Interested Article - Смаил-ага Ченгич

Смаил-ага Ченгич ( серб. Смаил-ага Ченгић ; 1780 — 23 сентября 1840) — османский боснийский феодал (с титулом ага) и военачальник османской армии. В 1831 1832 годах Ченгич был одним из османских генералов, сражавшихся против Хусейна Градашчевича , который возглавлял восстание в Боснии против центрального правительства Османской империи.

Ченгич был убит Новицей Церовичем в отместку за убийство младшего брата князя-епископа Черногории Петра II Петровича-Негоша. Его смерть вдохновила Ивана Мажуранича на написание эпической поэмы 1846 года «Смерть Смаил-аги Ченгича» .

Ранняя жизнь

Семья Ченгич происходит из района Эгиль , на территории современной Турции. Отца Смаила звали Ибрагим. Смаил родился в 1778 или 1780 году в деревне Елашце в санджаке Босния, в 35 км от Калиновика (на территории современной Боснии и Герцеговины). Его отец умер, когда он был молод .

1809—1813

Будучи младшим офицером, он сражался против сербских повстанцев в 1809 1813 годах во время Первого сербского восстания и восстания в Египте в 1809—1810 годах.

1814-?

Около 1814 года Смаил-ага приехал в Гацко и поселился в районе Черницы, затем башни Фазлагич и, наконец, в Липнике недалеко от Автоваца . Здесь, в Липнике, он основал свою резиденцию и официальное звание капитана, построив Башню Ченгича, небольшую мечеть и несколько жилых домов. Он также построил несколько капитанских башен в более широком регионе Гацко и Восточной Герцеговины, а также множество вилл и домов в Малой Грачанице, Срджевичи, Луковице, Фойнице и Чернице .

1835 г

В 1835 году Смаил-ага и плевлинский паша согласились убить сербского православного священника Дробняка Милутина Церовича; он был убит турками в центре города и обезглавлен . Сын Милютина Новица , который был ведущим вождем Дробняка, осудил османов вместе со своими собратьями-вождями племен .

Восточная Герцеговина (1836—1838)

В 1836 году на северной границе Черногории с Герцеговиной сербские племена вокруг города Грахово , которые все еще были феодалами мусульманского лорда Герцеговины, отказались платить харач (земельный налог для немусульман). Признавая необходимость внешней помощи, соплеменники заявили, что они являются подданными Петра II Петровича Негоша , и тем самым обратились за поддержкой к Черногории. Будучи преисполнен решимости подавить это неповиновение, Али-паша Ризванбегович , визирь Мостара, начал штурм Грахово в начале августа 1836 года . Когда город пал перед османами, визирь приказал своим войскам захватить пленников и сжечь город дотла. Как того требовала честь, черногорцы под командованием брата Петтра Негоша Джоко (Йована) и восьми близких родственников собрали несколько сотен человек, чтобы начать контратаку, пытаясь спасти пленников. Хотя поначалу черногорцам удалось спасти вождя местного племени и его людей, они были быстро захвачены кавалерией внушающего страх османского полководца Смаил-аги Ченгича, в то время как они вступили в перестрелку с объединенными силами Ризванбеговича и Али-паши Ресулбеговича из Требине. Всего в бою погибли девять членов клана Петрович-Негош, и считается, что Смаил-ага лично убил брата-подростка Негоша, Джоко. В ходе противостояния подросток был зарублен османами вместе с сорока другими воинами. Ченгич выставил напоказ отрубленные конечности Джоко.

Поскольку соплеменники Грахово были вынуждены принести присягу на верность османам, чтобы они могли вернуться в свои дома, и, таким образом, были вынуждены не мстить за смерть черногорцев, в том числе за смерть собственного брата Петра Петровича Негоша, нНадежды молодого князя-епископа на быструю месть не оправдались. Весть о поражении при Грахово вскоре распространилась за границу, и в 1837 году Пётр II Петрович был вынужден поехать в Санкт-Петербург , чтобы защищать свое поведение перед русскими. В 1838 году Черногория под давлением России подписала мирный договор с турками-османами. Однако договор привел к кратчайшим паузам, поскольку вскоре после этого столкновения и обезглавливания продолжились.

Смерть

Через четыре года после поражения Черногории в битве при Грахово, стремясь отомстить за смерть своего брата, Пётр II Петрович спланировал убийство Смаил-аги при содействии местных христиан из Герцеговины, живших на территории, находившейся под контролем Смаил-аги . Петр Петрович-Негош приказал вождю черногорского племени Новице Церовичу устроить засаду на Смаил-агу Ченгича, османского военачальника, ответственного за убийство брата Петра Негоша Джоко (Йована) .

