Interested Article - Ольдерогге, Дмитрий Алексеевич

Дми́трий Алексе́евич Ольдеро́гге ( 23 апреля [ 6 мая ] 1903 , Вильна 30 апреля 1987 , Ленинград ) — советский африканист , этнограф, историк и лингвист, один из основателей африканистики в СССР и организатор музейного дела; член-корреспондент АН СССР (1960). Автор трудов по египтологии, истории, этнографии (системы родства), культуре, искусству и языкам народов Тропической Африки .

Биография

Родился в семье офицера Алексея Ольдерогге, представителя знатного голштинского рода, подарившего России многих военных и гражданских специалистов, и Глафиры Шульц, дочери старшего врача Санкт-Петербургского почтамта. Племянник Владимира Ольдерогге . С 1906 г. проживал в Санкт-Петербурге. Поступив в 1912 г. в Первый кадетский корпус, закончил там шесть классов. В 1919 г. бежал за границу отец, что вынудило Дмитрия браться за самую разную работу и бессистемно получать дополнительное образование.

В 1920 г. Ольдерогге вступил в ряды Красной Армии, где проходил службу в статистическом отделении штаба одной из воинских частей и в боевых действиях не участвовал. За два года он дослужился до помначштаба и от своей части был направлен на учёбу в Петроградский университет (этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук). По собственному признанию, основным интересом Ольдерогге были законы общественного и исторического развития — происхождение государства и др. Он планировал заниматься этой проблематикой на ассирийском материале, однако отсутствие на тот момент в университете такой специализации привело его в египтологию .

Вскоре после окончания университета в 1925 г. Дмитрий, назначенный научным сотрудником 2-го разряда отдела Африки Академического музея антропологии и этнографии (ныне Кунсткамера ), приобрёл ещё одну специализацию. Профессор ЛГУ, видный этнограф Лев Штернберг порекомендовал направить его в командировку в Германию, Нидерланды и Бельгию для освоения передового зарубежного опыта в области этнологии Африки.

В октябре 1927 — апреле 1928 гг. исследователь получил в Западной Европе высококлассную лингвистическую, этнографическую и музееведческую подготовку и в результате стал своего рода посредником между мировой и отечественной африканистикой. Ближе к концу пребывания в Бельгии Ольдерогге было предложено посетить Бельгийское Конго, однако обстоятельства вынудили его отказаться.

По возвращении в СССР Ольдерогге приступил к созданию советской системы университетского изучения африканских языков и дисциплин, связанных с Африкой (этнографии и пр.). Первым большим опытом стал его курс суахили в Ленинградском Восточном институте . В дальнейшем Ольдерогге стал одним из трёх человек, добившихся включения африканских языков с 1934—1935 учебного года в учебную программу ЛИФЛИ (с 1937 г. — в составе ЛГУ), после чего стал там руководителем цикла преподавания языков банту , включавшего курс суахили, зулу и африканистические дисциплины. За т.н. семито-хамитский цикл преподавания, к которому были отнесены языки хауса и амхара, отвечал Н. В. Юшманов .

Параллельно идёт и движение Ольдерогге вверх по карьерной лестнице. В 1929 г. он стал в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) научным сотрудником первого разряда и заведующим отделом Африки, во главе которого оставался до 1986 г. В 1935 г. ему без защиты диссертации присуждается учёная степень кандидата этнографии. С 1936 по 1940 гг. учёный исполнял обязанности заместителя директора Института антропологии и этнографии АН СССР — директора МАЭ.

На фоне массовых репрессий 1930-х гг., помня о своём «неблагонадёжном происхождении», Ольдерогге практически перестал печататься, чтобы не давать своими научными выводами лишних поводов для преследований. При этом помогал деньгами оказавшемуся в заключении палеоазиатоведу Ерухиму Крейновичу.

В начале Великой Отечественной войны Ольдерогге, имевший звание капитана запаса, некоторое время участвовал в подготовке оборонительных рубежей, состоял в отряде гражданской обороны, занимался ликвидацией последствий бомбардировок Ленинграда зажигательными бомбами. Научную деятельность не прекращал даже в голодную зиму 1941—1942 гг. В феврале 1942 г. умерла мать африканиста (похоронена в братской могиле на Пискарёвском кладбище). В августе 1942 г. Ольдерогге вместе со многими другими учёными был эвакуирован в Ташкент, в мае 1944 г. вернулся обратно. Был награждён медалью «За оборону Ленинграда» .

