Петрозаводская епархия
- 1 year ago
- 0
- 0
Ала́нская епа́рхия ( осет. Алайнаг епархи греч. Ἱερὰ Ἐπισκοπὴ Ἀλανίας , груз. ალანიის ეპარქია ) — епархия, основанная на территории фактически не действующей Никозской и Цхинвальской епархии Грузинской православной церкви. Учреждена в 2005 году в Республике Южная Осетия и входит в юрисдикцию Церкви истинно-православных христиан Греции (Синод Хризостома) .
С 19 мая 2011 года епархия временно управляется епископом Мефонским Амвросием (Бэрдом) .
В ноябре 2005 года во главе епархии был поставлен епископ Георгий (Пухатэ) , рукоположённый « Синодом Противостоящих », являвшимся одной из греческих старостильных юрисдикций .
В интервью, опубликованном 25 сентября 2008 года Георгий (Пухатэ), в частности, сказал о своей епархии: «Москва отталкивает нас, отвергает, даже несмотря на то, что жители Южной Осетии — граждане России. Мы недоумеваем по поводу поведения Московской Патриархии в этой ситуации» .
9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл (Гундяев) назвал «Аланскую епархию» «раскольнической как бы епархией» и сказал, в частности: «<…> с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией» . Говоря о урегулировании фактически существующих статусов церковных структур в ЮО и Абхазии ( Сухумо-Абхазская епархия де-факто пребывает в юрисдикции архиепископа Майкопского и Адыгейского Пантелеимона (Кутового) ) митрополит Кирилл отметил: «Кроме того существует уже некая модель в Абхазии. Ведь уже начиная с первой войны между абхазами и грузинами на берегах Чёрного моря, грузинское духовенство потеряло возможность находиться в Абхазии и руководить духовной жизнью. [- Тем не менее, Новоафонский монастырь существует?] — Он существует, и поэтому какая-то модель де-факто уже существует. Очень важно, чтобы такого рода проекты осуществлялись таким образом, чтобы это не осложняло отношений между двумя церквами. И чтобы обе церкви с пониманием относились к тому, что такова реальность, строгого соблюдения канонического порядка в данном случае по отношению к этим территориям осуществить невозможно. Поэтому и нужен некий компромисс, некая переходная модель. Вот об этом мы сейчас размышляем вместе» .
25 октября 2008 года уполномоченная президента ЮО по делам религии Соня Хубаева, комментируя решение Синода РПЦ об отказе принять Южную Осетию (то есть «Аланскую епархию» во главе с епископом Георгием (Пухатэ) , поставленным греческим синодом старостильников, которые рассматриваются как раскольники Московской Патриархией и иными каноническими поместными Церквами) в юрисдикцию Московской Патриархии, заявила: «Известие о том, что наш вопрос решался на Синоде, причем без ведома и участия нашей стороны, причём, отказывая нам в покровительстве, вызывает у меня только сожаление. Что касается прихожан Аланской Епархии — простых граждан РЮО, то они возмущены и гуманитарная помощь уже не в радость. Мы не для того защищали свою землю <…>, чтобы нас „дарили“ кому бы то ни было, в том числе в духовном плане. Аланская Епархия достаточно комфортно чувствует себя под патронажем Митрополита Киприана» .
19 мая 2011 года решением Синода Противостоящих епископ Георгий (Пухатэ) освобожден от обязанностей управляющего Аланской епархией и почислен на покой. Временным управляющим приходами в Южной Осетии назначен епископ Мефонский Амвросий (Бэрд) , викарий Оропосско-Филийской епархии.
С 2013 года наметилась тенденция по противоборству деятельности клириков Аланской епархии со стороны Владикавказской епархии Московского Патриархата , посредством учреждённого ей «Фонда возрождения православия в Южной Осетии» .
Предстоятель неканонического « Бостонского синода » Григорий (Бабунашвили) отмечал двойственность отношения Аланской епархии по отношению к Русской православной церкви: «из-за того, что „киприаниты“ оказались там в нужное время, и предложили осетинам свои церковные услуги в пору отсутствия там Московского патриархата, без всякого исправления их Исповедания Веры и разрыва общения с МП. И вот, на протяжении почти 20 лет, вся паства „киприанитов“ без проблем причащалась в приходах МП в России, а их кандидаты для священства учились и учатся в семинариях МП, с ведома и с благословением „киприанитского“ Синода. И это происходило не только тогда, когда „киприаниты“ были независимой Церковью со своим собственным Синодом, но происходит в полной мере и сейчас» .
22 сентября 2017 года сразу после почитаемого всеми в Осетии праздника Рождества Богородицы временный управляющий епархией Амвросий (Бэрд) и югоосетинский священник Яков Хетагуров выступили с официальным заявлением о преобразовании Цхинвальской и Аланской епархии греческой старостильной церкви в «самостоятельную и независимую поместную церковь» .
6 ноября 2017 года президент республики Анатолий Бибилов на встрече с членами Совета Аланской епархии высказал своё пожелание о вхождении епархии в юрисдикцию Московского патриархата . 18 апреля 2018 года, на КПП «Нижний Рук», у епископа Мефонского Амвросия (Бэрда) был изъят паспорт Южной Осетии , которым он обладал как управляющий Аланской епархией .