Interested Article - Светлов, Михаил Анатольевич
- 2021-08-06
- 2
Михаи́л Анато́льевич Кру́тиков ( сценический псевдоним Михаил Светлов) (род. 23 августа 1958 ) — советский, российский, американский оперный певец (бас).
Биография
Родился в Москве в семье военного музыканта Анатолия Александровича Крутикова и его супруги Валентины Петровны. Когда Мише было 2 года, отца перевели служить в Калининград , куда он переехал с семьёй. Калининград Михаил считает родным городом, с которым связаны детство, юность, первые музыкальные впечатления начиная с пяти лет, когда отец брал его с собой на концерты и спектакли, в которых участвовал как оркестрант. Таким образом у мальчика зародилась любовь к музыке и сцене .
Михаила определили в музыкальную школу, где он учился играть на кларнете, как отец, затем на скрипке, а закончил её как пианист. Его вокальные способности заметила хоровой педагог в музыкальной школе, которая решила дать ему спокойно пройти мутацию голоса и разрешила не посещать занятия хора. После взросления у него обнаружился бас красивого тембра , поэтому в он поступил как пианист, а закончил его как хоровой дирижёр . Именно во время учёбы в училище после очередного экзамена по вокалу преподаватель Ирина Ивановна Божко посоветовала Михаилу развиваться как певцу.
Выдержав конкурс 30 человек на место, Михаил был принят и в 1984 году успешно окончил Московскую консерваторию (класс Е. Е. Нестеренко ).
С 1983 года стажёр, с 1986 — солист Большого театра .
В Большом театре
Ангелом-хранителем Михаила Светлова в Большом была Ирина Архипова , которая настояла на включении 23-летнего певца в труппу в качестве солиста . Михаил был серьёзно увлечён творчеством и активно включился в работу. За 10 лет он исполнил в Большом более 40 ролей, из которых 14 главные.
Выступал в партиях Бориса Годунова («Борис Годунов»), Гремина («Евгений Онегин»), царя Салтана («Сказка о царе Салтане»), Мефистофеля («Фауст»), Захарии («Набукко»), Феррандо («Трубадур»), Собакина («Царская невеста»), царя Дадона («Золотой петушок»), Досифея («Хованщина»), короля Рене («Иоланта»), Мендозы («Обручение в монастыре», Театр Ла скала), князя Галицкого («Князь Игорь»).
Проработав в Большом 10 лет, певец считает его родным для себя и говорит, что душой всегда с ним .
Международное признание
Международная карьера артиста началась на Уэксфордском оперном Фестивале (Wexford Festival ), после которого он стал получать приглашения в ведущие театры мира.
Известен уникальным диапазоном, красивым, проникающим темным тембром голоса и выдающимся актерскими способностями. Выдающийся музыкант и просветитель Михаил Казиник считает Михаила Светлова продолжателем шаляпинской школы и традиции.
С 1996 года работает в Нью-Йорке . Переехав на Запад, стал выступать под псведонимом Михаил Светлов; причину этой перемены он называет личной и никак не комментирует, добавляя, что в музыкальном мире его знают и как Светлова, и как Крутикова .
Его приглашали в свои проекты знаменитые дирижёры Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Клаудио Аббадо, Владимир Ашкенази .
Творчество
Солист Нью-Йорк Сити Опера и Метрополитен-опера (первый русский бас, исполнивший на этой сцене партии Дон Жуана и Летучего Голландца в одноимённых операх). Исполняет арии на 11 языках, стараясь точно передавать произношение на каждом из них. Например, для исполнения роли Синей Бороды в опере Бартока тренировался в венгерском языке с педагогом—его носителем .
Оперная карьера
Выступает на престижных сценах мира — Новозеландская опера, Ла Скала , Арена ди Верона , Театр Колон , Немецкая опера , Ковент-Гарден . Он стал первым русским певцом, выступившим с сольным концертом в Новой Зеландии после триумфа в роли Мефистофеля в Новозеландской опере («Фауст»).
Пел под управлением Иегуди Менухина , Мстислава Ростроповича , Клаудио Аббадо , Владимира Ашкенази . Участвовал и продолжает участвовать в фестивале Бенджамина Бриттена ( Великобритания ) , Международном оперном фестивале им. Ф. И. Шаляпина ( Казань ), Карамурском фестивале, на Эдинбургском международном фестивале.
Настоящие ангажементы Михаила Светлова включают роли Унтера в Ковент-Гардене, Аркибальда («Любовь трех королей») и Слепого («Ирис») в Опере Holland Park, Фиеско («Симон Бокканегра») в опере Кентукки, Великого инквизитора («Дон Карлос»), постановку «Свадебки» Стравинского с оркестром Св. Цецилии в Риме .
Выступления с оркестрами
Выступает и как концертный певец. В репертуаре — более 40 оперных партий, вокально-симфонические произведения (« Реквием » Дж. Верди ), романсы, русские песни. Интерпретация вердиевского «Реквиема» прозвучала в его исполнении в британском Королевском Альберт-холле, в Париже, Москве, Токио, Монреале, в городах США.
В Мексике он покорил местных жителей исполнением песни « Бесаме мучо », сказав им, что в России эту мелодию знают практически все .
