Уверение Фомы
- 1 year ago
- 0
- 0
Упеккха ( санскр. upekṣā , пали upekkhā ) — буддийская концепция невозмутимости . Одно из четырёх совершенных состояний, брахма-вихар , благотворное состояние ума, культивируемое в буддизме на пути к ниббане через практику дхьян .
При медитации на эти четыре состояния Упекха достигается последней в четвёртой дхьяне, поскольку беспристрастие необходимо взращивать по отношению к врагам, близким людям и к самому себе. Невозмутимость нужна чтобы в жизни стойко переносить невзгоды. Иногда в переводах и научных текстах Упекшу ошибочно смешивают с безразличием, которое не имеет отношения к буддийской духовной практике. Упекша — это состояние совершенного умственного равновесия и гармонии, которое ведёт к высочайшим духовным состояниям сознания . Лама Анагарика Говинда писал: «Только человек, освободившийся от власти вещей, ставший безразличным к собственным радостям и горестям, способен принять равное участие в жизни всех существ, не размышляя о том, ответят ли ему другие взаимностью или враждой» .
Согласно учению о 37 навыках, способствующих достижению просветления, упеккха является одним из семи звеньев (анга) на этом пути .
В Палийском каноне и постканонических комментариях упеккха отмечена как важный аспект духовного развития. Это одно из четырёх возвышенных состояний ( брахма-вихар ), очищающих ум и способных противодействовать загрязнениям жажды, отвращения и невежества. Как брахма-вихара, упеккха также является одним из сорока традиционных субъектов буддийской медитации ( камматтхана ). В тхеравадинском списке десяти парамит (совершенств), упеккха является последней из практик бодхисаттвы и конечной характеристикой среди Семи факторов Просветления (бодхьянга, пали bojjhanga ) , которую следует развивать.
Практиковать упеккху — значит быть непоколебимым или оставаться нейтральным перед лицом восьми превратностей жизни, иначе известных как восемь мирских ветров или восемь мирских состояний ( пали aṭṭha-loka-dhamma ): потеря и приобретение, хорошая и дурная репутация, похвала и осуждение, а также печаль и счастье .
«Дальний враг» упекхи — это жадность и негодование, явно противоположные состояния ума. «Ближний враг» (качество, которое внешне напоминает упекху , но тонко ему противостоит) — это безразличие или апатия .
В развитии медитативного сосредоточения упеккха возникает как квинтэссенция материального поглощения, присутствующая в третьей и четвертой дхьянах :
Это ум, который пребывает в состоянии отсутствия ненависти и неомрачённости вкупе с прилежанием (вирья)... Это состояние, в котором ум остаётся тем, что он есть, — состояние покоя и спонтанного присутствия ума. Его роль — не создавать условий для эмоциональной неустойчивости «Абхидхармасамуччая»
Американский буддийский монах Бхиккху Бодхи писал:
Первый уровень — гедонистическое безразличие в отношении ощущений, приходящим через чувства. Не является положительным качеством ума. Второй уровень — фактор четвёртой дхьяны. Блаженство преобразуется в упеккху, а однонаправленность становится непоколебимой. Таким образом, упеккха берёт начало в эмоциональной интеграции и стабильности. Третий уровень — синонимичен нирване , проявляется в седьмой бодхьянге (фактор Просветления). Равновесие в отношении всего мирского. С позиции махаяны это состояние равновесия между сансарой и нирваной .