Тридцать шесть бессмертных поэтов
- 1 year ago
- 0
- 0
Философские воззрения шести
шраманов
в Палийском каноне
(По данным Саманняпхала сутты буддийского канона 1 ) |
|
Шраман | Воззрение 1 |
IAST : Pūraṇa Kassapa |
Аморализм
:
отрицание награды или
наказания за дурные или добрые дела. |
Маккхали Госала
IAST : Makkhali Gośāla ( Адживика ) |
Ниятивада
(Фатализм): бессилие личности;
предопределённость страдания. |
Аджита Кесакамбали
IAST : Ajita Kesakambalī ( Локаята ) |
Материализм
:
жить настоящим
;
со смертью всё исчезает. |
IAST : Pakudha Kaccāyana |
Сассатавада
(
Этернализм
):
Материя, удовольствие, страдание и душа вечны и и существуют независимо. |
Нигантхи Натапутта
IAST : Nigaṇṭha Nātaputta ( Джайнизм ) |
:
достижение очищения
и устранение связанности через оставление всякого зла. 2 |
IAST : Sañjaya Belaṭṭhiputta ( (Ajñana) ) |
Агностицизм
:
«Я не считаю так. Я не считаю иначе.
Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет» Отказ от суждений. |
Примечания: |
1.
, Walshe, 1995, pp. 91-109).
2. ДН - a ( IAST : Ñāṇamoli & Bodhi, 1995, pp. 1258-59, n . 585). |
Шесть учителей ереси, шесть еретиков, шесть шраманов или шесть тиртхаков (лжеучителей) были шестью сектантами, жившими во времена Будды Шакьямуни , которые придерживались взглядов, противоположных его учению . Это были исторические личности, но кроме их воззрений о них практически ничего не известно. За исключением Нигантха Натапутты или Махавиры , который был двадцать четвёртым джайнским тиртханкарой , остальные пять учителей-еретиков, вероятно, придерживались взглядов акириявады и считали, что нравственные поступки не имеют последствий.
В буддийской традиции описано их состязание с Буддой в чудесах, когда они потерпели поражение (более подробно см. Двойное чудо ). Доктрины шести еретических учителей имеют большое значение в контексте развития буддийской мысли. В Палийском каноне постоянно встречаются отрывки, со ссылками на учения шести еретиков .
Шесть еретиков и их взгляды подробно описаны в Самманяпхала-сутте ДН 2 Палийского канона .
Согласно Саманняпхала-сутте, царь Раджагахи в полнолуние посетил Гаутаму Будду, которые в те времена пришёл его страну и проживал в манговой роще царского врача Дживаки вместе с 1250 бхикку . Царь задал Будде вопрос, возможно ли, чтобы жизнь шрамана приносила зримые плоды подобно тому, как приносит плоды жизнь ремесленников. Прежде он спрашивал об этом у шести учителей — Пураны Кассапы, Маккхали Госалы , Аджиты Кесакамбалы , Пакудхи Каччаяны, Нигантхи Натапутты и Санджайи Беллатхипутты, но те не смогли дать ему удовлетворительный ответ. По просьбе Будды, царь Аджаташатру пересказал ответы, данные ему шестью учителями .
Первым духовным учителем, которому Аджаташатру задал свой вопрос, был ( пали Pūraṇa Kassapa , санскр. Pūrṇa Kāśyapa ). Он принадлежал к религиозной секте адживаков и высказал взгляды акириявады (неделания): действия, считающиеся хорошими и плохими, не несут в себе внутренней моральной силы, поэтому в будущем нет никаких последствий их совершения .
...когда человек мучает или побуждает мучить, несёт горе или побуждает нести горе, уничтожает живое или... врывается в дом, уносит награбленное,.. , идёт к чужой жене, говорит ложь – делая так, он не делает греха!
От подаяния, самообуздания, воздержанности, правдивости нет заслуги...