В 1944 г. в составе ЛГУ возрождается Восточный факультет . С апреля 1946 г. кафедру египтологии и африканистики факультета (с 1950 г. — кафедра африканистики) бессменно возглавлял Ольдерогге.

В марте 1945 г. Ольдерогге защитил докторскую диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Кольцевая связь родов или трёхродовой союз (gens triplex)» , которая так и не была опубликована полностью из-за недовольства влиятельных научных функционеров степенью идеологической выдержанности работы.

В 1953 г. труд Ольдерогге был отмечен высшей наградой СССР — орденом Ленина .

Период со второй половины 1950-х по конец 1960-х гг. ознаменовался для исследователя, долгое время не покидавшего пределов СССР, многочисленными рабочими поездками за рубеж. В его карьере на это время приходится абсолютный пик прямого общения с иностранными коллегами.

Первой после многолетнего перерыва заграничной командировкой стал визит в США в 1956 г. с целью участия в V Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Филадельфии. В следующем году Ольдерогге посетил Мюнхен, где выступил на 24-м конгрессе востоковедов.

В 1958 г. он был приглашённым профессором в Варшавском и Краковском университетах в Польше

На 1958—1960 гг. приходится интенсивная работа Ольдерогге в стране его первоначальной специализации — Египте. Так, в 1958 г. он посетил целый ряд египетских музеев, понаблюдал за современным укладом жизни в разных населённых пунктах, а также принял участие в праздновании 50-летнего юбилея Каирского университета и много общался с местными представителями исторической науки. В 1960 г. Ольдерогге вместе с Б. Б. Пиотровским определял места в Египетской Нубии, где будущей советской экспедиции надлежало провести археологические раскопки перед затоплением района в рамках строительства Асуанской ГЭС.

По инициативе И. И. Потехина Ольдерогге предлагалось стать заместителем директора вновь создаваемого Института Африки , однако он отказался. Он всё-таки вошел в первый состав учёного совета института, куда, впрочем, больше не переизбирался.

В 1960 г. африканист был избран членом-корреспондентом АН СССР (отделение литературы и языка). Впоследствии он неоднократно участвовал в выборах в действительные члены Академии, но звание академика так и не получил. Несмотря на это, даже статус члена-корреспондента был очень важен для представляемой им дисциплины, поскольку Ольдерогге до начала 1980-х оставался единственным африканистом с таким высоким положением в системе советской науки. (В 1981 г. членом-корреспондентом стал директор Института Африки А. А. Громыко).

Весьма насыщенным в плане поездок за рубеж оказался 1961 г. Тогда Ольдерогге успел поработать приглашённым профессором в Сорбонне и впервые оказаться в Западной Африке. В марте Ольдерогге посетил Сенегал. Там он по поручению АН СССР наладил ряд научных контактов , занимался работой по линии Советской ассоциации дружбы с народами Африки и встретился с президентом Сенегала Леопольдом Сенгором , проявившим живой интерес как к советской африканистике, так и к исследованиям, проводившимся непосредственно Ольдерогге. Визит в Мали в том же месяце аналогично проходил в составе делегации Советской ассоциации дружбы с народами Африки. Кроме того, учёный смог ознакомиться с работой центра малийской науки — исследовательского института в Бамако.

С декабря 1963 по март 1964 г. Ольдерогге руководил советской лингвистической экспедицией в Мали. Визит учёных состоялся по приглашению местного правительства для оказания содействия в разработке письменностей для наиболее крупных языков республики (бамана, фула, сонгай, к которым впоследствии прибавились тамашек и хассания — местная разновидность арабского языка). За время экспедиции её участники собрали большой фонетический материал, на основании которого можно было делать соответствующие рекомендации о передаче тех или иных звуков с помощью французской графики. Впоследствии, в 1966 г., когда в Бамако (столица Мали) под эгидой ЮНЕСКО проводилась конференция экспертов по стандартизации алфавитов для национальных языков Африки, в ней от Советского Союза принимала участие член экспедиции 1963—1964 гг. Виктория Токарская , ученица Ольдерогге.

В сентябре 1964 г. Ольдерогге привлекался к поискам Янтарной комнаты : ему было поручено выехать в Польшу и допросить на предмет местонахождения памятника культуры бывшего гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха . Предполагалось, что немецкое происхождение и образование африканиста помогут в установлении контакта с допрашиваемым, и, судя по стенограммам бесед, от военного преступника действительно было получено немало интересных сведений, однако поиски комнаты с тех пор всё равно не продвинулись.