В конце сентября 1840 года черногорцы завлекли Ченгича и его армию вглубь своей территории, устроили засаду и убили их, напав ночью на их лагерь. Нападение произошло в деревне Млетичак, к северу от Никшича. В завязавшемся столкновении Смаил-ага был застрелен, после чего его отрубленная голова была доставлена ​​в Цетинье. В знак благодарности Пётр II Петрович назначил Церовича сенатором . Эти события богато засвидетельствованы в сербской эпической поэзии .

Наследие

В фольклоре

Смаил-ага Ченгич описан Иваном Мажураничем в его эпической поэме 1846 года «Смерть Смаил-аги Ченгича», опубликованной в альманахе «Искра», как главная фигура. Однако его описание Смаил-аги очень «предвзятое и лицемерное», по мнению современного австрийского фольклориста Ф. С. Краусса , и это стихотворение не показывает Ченгича таким, каким он был на самом деле .

Вук Стефанович Караджич был современником Смаила и несколько раз встречал его во время своих путешествий по Боснии и Герцеговине. В отличие от Ивана Мажуранича, Вук Караджич отзывался о Смаил-аге Ченгиче вполне положительно. Для Вука он был не просто олицетворением османской власти, Смаил был прежде всего боснийским славянином, обладавшим огромным авторитетом, респектабельностью и влиянием среди боснийских славян не только исламской, но и христианской религиозной принадлежности.

Примечания

  1. Prokopije Čokorilo. / Prokopije Čokorilo, Joanikije Pamučina, Staka Skenderova. — Veselin Masleša, 1976. — «Исмаил или Смаил-ага Ченгић, син Ибрахимов, родио се 1778. или 1780. у селу Јелашцима, недалеко од Калиновика, као потомак, једне од- најчувенијих и најбројнијих беговских породица у Босни и Херцеговини. Рано је остао ... Смаил-ага Ченгић, муселим гатачки, пивски и дробњачки, био је гласовит војник. Зато га је султан именовао за свога ка- пиџибашу. Он се одвојио од Али-паше и нимало га се није бојао, и паша је на сваки начин настојао да му ...».
  2. (неопр.) . Hrvatsko kolo . gacko.net (1908). Дата обращения: 10 августа 2013. 8 января 2011 года. [ нужен лучший источник ]
  3. Baćović, Čedo (неопр.) . MONTENEGRINA - digitalna biblioteka crnogorske kulture i nasljedja . montenegrina.net. Дата обращения: 10 августа 2013. 23 декабря 2012 года. [ нужен лучший источник ]
  4. Naimark, Norman M. / Norman M. Naimark, Holly Case. — Stanford University Press, 2003. — P. 75. — ISBN 978-0-8047-4594-9 .
  5. Bašagić, Safvet-beg (1897). "Najstariji ferman begova Čengića". Glasnik muzeja Bosne i Hercegovine (неопр.) . Sarajevo. 9 . {{ cite journal }} : Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) ( ссылка )
  6. Dr. Hernes, Moric (неопр.) . Glas Trebinja . glastb.com (1894). Дата обращения: 10 августа 2013. 2 декабря 2013 года.
  7. Marko A. Vujacić. . — Narodna Knjiga, 1951. — P. 33. — «Смаил-ага Ченгић договори се са пашом пљеваљ- ским да се убије дробњачки поп Милутин Церовић. Једног дана 1835 године, кад се поп Милутин налазио у ТТљевљима, Турци организују убиство и убију га усред града, а главу ...».
  8. . — Istorijski institut SR Crne Gore c, 1952. — P. 76. — «Одржа- вани су сасганци, а последњи је састанак одржан у манастиру Подмалинско, гдје Дробњаци ријеше да».
  9. . — Istorijski institut SR Crne Gore c, 1952. — P. 76. — «Одржа- вани су сасганци, а последњи је састанак одржан у манастиру Подмалинско, гдје Дробњаци ријеше да своју намјеру за Смаил-агино убиство саопште Владици и затраже од њега помоћ...».
  10. Zlatar, Zdenko. . — Peter Lang, 2007. — P. 469. — ISBN 978-0-8204-8135-7 . от 13 марта 2023 на Wayback Machine
  11. «Yugoslavia and its Historians, Understanding the war of 1990s» by Wendy Bracewell
  12. Chadwick, H. Munro. / H. Munro Chadwick, Nora K. Chadwick. — Cambridge University Press, 31 October 2010. — ISBN 978-1-108-01615-5 .

Источники

  • Hadžijahić, Muhamed (1966). "Turska komponenta u etnogenezi Bosanskih muslimana". Pregled: časopis zu društvena pitanja . 18 (11—12): 485—502.

Ссылки

Источник —

Same as Смаил-ага Ченгич