Interested Article - Никифорчин, Иван Михайлович
- 2021-04-04
- 1
Ива́н Миха́йлович Никифо́рчин (род. 15 февраля 1995 года ) — российский дирижёр , основатель, художественный руководитель и главный дирижёр камерной капеллы «Академия Русской Музыки».
Биография
Родился в 1995 году в Москве .
В 2020 году окончил факультет оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Валерия Полянского — оперно-симфоническое дирижирование, класс профессора Юрия Абдокова — композиция, оркестровка, история оркестровых стилей).
С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 г. — ассистент главного дирижёра, с 2021 г. — дирижёр).
Участник мастер-классов Юрия Темирканова , Василия Петренко и др.
С января 2020 года — дирижёр Государственного Академического Симфонического Оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского .
В марте 2021 года дебютировал как оперный дирижёр в Большом театре России с оперой Моцарта « Дон Жуан ».
С 2021 года — ассистент заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории профессора В. К. Полянского. С 2022 года преподает оперно-симфоническое дирижирование.
С 2022 года является художественным руководителем симфонического оркестра колледжа Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке. Также с 2022 года — дирижер-постановщик балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского в МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко .
В аспирантуре МГК им. П. И. Чайковского под руководством профессора Ю. Б. Абдокова работал над диссертацией по оркестровой музыке Германа Галынина .
Творческая деятельность
Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр «Академии Русской Музыки» («Academy of Russian Music»), объединяющей камерный оркестр и хор . Основные концертные площадки «АРМ»: Большой, Малый, Рахманиновский залы Московской консерватории, Московский Международный Дом Музыки и др. В репертуаре — сочинения широкого историко-стилевого спектра: от К. Монтеверди , Г. Шютца , И. С. Баха , Г.И. фон Бибера , Г. Перселла , В. Моцарта , Э. Мегюля , Л. Бетховена до Э. Элгара , Г. Малера , А. Шенберга , Г. Холста , Б. Бриттена и др. Под руководством Ивана Никифорчина «Академия Русской Музыки» осуществила ряд российских премьер оркестровых партитур О. Респиги , П. Хиндемита , В. Лютославского , Дж. Финци и др.
Центральное место в репертуаре дирижёра и «АРМ» занимают оркестровые сочинения ведущих российских композиторов ХХ-XXI столетий: Николая Мясковского , Дмитрия Шостаковича , Бориса Чайковского , Николая Пейко , Моисея Вайнберга , Револя Бунина , Гавриила Попова , Георгия Свиридова , Галины Уствольской , Юрия Абдокова , а также практически все камерно-оркестровые транскрипции Рудольфа Баршая .
Активно сотрудничает с Международной творческой мастерской Юрия Абдокова ( Россия — Германия — Италия ), под эгидой которой осуществил целый ряд резонансных проектов: Германа Галынина и А. К. Лядова (оба диска — для британской фирмы ). 12 июня 2021 года в Малом зале Московской консерватории на концерте-презентации монографии Юрия Абдокова «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою… » руководил мировой премьерой одного из самых ранних симфонических опусов Моисея Вайнберга — « Сюиты для симфонического оркестра » ор. 26, сочиненной в 1939 году в Минске , вскоре после побега 19-летнего композитора из Варшавского гетто . Впервые после премьер Р. Баршая 60-х гг. прошлого века исполнил многие камерно-оркестровые партитуры Николая Пейко , Револя Бунина , Моисея Вайнберга , Александра Локшина , Андрея Волконского и др. Руководит оркестровым абонементом Московского международного Дома музыки «Великие страницы русской музыки ХХ столетия».
Выступает с ведущими оркестровыми коллективами страны, в том числе – с Национальным филармоническим оркестром России , Государственным академическим симфоническим оркестром России , Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского , симфоническим оркестром Мариинского театра , симфоническим оркестром Большого театра , Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» , , Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» , ГАСО Татарстана и др.
За интерпретации русской камерно-оркестровой музыки ХХ столетия удостоен (2019). Лауреат Гран-При Международного фестиваля современного искусства «Magnum Opus » Николая Хондзинского - за первую мировую запись Сюиты для симфонического оркестра М. Вайнберга ( 2021 ). Обладатель Премии Фонда Председателя совета директоров Газпрома В. Зубкова (2020). Дважды лауреат за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки: I премия — за антологию камерно-оркестровых партитур Г. Галынина; II премия — за полное собрание хоровых сочинений А. Лядова (2021). Диск с музыкой Г. Галынина, записанный Никифорчиным, назван в числе «Дисков года» на одном из старейших и наиболее авторитетных мировых порталов (2020), рецензирующих лучшие аудиозаписи академической музыки. Первый стипендиат художественного руководителя и главного дирижёра ГАСО Татарстана А. Сладковского (2019). Лауреат (II премия и серебряная медаль) первого по специальности «Дирижирование».
Дискография
Г. Галынин : первая мировая запись всех камерно-оркестровых партитур и струнно-смычковых ансамблей для британской фирмы «Toccata-Classics. London» , 2020
А. Лядов : первая мировая полная антология оригинальных хоровых сочинений, а также его обработки русских песен для британской фирмы «Toccata-Classics. London» , 2021
Резонанс в прессе
Николай Хондзинский вручил Международную премию им. Бориса Чайковского дирижёру Ивану Никифорчину — ClassicalMusicNews.ru
«Открытие и откровение», интервью — «Музыкальный журнал»
ICMA Jury nominates 365 releases for the 2021 Awards — ICMA
«Единство ансамблевого дыхания», интервью — газета «РОССИЙСКИЙ МУЗЫКАНТ»
«Великие страницы русской музыки XX века»: цикл концертов «Академии Русской Музыки» (июнь—июль 2021) — газета «Музыкальное обозрение»
Программа «Тавор в мажоре», эфир — радио «Орфей»
Рецензия Уильяма Кемпстера на диск полного собрания хоровой музыки А.К. Лядова в исполнении хора АРМ п/у Иван Никифорчина — журнал «Фанфар»
Примечания
- . mosconsv.tv . Дата обращения: 29 октября 2021. 29 октября 2021 года.
- (рус.) . philpskov.ru . Дата обращения: 29 октября 2021. 29 октября 2021 года.
- ↑ (англ.) . . Дата обращения: 29 октября 2021. 29 октября 2021 года.
- . ClassicalMusicNews.Ru (30 октября 2019). Дата обращения: 29 октября 2021. 29 октября 2021 года.
- // "Музыкальный журнал". — 2020. — Июль-август. 29 октября 2021 года.
- (фр.) . ICMA . Дата обращения: 29 октября 2021. 29 октября 2021 года.
- // Газета "Российский музыкант". — 2021. 29 октября 2021 года.
- (рус.) . Музыкальное обозрение (15 июня 2021). Дата обращения: 29 октября 2021. 29 октября 2021 года.
- . orpheusradio.ru . Дата обращения: 29 октября 2021. 29 октября 2021 года.
- . fanfarearchive.com . Дата обращения: 15 апреля 2023. 15 апреля 2023 года.
Ссылки
- 2021-04-04
- 1