В 1966 г. по приглашению ЮНЕСКО Ольдерогге снова посетил Сенегал, где в Дакаре проходил Первый Всемирный Фестиваль негрских искусств. В 1966 году награждён Русским географическим обществом золотой медалью имени Петра Петровича Семёнова .

В 1968 г. в составе делегации советских учёных африканист принял участие в работе VIII Международного конгресса антропологических и этнографических наук в Токио. В том же году он побывал в Эфиопии, где ему была вручёна премия имени Хайле Селассие I.

После 1968 г. у Ольдерогге начались проблемы с выездом за границу — так, например, в 1971 г. сорвалась запланированная поездка в Сенегал. Точные причины такого положения дел неизвестны. По одной версии, в 1968 г. в Японии он позволил себе идеологически невыдержанные высказывания по ситуации вокруг Чехословакии , по другой — всему виной было самовольное посещение африканистом Рима и Лондона вместо возвращения в Москву сразу после визита в Эфиопию.

С начала 1970-х влияние Ольдерогге и его школы на выбор направлений развития советской африканистики стало заметно снижаться ввиду всевозрастающего доминирования Института Африки в Москве. С другой стороны, данный период времени ознаменовался продолжением международного признания учёного. В 1973 г. он был избран в иностранные (ассоциированные) члены французской Академии наук заморских стран , а в 1975 г. стал членом-корреспондентом Британской Академии . В 1979 г. в Лейпцигском университете имени Карла Маркса африканист получил медаль «За заслуги перед университетом» в знак признания его заслуг в подготовке научных кадров для ГДР. На этом этапе карьеры Ольдерогге стал и кавалером престижных советских наград — ордена Трудового Красного Знамени в 1973 г. и ордена Дружбы народов десять лет спустя. В 1985 г. он был приглашён преподавать в Оксфорд, однако воспользоваться предложением уже не успел, поскольку лечащие врачи настояли на неотложном решении возникших проблем со зрением.

Ольдерогге ушёл из жизни 30 апреля 1987 г. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Тепло вспоминал о нем Аполлон Борисович Давидсон в мемуарах .

Семья

Был женат трижды (первый брак — с египтологом Милицей Матье ) (1899—1966) — детей у них не было. Во втором браке с Анной Григорьевной Котовой (1905—1976), дочерью академика архитектуры Г. И. Котова — дочь Мария (1930 г.р.), в замужестве Денисова. Третья жена — Ирина Андреевна Осницкая (1932 г.р.), выпускница кафедры африканистики ЛГУ, кандидат филологических наук, научный сотрудник МАЭ. Их сын Михаил (1968 г.р.) — архитектор.

Вклад в науку

В исследовательской литературе можно встретить мнение, что Ольдерогге за свою продолжительную жизнь написал меньше, чем мог бы. Кроме того, он старался публиковать результаты своей работы не в крупных журналах, а на страницах изданий, которым, по его мнению, цензура уделяла меньше внимания. Несмотря на это, как его исследования, так и его организационная и педагогическая деятельность оставили заметный след в истории отечественной науки.

Видным российским африканистом В. Р. Арсеньевым вклад Ольдерогге был резюмирован как «формирование основы целого научного направления», которое, используя глубокое знание африканских культур, могло перейти к обобщениям более высокого порядка, касающимся «проблем теории первобытного общества, классообразования и становления государства». Также В. Р. Арсеньев подчеркивает важность работы Ольдерогге по подготовке и формированию коллектива, способного решать задачи упомянутого выше нового направления в науке и создание сплоченного коллектива (пусть даже данный коллектив распался после 1991 г. из-за причин социально-экономического характера). С другой стороны, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН В. Р. Филиппов дает фактически противоположную оценку: «Несмотря на энциклопедические познания и большое число учеников, нет оснований считать Д. Ольдерогге создателем оригинальной теории и собственной научной школы».

Известный этнограф, антрополог и африканист В. А. Попов , оценивая роль Ольдерогге в развитии социологии первобытного общества, указывает, что именно ленинградским ученым было впервые введено в научный оборот понятие «эпигамия». Ольдерогге «показал несостоятельность концепции существования патронимии как универсальной формы социальной организации», «последовательно боролся с матриархатом как с марксистской догмой» и «вслед за У. Риверсом и А. Р. Рэдклифф-Брауном, окончательно установил истинное место малайского типа в исторической типологии систем родства».