В других местах Пурану Кассапу называют ахетукавадином, основателем доктрины отсутствия причины и условия существования вещей. Он отрицал возможность существования морали и кармы. В целом его теория были близка взглядам Маккхали Госалы .
Кроме того, считается, что он проповедовал теорию шести классов человечества ( чалабхиджати ). Согласно этой теории, мясники, охотники, рыбаки, воры, палачи, тюремщики и все те, кто живет за счет убийства и жестокости, относились к чёрному классу ( канхабхиджати ). Бхиккху, живущие как воры ( каммавадины или кириявадины ), были включены в синий класс ( нилабхиджати ). Нигантхи, монахини, принадлежащие к джайнскому клану дигамбара и пользующиеся только одним куском ткани, составляли красный класс ( лохитабхиджати ). Домохозяева, которые носили белые одежды и были учениками нагих аскетов, входили в жёлтый класс ( халиддабхиджати ). Адживики составлялт белый класс. К высшему белому классу относились еретические учителя Нанда-Вакхаготта, Киса-Санкичеаготта и Маккхали Госала ( парамасукхабхиджати ) .
Считается, что Пурана Кассапа утверждал, будто обладает всезнанием и всеведением. Якобы его знание было настолько совершенным, что когда он шёл или стоял, спал или ходил, в нём постоянно присутствовало полное видение ( нандасана ) .
Маккхали Госала ( пали Makkhali Gosāla , санскр. Maskarī Gośālīputra ), второй учитель, которого посетил Аджаташатру, придерживался доктрины отсутствия причины , согласно которой достижение любого состояния или свойства зависит от обстоятельств, судьбы или природы, человеческих усилий, как собственных, так и других людей . Не существует такой вещи, как человеческая сила или энергия. Все существа ( сатта ), все жизни (pānā), все существующие вещи ( бхута ), все живые субстанции ( джива ) склоняются в ту или иную сторону из-за своей судьбы, в силу неизбежных обстоятельств того класса, к которому они принадлежат, своей индивидуальной природы; именно в соответствии со своей принадлежностью к тому и или иному из шести классов ( абхиджати ) они испытывают радость или боль .
...без основания оскверняются существа... без основания очищаются существа.
Все существа, всё живое, всё рождённое, все творения лишены власти, лишены силы, лишены усердия, претерпевают изменения под воздействием судьбы, общения, собственной природы и испытывают счастье или несчастье, будучи разделены на шесть разновидностей.
Госала учил, что существует 1,406, 600 основных родов или видов рождения ( памукхайонийо ). Существует пятьсот видов каммы, 62 пути (или способа поведения), 62 малых срока или каппы, 6 разновидностей существ, 8 стадий человеческой жизни ( аттхапурисабхуми ), 4900 видов поддержания жизни, 4900 видов странствующих аскетов, 4900 обителей (или видов) нагов, 2000 разумных существ, 3000 адских существ, 36 небесных, мирских или чувственных классов ( раджадхатуйо ), 7 классов одушевленных существ ( саннигабха ), или существ, способных размножаться посредством разделения полов, 7 классов неодушевленного происхождения ( асаннигабха ), 7 классов, рождающихся путём приращения ( нигантхагаббха ), 7 классов богов, людей, дьяволов, великих озер, пропастей, снов. Существует 8 400 000 больших периодов времени или махакапп, в течение которых и глупцы, и мудрецы, переходя из одного существования в другое, наконец, избавятся от боли. Этого нельзя добиться ни добродетелью, ни покаянием, ни праведностью. Счастье и несчастье, словно отмеренные меркой, не могут быть изменены в процессе трансмиграции (самсара); их не может быть ни больше, ни меньше, и глупцы, и мудрые, блуждая из одного перерождения в другое, смогут покончить с болью только в точно отведённое время .
