Interested Article - Обо
![](/images/007/219/7219582/1.jpg?rand=565473)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/eb62af7492157c676fb8fc9692e83447.gif)
- 2020-04-27
- 2
![](/images/007/219/7219582/1.jpg?rand=117675)
![](/images/007/219/7219582/2.jpg?rand=969080)
![](/images/007/219/7219582/3.jpg?rand=264978)
Обо́ (реже обоо , овоо ) ( монг. овоо , бур. обоо , хак. обаа «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре монголов , бурят , тувинцев , хакасов и других тюрко - монгольских народов Центральной Азии .
В традиционной форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками и флажками. Располагаются у дорог, на горных перевалах, на вершинах, у озёр, аршанов , на берегах рек. Встречаются как одиночные обо, так и группы.
Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности. Хозяева обо — это духи умерших шаманов , предков или божества небесного происхождения.
Наиболее распространённый обряд поклонения — обрызгивание пространства вокруг обо молочной ( ) или обычной водкой, подношения в виде камней, ленточек из ткани, флажков, монет, конфет, сладостей, еды и т. п. В Монголии и Бурятии принято обходить вокруг обо три раза в направлении по часовой стрелке.
Культ обо возник у ранних кочевников и связан с шаманизмом . Во время распространения буддизма отмечались случаи уничтожения обо ламами . Постепенно были включены в буддийскую обрядность, в функциональном плане сблизившись с субурганами .
Считается, что обо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей на гору. Широко распространены придорожные обо, у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу».
В Забайкалье и Монголии часто встречаются топонимы , содержащие слова обо, обоо, обон .
См. также
Литература
- Герасимова К. М. Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии // Этнографический сб. Улан-Удэ, 1969. Вып. 5.
- Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М. , 1978.
- Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987.
- Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства. М., 1991.
- Тумунов Ж. Т. Ага и агинцы. Улан-Удэ, 1993.
- Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят. Улан-Удэ, 1995. Ч. 1.
Ссылки
- . портал «Родное село» (24 января 2012).
- Владимир Буяхаев. . Информ Полис (9 июня 2015).
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/eb62af7492157c676fb8fc9692e83447.gif)
- 2020-04-27
- 2