Interested Article - Стайн, Гертруда

Гертруда Стайн ( англ. Gertrude Stein ; 3 февраля 1874 , Аллегейни , Пенсильвания 27 июля 1946 , Нёйи-сюр-Сен , под Парижем ) — американская писательница, теоретик литературы .

Биография

Родилась в богатой еврейской семье, детство провела в Европе ( Вена , Париж ), росла в Калифорнии . В Кембридже слушала лекции по психологии Уильяма Джеймса , потом училась медицине в Университете Джонса Хопкинса ( Балтимор ), курса не закончила. В 1902 году приехала с братом Лео в Париж, где и провела всю оставшуюся жизнь, изредка выезжая в Испанию и Англию .

Гертруда Стайн оставила свой след в модернистской литературе прежде всего не как автор, а как организатор своего рода «литературного кружка» для молодых англоязычных писателей, для многих из которых она была наставником и зачастую спонсором. Её квартира на улице Флёрюс (6-й округ) стала одним из центров художественной и литературной жизни Парижа до Первой мировой войны и позднее.

Гертруде принадлежит авторство термина « потерянное поколение » (взятого Э. Хемингуэем в качестве эпиграфа к своему роману « И восходит солнце »), которым она называла эмигрировавших за границу американских писателей, часто собиравшихся у неё в салоне на улице Флёрюс, 27. Термин впоследствии послужил определением для целой группы писателей послевоенного времени, выразивших в своих произведениях разочарование в современной цивилизации, пессимизм и утрату прежних идеалов (Э. Хемингуэй, Дж. Дос Пассос , Томас Элиот , Ф. С. Фицджеральд , Э. М. Ремарк и др.).

Ранний период жизни Стайн в Париже связан с увлечением живописью. Первоначально на улице Флёрюс собирались в основном художники. Гертруда Стайн коллекционировала и пропагандировала новейшее искусство (прежде всего, кубизм ), собирала работы Пикассо (известен его портрет Стайн, 1906 ), Брака , Шагала , Модильяни , Гриса , Паскина , поддерживала художников Парижской школы . Наиболее теплые отношения Гертруда Стайн поддерживала с Пикассо. В «Автобиографии Алисы Б. Токлас» она не раз называет Пабло Пикассо одним из своих ближайших друзей.

Стайн была в приятельских отношениях и многие годы переписывалась с Матиссом , Максом Жакобом , Хемингуэем, Фицджеральдом, Уайлдером . Хемингуэй в своём романе « Праздник, который всегда с тобой » пишет, что Гертруда не любила Джойса и Паунда до такой степени, что было нежелательно произносить их имена у неё в доме. В книге «Автобиография Алисы Б. Токлас» сама Стайн описывает отношения с Паундом в гораздо более спокойных и шутливых тонах. Гертруда Стайн утверждала, что среди американских писателей по ёмкости слова Шервуд Андерсон не знал себе равных и что «никто в Америке, кроме Шервуда, не мог сочинить ясного и энергичного предложения». По её мнению, из молодых писателей предложение получается естественным только у Фицджеральда, первый роман которого « По эту сторону рая » произвёл на неё большое впечатление (как и « Великий Гэтсби » впоследствии).

В 1907 Стайн познакомилась с американкой еврейского происхождения Алисой Токлас , которая стала её возлюбленной и была с писательницей до конца жизни. Биографы, основываясь на свидетельствах очевидцев, полагают, что встреча с Алисой стала отчасти причиной прекращения общения Гертруды Стайн и её брата Лео. Есть основания считать, что он осуждал лесбийские предпочтения Гертруды. В 1913 году отношения накалились настолько, что Лео Стайн покинул их общую квартиру и уехал в Италию . Ещё до этих событий у брата и сестры наметились расхождения художественных вкусов. Лео не поддерживал увлечение сестры Пикассо, дадаизмом, кубизмом, а также низко оценивал её собственные литературные опыты. Стайн в свою очередь очень негативно отнеслась к любовному увлечению брата, который связал свою жизнь с Юджинией Озиас, известной также как Нина с Монпарнаса — натурщицей, известной своим лёгким поведением. Илья Басс в книге «Жизнь и время Гертруды Стайн» приводит фрагмент из письма Лео Стайна: « Появление Элис явилось божьей благодатью, поскольку оно способствовало происшедшему [разделению] без апокалипсиса. По мере взросления мы обнаружили, что практически нет ничего в этом мире, в чём бы наши взгляды совпадали или хотя бы были похожими» . С тех пор брат и сестра так и не сблизились.

Алиса Токлас взяла на себя управление домашним хозяйством, а также обязанности редактора, а впоследствии издателя и переводчика Гертруды Стайн.

Гертруда Стайн никогда не афишировала свою ориентацию в каком-либо эпатажном ключе, что можно было наблюдать у парижской богемы тех лет, однако её творчество пронизано эротическими и любовными мотивами.

Отсылки к отношениям с Токлас достаточно прозрачны и в поэзии Стайн, и в экспериментальных вещах, таких, например, как «География и пьесы» и в позднем произведении «Автобиография Алисы Б. Токлас».