Как и Кассапа, Госала отрицал существование кармы и випаки. Это учение сравнивают с фатализмом и детерминизмом . Его теорию также называют теорией беспричинности ( ахетукавада ), теорией естественной чистоты ( самсарасуддхивада ) .
Третьим Аджатасатту упомянул Аджиту Кесакамбалу ( пали Ajita Keśakambala , санскр. Ajita Kesakambala ). Считается, что он был материалистом (б хаутикавади ), нигилистом ( уччедавади ) и сторонником неэффективности каммы ( акириявади ). Он отрицал возможность какой-либо жизни после смерти и считал всё сущее процессом природных явлений. «Человек состоит из четырёх элементов, когда он умирает, земля возвращается в совокупность земли, вода в воду, огонь в огонь, воздух в воздух, а чувства исчезают в пространстве» .
...нет подаяния, нет жертвоприношения, нет возлияния, нет созревшего плода добрых и злых действий, нет этого мира, нет другого мира, нет матери, нет отца...
Царь Аджатасатту был неудовлетворён полученным ответом, поскольку, по его словам, «Аджита Кесакамбала, будучи спрошенным о зримом плоде отшельничества ответил проповедью о разрушении» .
Пакудха Каччаяна ( пали Pakudha Kaccāyana , санскр. Kakuda Kātyāyana ), четвёртый учитель, о котором упоминает Аджатасатту, был атомистом , утверждавшим, что все вещи состоят из земли, огня, воздуха, воды, удовольствия, боли и души, которые неизменны и вечны. Таким образом, предметы, как и живые существа, состоящие из элементов, подвержены изменению, тогда как сами элементы абсолютно неподвижны в своем существовании. Таким образом, с этой дуалистической точки зрения поступки определяются исключительно физическим взаимодействием между этими субстанциями, а не приписываемым им нравственным качествам .
По его словам :
эти семь элементов не созданы, и их не побуждали создать, не сотворены, и их не побуждали сотворить... Они не движутся, не изменяются...
Элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент воздуха, счастье, несчастье и седьмой – жизнь.
...когда кто-нибудь рассекает острым мечом голову, то никто никого не лишает жизни – просто меч проникает в промежуток между семью элементами.
И этот ответ показался царю неудовлетворительным: «Пакудха Каччаяна, будучи спрошенным о зримом плоде отшельничества ответил мне о другом и по-другому» .
Нигантха Натапутта ( пали Nigaṇṭha Nāṭaputta , санскр. Nirgrantha Jñatiputra ), джайнский монах Махавира , был пятым учителем, которому царь Аджатасатту задал свой вопрос. В отличие от предыдущих учителей, Натапутта признавал нравственность и последствия деяний в загробной жизни. Однако джайнская философия Натапутты отличалась от философии Будды верой в то, что все действия, как сознательные, так и неумышленные, имеют кармический вес; согласно буддийской доктрине, создавать карму могут только намеренные действия . Царь Аджатасатту прокомментаровал его ответ следующим образом: «Нигантха Натапутта, будучи спрошенным о зримом плоде отшельничества, ответил мне о воздержании четырехчастной узды» .
пали Sañjaya Belaṭṭhaputta , санскр. Saṃjaya Vairāṣṭrikaputra ) был шестым и последним учителем, на которого ссылается Аджатасатту. Говорят, что он ответил царю Аджатасатту следующим образом :
(Если бы ты спросил меня: «Другой мир существует?» и я считал бы, что другой мир существует, то я объяснил бы, что другой мир существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет.
Если бы ты спросил: «Другой мир не существует?», и я считал бы, что другой мир не существует, то я объяснил бы, что другой мир не существует. Но я не считаю этого... (далее повторяется ответ на предыдущий вопрос) и т. д.
Белатхапутта так или иначе не дал Аджатасатту чёткого ответа на свой вопрос, что побудило некоторых учёных связать его с аджняной , агностической школой индийской философии, которая считала, что метафизическое знание недостижимо .