Interested Article - Скрипай, Анатолий Александрович

Анатóлий Алексáндрович Скрипáй ( 1 декабря 1943 , Энгельс , Саратовская область 7 июля 2016 , Саратов ) — советский и российский пианист , педагог , профессор , ректор (1997—2008) Саратовской Государственной Консерватории им. Л. В. Собинова . Заслуженный артист России ( 1992 ), Заслуженный деятель искусств РФ ( 2004 ).

Биография

Родился в городе Энгельс Саратовской области 1 декабря 1943 года в семье Александра Максимовича и Валентины Ивановны Скрипай: любителей и ценителей музыкального искусства. В семье царила благотворная атмосфера для всестороннего развития и эстетического воспитания — с ранних лет детям прививалась любовь к чтению (в доме была большая библиотека) и поощрялись занятия музыкой.

Определяющую роль в выборе творческого пути сыграла встреча с выдающимся педагогом и музыкантом Семёном Соломоновичем Бендицким , который сразу же распознал и услышал глубокую одарённость юного пианиста и без лишних слов взял к себе в класс. Под внимательным руководством С. С. Бендицкого Анатолий Скрипай прошёл важные этапы формирования музыкантского мышления, внутренней культуры и исполнительского пианистического мастерства, — начиная с первых уроков в классе музыкальной школы, затем в и Саратовской Консерватории, которую окончил с отличием в 1968 году . Своё образование молодой музыкант завершил в 1972 году аспирантурой в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в классе Теодора Давидовича Гутмана .

Анатолий Скрипай умер после продолжительной тяжёлой болезни 7 июля 2016 года около 17 часов в одной из саратовских больниц.

Творческая работа

Педагогическая деятельность

Педагогика наряду с концертной деятельностью занимала важное и значимое место в творческой жизни А. А. Скрипáя. Более того, и преподавание, и концертные выступления в равной степени составляли основу его воспитательной и просветительской работы. Своим особым личным примером он наглядно демонстрировал теорию своей педагогической методики .

С родной Саратовской консерваторией связана почти вся творческая жизнь Анатолия Скрипая. Обладая редким даром чтения с листа́ , он начал работать концертмейстером , ещё будучи учащимся музыкального училища. Был также и концертмейстером в классах известных саратовских музыкантов — виолончелиста , скрипача . А уже в 1967 году Анатолий Скрипай — студент-выпускник консерватории — начал преподавать на кафедре специального фортепиано (СГК им. Собинова).

В аспирантские годы, в бытность свою в Москве молодому музыканту довелось работать концертмейстером в классе знаменитого трубача, профессора Тимофея Докшицера . По окончании ассистентуры-стажировки в классе Т. Д. Гутмана Анатолий Скрипай вернулся в Саратов.

За время педагогической деятельности А. А. Скрипай подготовил целую плеяду выскопрофессиональных специалистов — лауреатов международных и всероссийских конкурсов и педагогов музыкальных школ, училищ и ВУЗов. Среди учеников А. А. Скрипая — профессор Александр Рыкель, доценты Андрей Виниченко и Лолита Ангерт, Александр Ларионычев, Александра Богачёва, Виталий Лысенко, Александр Терехов, Ирина Быкова, Валентина Джегнарадзе, Екатерина Скрипай, Марина Соловова, Екатерина Чёрная ( США ) , (США), ( Нидерланды / Германия ) и мн.др.

Анатолий Скрипай и

(Саратов, 2005 год)

Покинув должность ректора, с 2008 года А. А. Скрипай заведовал своей кафедрой специального фортепиано на исполнительском факультете СГК им. Л. В. Собинова.

Концертная деятельность

Не только педагог, но и активный концертирующий пианист — вот два неотделимых друг от друга творческих облика Анатолия Скрипая. Образ Скрипая-исполнителя — это образ прежде всего мыслителя, художника и философа , что не так часто встречается среди пианистов. Творческое кредо музыканта предельно точно выражено в словах Фредерика Шопена : « Н ет ничего ненавистнее музыки без скрытого смысла » . Смысл этого выражения очень прост и глубок одновременно — музыка для музыкантов.

Как солист и участник камерного ансамбля А.Скрипай выступал в лучших концертных залах страны, многократно участвовал в международном фестивале «Дворцы Петербурга»; горячее признание слушателей и восторженные отзывы прессы вызвали концерты и мастер-классы Скрипая в Германии и США .