Ольдерогге участвовал в борьбе и с ещё одним значительным академическим заблуждением — т. н. «хамитской теорией», предполагавшей существование в Африке хамитской языковой семьи, представители которой также якобы имели общие расовые и культурные черты В 1949 г. данная теория была подвергнута Ольдерогге острой критике в статье «Хамитская проблема в африканистике» (Советская этнография, № 3/1949), где автор продемонстрировал как лингвистическую и антропологическую несостоятельность подхода, так и его дискриминационный характер по отношению к прочим африканцам. Работа Ольдерогге была одним из первых ударов по «хамитской теории», однако изоляция советской науки от мировой в те годы помешала ленинградскому ученому популяризировать свои взгляды на Западе.

При этом в один год с выходом статьи Ольдерогге американский лингвист Джозеф Гринберг начал публикацию в журнале Southwestern Journal of Anthropology серии статей, посвященных новой классификации африканских языков. Гринбергом была предложена не только критика «хамитской теории» в лингвистике, но и обоснованная альтернатива ей — концепция афразийской семьи языков, прижившаяся в мировой науке. Как следствие, именно усилия Гринберга стали решающими в деле опровержения старых представлений. Статья же Ольдерогге в итоге имела только локальное значение — так, по мнению африканиста Н. Б. Кочаковой, она стала «стимулом для российских африканистов к изучению путей и условий формирования самобытной государственности в доколониальной субсахарской Африке».

В сфере педагогики Ольдерогге заявил о себе, став одним из пионеров преподавания африканских языков в СССР. Он полагал знание африканских языков основой профессии африканиста и неуклонно проводил этот принцип в жизнь. Кроме того, Ольдерогге во многом обеспечил и необходимую базу для изучения африканских языков — так, в 1961 г. под его редакцией вышел первый суахили-русский, а в 1963 г. — первый хауса-русский словарь. Специалисты со знанием африканских языков, подготовленные кафедрой под руководством Ольдерогге, изначально составили кадровую основу для школ африканистики, возникавших в других вузах, — ИМО (МГИМО), ИВЯ (ИСАА), УДН. Кроме того, выпускники кафедры из государств соцлагеря играли важную роль в развитии африканских исследований в своих странах.

Ольдерогге выступил основоположником практического и теоретического изучения языков манде в Советском Союзе. С подачи ученого в начале 1960-х гг. на Восточном факультете ЛГУ вели занятия по языкам манинка и бамбара африканские преподаватели, подготовившие первое поколение отечественных специалистов в этой области. Возникшая школа мандеистики продолжает существование на базе СПбГУ и Кунсткамеры и в XXI в.

Значителен вклад Ольдерогге в развитие отечественного музейного дела. Первые крупные опыты ученого в этой области относятся к 1936 и 1939 гг., когда в Кунсткамере под его руководством были организованы экспозиции «Абиссиния» и «Африка» соответственно. Последняя экспозиция позволила Ольдерогге в полной мере применить знания и навыки, приобретенные в Западной Европе в конце 1920-х гг. Помимо организации выставок, систематизации и описания единиц хранения МАЭ, учёный активно занимался пополнением музейных коллекций. Так, во время командировок в Мали в 1961 и 1963—1964 гг. им было собрано значительное число предметов материальной культуры. В дальнейшем Ольдерогге содействовал и другим специалистам в доставке в СССР будущих музейных экспонатов, решая вопросы ввоза новых приобретений в СССР по линии МИД и Академии наук.

Осознание значимости музейного дела получило отражение и в педагогических принципах Ольдерогге. Помимо безусловной необходимости знания африканских языков, его подход к подготовке африканистов делал особый акцент на изучении материальной культуры Африки, и его студенты всегда получали интенсивную музейную практику.

Ольдерогге также известен как публикатор исторических источников и фольклорных материалов. Издание арабских источников по средневековой истории Африки, предпринятое по его инициативе, опередило аналогичные зарубежные проекты. Ольдерогге содействовал и увеличению числа публикаций образцов устного творчества из зарубежных стран на русском языке в качестве председателя редакционной коллегии серии «Сказки и мифы народов Востока» и целого ряда отдельных сборников.

