Орден Святого Георгия
- 1 year ago
- 0
- 0
Картезиа́нцы (картузиа́нцы, чертозинцы) ( лат. Ordo Cartusiensis, OCart) — монашеский орден Римско-католической церкви , основанный в 1084 году св. Бруно Кёльнским в Шартрёзских горах близ Гренобля ( Франция ). Официально орден картезианцев был утверждён папой римским Иннокентием II в 1140 году .
Название ордена происходит от названия первой обители — Великой Шартрёзы ( фр. La Grande Chartreuse , лат. Cartusia). Картезианские монастыри называют словом картезия ( шартреза ).
В 2017 году в ордене состояли 294 монаха, из них 149 священников . Ордену принадлежат 17 монастырей во Франции, других европейских странах, а также США и Бразилии .
Высшим органом власти является генеральный капитул , собирающийся каждые два года. Между капитулами власть в ордене осуществляет настоятель монастыря Великая Шартреза.
Картезианцы делятся на две категории: монахи-священники или те, кто готовится ими стать («отцы») и монахи- конверзы или донаты («братья»).
«Отцы» проводят большую часть времени в уединённых кельях, покидая их трижды в сутки для совместного богослужения, а также раз в неделю (по воскресеньям) для общей прогулки.
В картезианских монастырях нет спальных корпусов; они заменяются рядами келий . Келья представляет собой двухэтажное помещение с прилегающим садом. Каждый монах живет в своей келье, которая состоит из нескольких помещений: на первом этаже находятся маленькая галерея для прогулок, небольшой садик, дровяной сарай, мастерская со столярными принадлежностями. На втором находятся две комнатки, где собственно живёт картезианец: меньшая, украшенная статуей Пресвятой Девы, называется «Аве Мария», здесь монах читает молитву Аве Мария каждый раз когда поднимается на второй этаж; и вторая комната для молитв, занятий и размышлений. Здесь картезианец ест и спит .
«Отцы» получают еду дважды в день через маленькое оконце, а во время поста (с 14 сентября до Пасхи) — единожды в день. В случае необходимости в каком-либо предмете монах оставляет в оконце записочку и в случае удовлетворения его просьбы на следующий день забирает предмет через это оконце. По древней традиции картезианцы не едят мяса, а во время поста — молочных продуктов.
«Братья» также живут в отдельных кельях, но проводят там меньше времени, поэтому их кельи меньше по размеру. Их задача состоит в обеспечении хозяйственных нужд монастыря: работа на кухне, стирка, уборка, заготовка дров и т.д. «Братья» посвящают больше времени физической работе, потому их питание несколько лучше, а количество обязательных богослужений — меньше. Тем не менее, их распорядок составлен так, чтоб и они могли жить уединённо.
«Братья» делятся на конверзов (монахов, давших точно такие же обеты, как «отцы») и донатов (не дававших обетов). Обычно донатам поручают работу, которая может нарушить одиночество конверзов.
В 2005 году о жизни картезианцев вышел фильм Филиппа Грёнинга « Великая тишина » («Великое безмолвие», нем. ), вызвавший к ним массовый интерес. После этого картезия Селиньяк ( Sélignac ) была переделана в место, куда могут приехать миряне и некоторое время пожить по картезианскому уставу.
Основа духовности картезианцев — суровая аскеза , уход от мира, созерцательная и уединённая жизнь, практика безмолвия , постоянная молитва. Исторически картезианцы уделяют много внимания физическому и интеллектуальному труду, содержат при монастырях великолепные библиотеки. 7 картезианцев причислены к лику святых , 22 беатифицированы .
Одеяние картезианцев — длинное белое платье с белым капюшоном , вне монастыря — чёрное.
Девиз ордена — « Крест стоит, пока вращается мир » ( лат. Stat crux dum volvitur orbis).
Орден получил своё развитие сначала лишь во Франции, но в период с конца XII по конец XIV века картезианские монастыри распространились по всей Европе, от Ирландии до Великого княжества Литовского . В Англию картезианцев пригласил в 1181 году король Генрих II Плантагенет , во искупление греха убийства Св. Томаса Бекета предоставивший им место для постройки приората в Уитхеме ( Сомерсет ), на землях заповедного королевского леса Селвуд. Пик наивысшего развития ордена пришёлся на начало XVI века , когда он насчитывал 196 монастырей.
Картезианцы занимались ремёслами, перепиской книг и т. д. Они славились своим гостеприимством и благотворительностью. Одним из основных источников богатства ордена было приготовление и продажа ликёра « шартрез ».
Первый сильный удар был нанесён ордену Реформацией и религиозными войнами. Только во Франции в период войн между католиками и гугенотами было разорено и уничтожено 94 картезианских монастыря. Тем не менее к концу XVII века орден восстановил свои позиции и насчитывал 173 монастыря. Новые бедствия ждали орден во время Французской революции 1789 — 1794 годов . Монастырь Великая Шартреза был закрыт (снова открыт в 1816 г.) вместе с другими монастырями, 51 монах ордена погиб мученической смертью. В XIX веке орден восстановил свою деятельность, но былого расцвета достичь ему уже не удалось.
Орден картезианок возник в 1229 году; в 1790 они прекратили своё существование после гонений революционеров. В XIX веке женская ветвь ордена была восстановлена, сейчас насчитывает 52 сестры и 4 монастыря во Франции, Италии и Испании .
До Тридентского Собора в XVI веке в Католической Церкви было множество обрядов, которые отличались в разных местностях и разных монашеских орденах, имея общую суть. Папа Пий V сделал Римский Миссал обязательным для всех католиков латинского обряда , кроме тех, чьи обычаи старше двухсот лет. Обряд картезианцев был одним из таких, и он до сих пор используется в пересмотренной версии 1981 года, то есть это большей частью обряд Гренобля XII века.
Уникальным элементом картезианской богослужебной практики является то, что епископ дарит монахиням столу и манипулу на церемонии принесения обетов. Это интерпретируется как остатки обряда посвящения диаконисс . Кроме того, на монахиню надевают корону и перстень. После этого раза они одеваются только на юбилей обетов и для погребения. На богослужениях в отсутствие духовенства монахини выполняют некоторые его обязанности, вроде чтения Евангелия и Посланий, надевая столу . До Второго Ватиканского Собора это было уникальным явлением.