Сольный и ансамблевый репертуар музыканта поистине обширен и многогранен. Его творческому вдохновению подвластны все известные стилевые направления и жанры. Впечатляет масштаб сыгранных программ камерной музыки . В его концертном репертуаре со скрипачкой (ученицей Наума Гольденберга и Бориса Беленького ) и виолончелистом , профессором и заслуженным артистом России (учеником Святослава Кнушевицкого и Мстислава Ростроповича ) монументальные программы циклических концертов:

В ансамбле с Анатолием Скрипаем выступали многие прославленные музыканты и дирижёры , с восторгом отзывавшиеся о нём как о великолепном, чутком ансамблисте трубачи Тимофей Докшицер и Эдуард Тарр (США), органист (Германия), дирижёры Фуат Мансуров , Вероника Дударова , Эдуард Серов , Юрий Кочнев , Роман Матсов ( Эстония ), Алексей Гуляницкий ( Украина ), Константин Орбелян , Вахтанг Жордания (США).

Отдельного слова заслуживает талант Анатолия Скрипая. В качестве показательного примера можно привести выступление в ансамбле с заслуженной артисткой РФ Натальей Тарасовой в 1991 году . Вдохновенное, глубокое и тонкое прочтение сочинения сыграло решающую роль в присуждении Государственной премии РФ вокальному циклу Елены Гохман « Бессонница » на стихи Марины Цветаевой .

Комментарии

  1. Семён Соломонович Бендицкий — пианист, педагог, профессор Саратовской консерватории; яркий представитель и продолжатель традиций пианистической школы Генриха Нейгауза и один из немногих любимых его учеников, которому — единственному из всех — было позволено обращаться к учителю «великому Генриху» — на «ты». (Источник: «Анатолий Скрипай. Творческий портрет музыканта» — М.: Издательство «Композитор» , 2008)
  2. Теодор Давидович Гутман — пианист, педагог, профессор Московской консерватории и Музыкально-педагогического института им. Гнесиных ; ученик Генриха Нейгауза, закончивший Московскую консерваторию с золотой медалью, и позднее — ассистент в классе Г. Нейгауза.
  3. Кафедра специального фортепиано под руководством профессора А. А. Скрипая — это вторая кафедра специального фортепиано Саратовской Государственной Консерватории им. Л. В. Собинова, которая была организована в 2008 году по инициативе А. А. Скрипая и носит его имя. Кафедра основана на авторской концепции музыкального воспитания пианистов, суть которой ясно выражена в словах Фредерика Шопена : «Нет ничего ненавистнее музыки без скрытого смысла»
  4. Говоря иными словами, музыкантом может быть и математик , и писатель , и инженер , а пианист или скрипач, в свою очередь, — могут так и остаться «пианистом» или «скрипачом», не будучи музыкантом .

Примечания

  1. . Дата обращения: 8 июля 2016. 3 августа 2016 года.
  2. Анатолий Скрипай. Творческий портрет музыканта. — М.: Композитор, 2008. — 100 с. ISBN 5-85285-311-9
  3. © 2006 Anna Goldenberg. . 3 ноября 2013 года.
  4. Саратовская Государственная Консерватория им. Л.В. Собинова. (сентябрь 2012). Архивировано из 3 ноября 2013 года.
  5. Полный Dжаз. Еженедельная сетевая версия журнала "DЖАЗ.РУ". Выпуск # 6. (17 февраля 1999). 3 ноября 2013 года.
  6. Афиша Саратова. (20 ноября 2008). 2 ноября 2013 года.
  7. www.rasklad.ru – «Саратовский Расклад». Еженедельная газета. № 39 (102) 10. (16 ноября 2005). Архивировано из 2 ноября 2013 года.
  8. © 2006 Anna Goldenberg. . 3 ноября 2013 года.
  9. Академический музыкальный колледж при МГК имени П.И.Чайковского. . Архивировано из 2 ноября 2013 года.
  10. Саратовская Государственная Консерватория им. Л.В. Собинова. (сентябрь 2012). Архивировано из 3 ноября 2013 года.
  11. Центр Общественных Связей «Саратов». (8 июня 2005). Архивировано из 5 ноября 2013 года.
  12. Belcanto.ru - Классическая музыка, опера и балет. (4 апреля 2011). 2 ноября 2013 года.
  13. Астраханская Государственная Консерватория. . 2 ноября 2013 года.

Ссылки на записи

  • Запись вокального цикла Елены Гохман для сопрано и фортепиано на стихи Марины Цветаевой «Бессонница» (1988)
  • Запись вокального цикла Елены Гохман для сопрано и фортепиано на стихи русских поэтов начала XX века «Благовещенье» (1990)

Дополнительные материалы, статьи, отзывы

Внешние изображения
  • — портрет учителя (из области памяти)
Источник —

Same as Скрипай, Анатолий Александрович