Уэйкман, Адам
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мендель-букинист» ( нем. Buchmendel , 1929 ) — новелла австрийского писателя Стефана Цвейга .
Якоб Мендель был «допотопным книжным червём вымирающей породы», полностью отрешённый от окружающего мира - он допустил «умопомрачительную и трогательную оплошность» — не заметил начала Первой Мировой войны.
Вена , 1920-е годы. Зайдя в кафе Глюк, рассказчик вспоминает, что до войны один из столиков всегда был занят бедным букинистом Якобом Менделем, обладавшим поразительной памятью: он знал всё о любом издании — название, место публикации, автора, цену, притом он никогда книг не читал, а запоминал только сведения с титульного листа , — это было его страстью, и он стал ходячей энциклопедией книг, к которому обращались за справкой многие библиофилы . Его приглашали в библиотеки и университеты, он мог бы стать состоятельным человеком, но никогда не брал больше двух крон за справку, а попытки дать ему плату за оценку расценивал как обиду. Хозяин кафе выделил ему столик, считая этого служителя книгам лучшей рекламой.
Погружённый в свои книги, Мендель не замечал ничего происходившего вокруг него, и ничто, кроме книг, его не интересовало. Он был так поглощён своим занятием, что даже начало Первой мировой войны , событие, которое им, вероятно, даже и не осознавалось, никак не повлияло на его жизнь.
Как-то он, по обыкновению, написал издателям в Париж и в Лондон две открытки, которые были перехвачены военной цензурой. Австрийская контрразведка, заинтересовавшись этой перепиской, арестовывает Менделя, и тут выясняется, что родившийся под Петриковым Царства Польского Российской империи , он, прибыв тридцать лет назад в Вену, не обратился за австрийским гражданством и всё ещё является русским подданным.
Как представителя вражеской страны, ведущего подозрительную переписку с её союзниками, его интернируют в концлагерь .
Только через два года, благодаря заступничеству библиофилов, среди которых были и высокопоставленные лица, его отпускают на свободу.
Но страдания, перенесенные в концлагере, не прошли бесследно : Мендель потерял свою потрясающую память и, следовательно, способность зарабатывать на жизнь. Спустя некоторое время, новый хозяин кафе, разбогатевший на спекуляциях мукой и маслом в военные годы, поймав Менделя на краже двух булочек, с позором выгоняет его из-за стола, который сделал имя этому кафе. Выбежавший без пальто на промозглую улицу Якоб Мендель простывает, заболевает воспалением легких и вскоре умирает.
И только уборщица туалета кафе, задавленная тяжелым трудом, не умеющая читать и не прочитавшая на своем веку ни одной книги, сохранила единственное, что осталось от легендарной «ходячей энциклопедии книг» — оставленное им на столике редкое запрещённое издание:
второй том «Bibliotheca Germanorum erotica et curiosa» («Библиотека немецкой эротической и занимательной литературы») , хорошо известный каждому библиофилу справочник по галантной литературе — оказался последним заветом, переданным покойным магом и волшебником в натруженные, красные, неискушенные руки, никогда, вероятно, не державшие ни одной книги, кроме молитвенника.
Новелла впервые напечатана в венской газете « » («Новая Свободная пресса»), тремя частями в номерах за 1-3 ноября 1929 года. В том же году в числе четырёх новелл вошла в сборник писателя «Малая хроника» изданный лейпцигским издательством « ».
На русский язык новелла переведена Полиной Бернштейн . В 1929 году Цвейг предлагал включить новеллу в выпускаемое в СССР издательством « Время » собрание сочинений, однако, издание уже было свёрстано, и новелла туда не вошла. Впервые на русском языке напечатана, по видимому, в 1936 году в сборнике «Новеллы» издательства « Гослитиздат ».
По замечанию Н. П. Михальской в этой новелле Стефан Цвейг показал свой вариант « маленького человека ».
Герой новеллы дополнил сложившийся в литературе образ чудаковатого и эксцентричного библиофила. При этом «патриарх книжной торговли» С. Е. Поливановский , говоря о персонажах книжников-букинистов в литературе, отдельно выделил созданный Цвейгом образ букиниста.
Арнольд Бауэр метко назвал «тихую, глубокомысленную» историю «трагедией „ неполитичности “».
Существует мнение, что в эта новелла 1929 года объясняет трагедию 1942 года — самоубийство писателя, уехавшего в Бразилию от сжёгшей его книги « коричневой чумы »:
Эта хорошо известная новелла, один из шедевров короткой прозы Цвейга, трактуется критиками по фабуле, без проникновения в её глубину. Между тем анализ новеллы может сказать об её авторе больше, чем принято думать. Цвейг сам представляется внеисторическим, одиноким и отчуждённым от реальности человеком.
Перед самоубийством он писал: « Всё кончено, Европа уничтожила себя, наш мир разрушен, и в возрасте 60 лет я сломлен и наполовину уничтожен, я больше не хочу существовать ».
Он преувеличил силу нацизма, недооценил мощь мирового сопротивления Гитлеру, так как был оторван от действительности, как и описанный им Мендель-букинист.