В концертные программы его приглашали Берлинский филармонический оркестр, оркестр РАИ, Российский национальный оркестр , Королевский филармонический , Детройтский симфонический оркестр, , Национальный симфонический оркестр США . Светлов исполнял «Мессу времен войны» Й.Гайдна, «Реквием» Моцарта и программу Шостаковича с Хьюстонским симфоническим оркестром в Карнеги-холле , симфонии №. 13 и №14 Д.Шостаковича с Королевским шотландским национальным оркестром, 14-ю симфонию Д.Шостаковича в Барбикан-холле (Лондон) с маэстро Мстиславом Ростроповичем и Королевским филармоническим оркестром .
Преподавание и музыкальные эксперименты
Михаил Светлов подготовил и спел цикл произведений Георгия Свиридова на стихи Роберта Бёрнса при непосредственном участии самого композитора, с которым был знаком лично .
Он инициировал премьеру 13-й симфонии Д.Шостаковича в Калининградской филармонии. Его проект поддержал Евгений Евтушенко , лично посетивший премьеру .
Светлов участвовал в постановке «Антиформалистического райка» Шостаковича в Москве и Бруклине—произведения, написанного в 1948-м году, когда Шостаковича, Прокофьева, Мясковского и других известнейших советских композиторов обвинили в формализме. В этой постановке 4 вокальные партии, и все их исполнил Светлов.
Вместе с сопрано Моникой Макдональд сделал программу "От оперы до Бродвея", включающую арии из опер и мюзиклов 1950-60-х годов композиторов Винсента Юманса, Джерома Керна, Фредерика Лоу, Митча Ли, Ричарда Роджерса, Джона Кандера, Эндрю Ллойда Уэббера .
Светлов 10 лет преподавал в Нью-Йоркской консерватории и заведовал там кафедрой вокального мастерства. Он разработал собственную методику преподавания вокала и ведёт мастер-классы для молодых певцов, считается одним из лучших вокальных педагогов. Он считает, что система обучения в России отличается прежде всего отбором наиболее талантливых музыкантов с яркой индивидуальностью, отсутствием ограничивающих рамок и вниманием к пластике и драматургии образа . Эту школу Светлов перенял у великого оперного режиссёра Бориса Александровича Покровского : пение и перевоплощение, вхождение в образ.
Оперные роли
- Борис Годунов ; Пристав ; Варлаам — « Борис Годунов » М. П. Мусоргского
- Мефистофель — «Фауст» Ш.Гуно
- Досифей — « Хованщина » М. П. Мусоргского
- Галицкий — « Князь Игорь » А. П. Бородина
- Гремин — « Евгений Онегин » П. И. Чайковского
- Король Рене — « Иоланта » П. И. Чайковского
- Мендоза — « Обручение в монастыре » С. С. Прокофьева
- Курио — « Юлий Цезарь » Г. Ф. Генделя
- Дон Жуан — « Дон Жуан » В. А. Моцарта
- Дон Базилио — « Севильский цирюльник » Дж. Россини
- Коллен — « Богема » Дж. Пуччини
- Летучий голландец — « Летучий голландец » Р. Вагнера
- Фазольт — « Золото Рейна » Р. Вагнера
- Мефистофель — « Фауст » Ш. Гуно
- Банко — « Макбет » Дж. Верди
- Аттила — « Аттила » Дж. Верди
- Синяя Борода — « Замок герцога Синяя Борода » Б. Бартока
Дискография
С его участием вышли записи опер «Орлеанская дева», «Игроки», «Юдифь», «Борис Годунов», «Майская ночь», «Царская невеста».
Награды и признание
- 1-я премия Международного конкурса музыки и танца им. Д. Виотти (Италия, 1984)
- премия «Telerama» (Франция) — дважды: за участие в записях опер « Скупой рыцарь » С. В. Рахманинова ( Барон ) и « Юдифь » А. Н. Серова ( Олоферн )
- номинация на « Грэмми » (2003) — за участие в записи « Истории солдата » И. Ф. Стравинского ( партия баса )
Примечания
- Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
- ↑ Комсомольская правда | Сайт «Комсомольской правды». . KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (2 марта 2010). Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
- ↑ . russian-bazaar.com. Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
- ↑ Алена Тарлецкая. // Татаринформ : информационный портал. — 2018. — 11 февраля. 25 февраля 2019 года.
- ↑ Айсылу Кадырова. . Вечерняя Казань . www.evening-kazan.ru (16 февраля 2011). Дата обращения: 25 февраля 2019. 4 марта 2019 года.
- .
- ↑ . www.ascolta-artists.com. Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
- Анна Грибоедова. . Русский мир . russkiymir.ru (3 мая 2012). Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
- Андрей Шаврей. . Латвийские общественные медиа . rus.lsm.lv (2 марта 2018). Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
Литература
- Агин М. С. // Агин М. С. Вокально-энциклопедический словарь. — М. : Изд-во Респ. коорд. хозрасч. ред.-изд. Центра Министерства культуры и туризма РФ, 1992. — Т. 3: К — Л. — 219 с . 2 апреля 2015 года.
- Кадырова А. // Вечерняя Казань : газета. — 2011. — № от 16 февраля .
Ссылки
- Касьянова Э. // Музыка России : электронная газета.
- (итал.) . L!brary : Biblioteca Digitale. Дата обращения: 5 марта 2015.
- на сайте Discogs (Дата обращения: 5 марта 2015)
- . CD в подарок. Дата обращения: 5 марта 2015. (недоступная ссылка)
- 2021-08-06
- 2