в Большом театре, кроме Собинова , мы услышали и увидели еще одного подлинного Ленского…». В подтверждение своих успехов Юдин получил предложение выступить в роли Ленского в театре Казино в Монте-Карло , где тогда выступали лучшие артисты Европы, включая Ф. Шаляпина , Э. Карузо , Д. Смирнова , однако отказался от него, считая себя ещё не готовым к международному дебюту на таком уровне.

В начале 1914 года после конфликта с администрацией, которая по-прежнему держала его на «голодном пайке», Юдин переходит из Большого театра в частную оперу С. И. Зимина , где вскоре становится ведущим исполнителем репертуара лирического тенора и одним из лидеров труппы, соперничавшей с Большим театром. Партнёрами певца по зиминской сцене были многие выдающиеся солисты того времени. В частности, в « Фаусте » Ш. Гуно , « Севильском цирюльнике » Дж. Россини и ряде других постановок Юдин неоднократно выступал вместе с Ф. И. Шаляпиным .

В 1919 году Юдин возвращается в Большой театр , где теперь исполняет репертуар, сделавший его любимцем публики в театре Зимина. Уникальной работой артиста стало участие в шуточном спектакле «„Севильский цирюльник“ дыбом». В нём звёзды Большого театра поменялись ролями: Антонина Нежданова исполняла партию графа Альмавивы, а Сергей Юдин — партию Розины. Подобный эксперимент требовал от исполнителей незаурядного вокального мастерства. Блестяще владевший фальцетом , Юдин пел партию Розины в сопрановой тесситуре . Спектакль имел огромный успех у публики благодаря игре участников, преобразившихся в несвойственных их амплуа персонажей.

С. П. Юдин обладал сильным голосом мягкого тембра, отточенной вокальной техникой, артистизмом исполнителя. Мастерски владел фальцетом. Голос певца отличался так называемой «двухтембровостью» (был близок по характеру к тенору-альтино): в верхнем регистре приближался к сопрановому звучанию, в нижнем — к баритональному . По оценкам критики, голос Юдина — сильный, мужественный лирический тенор, для которого нет технических трудностей. Исполнительская манера артиста была достаточно строга, выразительна, без распространённой у теноров тех лет слащавости. Превосходная дикция, живо, осмысленно поданные каждое слово, каждая фраза, безупречное чувство формы и стиля исполняемой музыки — вот отличительные качества певца, избежавшего подражания самым крупным авторитетам среди теноров.

К концу 1920-х годов Юдина начинает привлекать режиссёрская работа и работа с молодыми певцами. Объединив артистическую молодежь Большого театра, Юдин в 1932 1933 годах осуществил постановку ряда опер: « Риголетто » Дж. Верди , « Паяцы » Р. Леонкавалло , « Моцарт и Сальери » Н. Римского-Корсакова .

Вокальную карьеру артист закончил в 1941 году . Последними режиссёрскими работами С. П. Юдина в филиале ГАБТа стали в начале 1940-х годов « Тоска » Дж. Пуччини , «Дубровский» Э. Направника и «Севильский цирюльник» Дж. Россини.

В военные годы Юдин работает в качестве режиссёра и вокального педагога в Московской оперной студии. В числе прочих ученицей Сергея Петровича была его дочь, будущая солистка театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко , а также Всесоюзного радио Татьяна Сергеевна Юдина.

С 1948 по 1963 год С. П. Юдин преподавал в Московской консерватории . Стал автором книги «Певец и голос», изданной в 1947 году , в которой отразил свой исполнительский и педагогический опыт.

Семья С. П. Юдина проживала в Москве в пяти комнатах квартиры № 62 дома № 3 по улице Огарёва . Стены комнат были увешаны картинами с пейзажами Италии, которые рисовал брат Сергея Петровича, а мебель уставлена макетами со сценами из оперных спектаклей. Летом семья проживала на даче, на Николиной горе . До последних дней артист жил интересами своей профессии, интересами искусства.

Скончался Сергей Петрович Юдин в Москве 5 июля 1963 года , похоронен на Новодевичьем кладбище , участок 8, ряд 30.

Избранные оперные партии

Примечания

  1. . Дата обращения: 23 июня 2014. 4 марта 2016 года.
  2. Погружение в классику. Сергей Юдин, тенор. Арии из опер, романсы. Записи 1912, 1914 г.
  3. Юдин Сергей Петрович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
  4. . Дата обращения: 15 августа 2011. 13 декабря 2010 года.

Ссылки

  • Юдин Сергей Петрович (1889—1963) // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994.
Источник —

Same as Юдин, Сергей Петрович