Эта вещь стала отчасти компромиссной для Стайн, которая всю жизнь испытывала проблемы с издателями и боролась с непониманием своих произведений. Желание наконец прославиться подвигло её к написанию биографической книги о своей жизни в Париже. Хотя книга отличается от других произведений Стайн в пользу большей повествовательности, как экспериментатор и теоретик модернизма Стайн не могла отказать себе в удовольствии поиграть с читателем. «Автобиография Алисы Б. Токлас» представляет собой фальшивую автобиографию, написанную Стайн от имени Алисы Токлас. В остроумной, язвительной и весьма избирательной манере Стайн рассказывает о дружбе с художниками и писателями, отношениях с Алисой и своих творческих поисках. Работа стала программным сочинением модернизма, наделала много шума среди упомянутых в книге лиц и принесла Стайн долгожданную популярность у широкого круга читателей.

Стайн и Токлас много путешествовали, в частности очень любили Испанию. Во время Первой мировой войны занимались волонтёрством. Исследователи признают, что любовь к Алисе Токлас и поддержка последней оказали значительное влияние на творчество Стайн.

По мере приближения Второй мировой войны политические симпатии Стайн склонялись вправо, она активно поддерживала маршала Петена и даже перевела ряд его выступлений на английский язык.

Все военные годы Стайн, несмотря на своё еврейское происхождение, провела во Франции. Известно, что ещё в 1934 году она говорила журналистам, что Адольф Гитлер заслуживает Нобелевской премии мира , поскольку принёс мир во внутриполитическую жизнь Германии ; это заявление Стайн широко обсуждалось уже в XXI веке, однако, как указывает исследователь творчества Стайн Чарльз Бернстин , в этом обсуждении упускается острая ирония предложения Стайн . Шведский профессор Густав Хендрикксен, кроме того, заявил в 1995 году, что в 1938 году Стайн действительно направила в Нобелевский комитет письмо, выдвигающее Гитлера на премию мира, о чём ему лично известно как бывшему члену этого комитета ; документальных подтверждений этому, однако, нет, а Хендрикксен в действительности не был членом Нобелевского комитета .

Гертруда Стайн . Фотография Карла ван Вехтена , 1934 .
Алиса Б. Токлас. Фотография Карла ван Вехтена .

Писательница, как и её мать, умерла от рака.

Похоронена на кладбище Пер-Лашез . Алиса Токлас пережила Стайн более чем на 20 лет и была похоронена рядом с ней.

Творчество

Экспериментальная, близкая к кубизму поэзия и проза Стайн (сб. «Нежные кнопки», 1914 ; роман «Становление американцев», 1925 , и др.), ориентированные на европейский авангард, но при этом стремившиеся передать американский дух, колорит, склад мысли и устную речь, никогда не находили широкого читательского признания.

Единственным исключением стала «Автобиография Алисы Б. Токлас» ( 1933 ), написанная Гертрудой Стайн уже в достаточно пожилом возрасте. Это живой и остроумный очерк Парижа в годы перед Первой мировой войной, написанный от лица её возлюбленной, — эта книга многократно переиздавалась и переведена на многие языки. Есть, как минимум, два русских перевода — Ирины Ниновой и Вадима Михайлина.

Признание

Гертруда Стайн изображена на известной картине Павла Челищева «Феномены», на полотне Пабло Пикассо « Портрет Гертруды Стайн ». Она фигурирует в игровом фильме Алана Рудольфа « Модернисты » ( 1987 год ), в романе Уолтера Саттертуэйта «Маскарад» ( 1998 год , в рус. пер. — «Клоунада»), в произведении Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой», а также в фильме Вуди Алена « Полночь в Париже » ( 2011 год ). На тексты Стайн писали музыку американские композиторы Вирджил Томпсон ( 1934 год , 1947 год ) и Джеймс Тинни ( 1970 год ), немецкий композитор Ирис тер Шипхорст ( Inside-outside II , 1989 год ), музыкальную драму «To Be Sung» по «лирической опере» Стайн написал французский композитор Паскаль Дюсапен ( 1993 год ).

Памятник писательнице поставлен в Брайант-парке в Нью-Йорке .

Произведения

  • Three Lives ( 1909 )
  • Tender Buttons ( 1914 )
  • Geography and Plays ( 1922 )
  • The Making of Americans ( 1925 )
  • Composition as Explanation ( 1926 )
  • Lucy Church Amiably ( 1931 )
  • Before the Flowers of Friendship Faded Friendship Faded ( 1931 )
  • How to Write ( 1931 )
  • Operas and Plays ( 1932 )
  • The Autobiography of Alice B. Toklas ( 1933 )
  • Matisse Picasso and Gertrude Stein with Two Shorter Pieces ( 1933 )
  • Four Saints in Three Acts, an Opera to Be Sung ( 1934 )
  • Portraits and Prayers ( 1934 )
  • Lectures in America ( 1935 )
  • Narration ( 1935 )
  • The Geographical History of America ( 1936 )
  • Everybody’s Autobiography ( 1937 )
  • Paris France ( 1940 )
  • What Are Masterpieces ( 1940 )
  • Ida ( 1941 )
  • Looking for a young painter Riba-Rovira Yale University U.S.A. ( 1945 )
  • Brewsie and Willie ( 1945 )
  • Wars I Have Seen ( 1945 )
  • Blood on the Dining Room Floor ( 1948 )
  • Things as They Are ( 1948 , повесть, написана в 1903 )
  • Two: Gertrude Stein and Her Brother and Other Early Portraits (1908—1912) ( 1951 )
  • Bee Time Vine and Other Pieces, 1913—1927 ( 1953 )
  • Painted Lace and Other Pieces (1914—1937) ( 1956 )
  • Stanzas in meditation and Other Poems (1929—1933) ( 1956 )
  • Fernhurst, Q.E.D., and Other Early Writings ( 1971 )

Публикации на русском языке

  • . (Лекция).
  • Поэзия и грамматика / Пер. с англ. Е. Петровской // Ad Marginem’93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии Российской академии наук. М.: Ad Marginem, 1994.
  • // Иностранная литература. 1999. № 7.
  • Автобиография Алисы Б. Токлас. СПб.: ИНАПРЕСС , 2000.
  • Автобиография Элис Б. Токлас. Пикассо. Лекции в Америке. М.: Б. С. Г.-ПРЕСС, 2001.
  • Автобиография Элис Би Токлас. СПб: Азбука-Классика, 2006.
  • Три жизни. Тверь: Митин журнал; Kolonna Publications, 2006.
  • Кровь на полу в столовой. Тверь: Митин журнал; Kolonna Publications, 2007.
  • Q.E.D. Тверь: Митин журнал; Kolonna Publications, 2013.
  • Автобиография каждого. Тверь: Митин журнал; Kolonna Publications, 2014.
  • Войны, которые я видела. Тверь: Митин журнал; Kolonna Publications, 2015.
  • Ида. Тверь: Митин журнал; Kolonna Publications, 2016.
  • Париж Франция. Личные воспоминания / Пер. с англ. Т. Казавчинской . — М.: Текст, 2018. — 160 с. — (Серия: Квадрат)

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Gertrude Stein // (англ.)
  3. Стайн Гертруда // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. от 12 ноября 2018 на Wayback Machine // The New York Times , May 6, 1934.
  5. от 1 апреля 2019 на Wayback Machine // , May 9, 2012.
  6. от 1 апреля 2019 на Wayback Machine // SFGATE , June 9, 1996.
  7. от 1 апреля 2019 на Wayback Machine // The Journal of Historical Review , Sept-Oct. 1997 (Vol. 16, No. 5), pp. 22 ff.
  8. . Дата обращения: 1 апреля 2019. 1 апреля 2019 года.

Литература

  • Greenfeld H. Gertrude Stein: A biography. New York: Crown Publishers, 1973
  • Mellow J.R. Charmed circle: Gertrude Stein & company. New York: Praeger, 1974
  • Road K.L. American writers in Paris, 1920—1939. Detroit: Gale Research Co., 1980
  • Dubnick R.K. The structure of obscurity: Gertrude Stein, language, and cubism. Urbana: University of Illinois Press , 1984
  • Critical Essays on Gertrude Stein/ Michael J Hoffman, ed. Boston: G.K. Hall, 1986
  • Bloom H. Gertrude Stein. New York: Chelsea House, 1986.
  • Gertrude Stein advanced: an anthology of criticism/ Richard Kostelanetz, ed. Jefferson: McFarland, 1990
  • Gertrude Stein in words and pictures: a photobiography/ Renate Stendhal, ed. Chapel Hill: Algonquin Books of Chapel Hill, 1994
  • Watts L. Gertrude Stein : a study of the short fiction. New York: Twayne Publishers, 1999
  • Picasso and Gertrude Stein/ Vincent Giroud, ed. New York: Metropolitan Museum of Art; New Haven: Yale University Press , 2006
  • Михайлин В. Ю. // Новое литературное обозрение . — 2002. — № 56. — С. 274—295
  • Скидан А.
  • Семиотика и Авангард: Антология. М.: Академический Проект; Культура, 2006.
  • Геташвили Н. В. Пикассо и Гертруда Стайн: перекрестье окрестностей // Пикассо и окрестности: Сборник статей. М.: Прогресс-Традиция, 2006, с.230-243
  • Морженкова Н. Авангардистский эксперимент Гертруды Стайн: В поисках жанра. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 296 с., ISBN 978-5-397-02897-4
  • Басс И. Жизнь и Время Гертруды Стайн — М., Аграф, 2013, с. 272, ISBN 978-5-7784-0436-6

Ссылки

  • работы Карла Ван Вехтена
  • [www.picasso-pablo.ru/library/gertruda-stein-picasso.html Гертруда Стайн и Пикассо]
Источник —

Same as Стайн, Гертруда