Избранные авторские публикации

На русском языке

  • Малайская система родства // Труда института этнографии, т. 14. М., 1951.
  • Основные черты развития систем родства // Советская этнография , 1960, № 6.
  • Язык хауса: Краткий очерк грамматики, хрестоматия и словарь. Л.: Издательство Ленинградского университета , 1954
  • Народы Африки. М.: Издательство Академии наук СССР , 1954 (один из основных соавторов).
  • Искусство народов Западной Африки в музеях СССР. Л., М.: Искусство , 1958.
  • Западный Судан в XV—XIX вв.: Очерки по истории и истории культуры. М., Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960.
  • Системы счета в языках народов Тропической и Южной Африки // Africana. Африканский этнографический сборник. XIII. Л.: 1982.
  • Эпигамия. М.: Наука, 1983.
  • История изучения африканских языков. М.: Наука, 1990 (посмертная публикация).

На иностранных языках

  • Die Gesellschaftsordnung Songhais im 15. und 16. Jahrhundert // Afrikanistische Studien. Nr.26 Berlin, 1955.
  • Osman dan Fodios Aufstand und seine Bedeutung // Akten des XXIV Orientalistenkongresses, München, 1957.
  • The origin of the Hausa language // Men and Cultures. Selected papers of the Fifth International Congress of Anthropological and Ethnological Sciences. Philadelphia: University of Pennsylvania Press , 1960.
  • Die Völker Afrikas: ihre Vergangenheit und Gegenwart. 2 Bde. Berlin : Dt. Verl. der Wiss., 1961
  • The Art of Africa: Negro Art from the Institute of Ethnography, Leningrad. London: Paul Hamlyn, 1969 (with Werner Forman).
  • Eine Swahili-Wortliste aus dem Jahre 1811 aus den handschrif tlichen Materialien von Admiral Krusenstern//Wort und Religion. Kalima na dini. Ernst Dammann zum 65. Geburtstag. Stuttgart: Evangelischer Missionsverlag, 1969.
  • The Hamitic Problem in Africanistics // African Notes: Bulletin of African Studies. Univ. of Ibadan . Vol. Vll, № I, 1971.
  • L’Armenie et L’Ethiopie au IV siecle (a propos des sources de 1’alphabet Armenien) // IV Congresso Internazionale di Studi Etiopici (Roma, 10-15 Aprile 1972). Tomo I. Roma: Aacademia Nazionale Del Linzei, 1974.
  • Sprache und gesellschaft in Afrika. Aspekte der Kulturgeschichte // Sozialer Wandel in Afrika und die Entwicklung von Formen und Funktionen afrikanischer Sprachen. Berlin: Akad.-Verlag , 1980.
  • Migration and Ethnic and Linguistic Differentiations // General History of Africa. Volume I. UNESCO , 1981.

Примечания

  1. Ольдерогге Дмитрий Алексеевич // . Т. 2. М.: Советская энциклопедия , 1987, с. 276.
  2. Осницкая И. . Дата обращения: 18 августа 2015. 5 марта 2016 года.
  3. Калиновская К.П. . Дата обращения: 18 августа 2015. 6 марта 2016 года.
  4. Попов В. А. Новые данные к научной биографии Д. А. Ольдерогге // Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. Вып. 6. СПб, 2011, с. 461—462, 467—468.
  5. Татаровская И. Г. Д. А. Ольдерогге и его вклад в исследование мировоззрения африканских народов (на материале фольклора народов Африки)//Труды СГА, № 2/2010, с. 129.
  6. Попов В. А. Новые данные к научной биографии Д. А. Ольдерогге // Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. Вып. 6. СПб, 2011, с. 467—468.
  7. Попов В. А. Новые данные к научной биографии Д. А. Ольдерогге// Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. Вып. 6. СПб, 2011, с. 463, 472.
  8. А. Б. Давидсон. Патриарх (Д. А. Ольдерогге)//Становление отечественной африканистики, 1920-е — начало 1960-х. М.: Наука, 2003, с. 68.
  9. Д. А. Ольдерогге в письмах и воспоминаниях. СПб.: МАЭ РАН, 2003, с. 118.
  10. А. А. Жуков. Африканистика в университете//Очерки по истории Ленинградского университета. IV. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982, с. 104—105.
  11. Попов В. А. Новые данные к научной биографии Д. А. Ольдерогге // Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. Вып. 6. СПб, 2011, с. 463, 466.
  12. Давидсон А. Б. Дмитрий Алексеевич Ольдерогге и малоизвестная африканистика//Африканский сборник-2007. СПб.: Наука, 2008, с. 6.
  13. Репрессированные этнографы: Вып.2. М.: Восточная литература, 2003 с. 62-63.
  14. Ольдерогге Д. А. Наброски по воспоминаниям//Из истории Кунсткамеры. 1941—1945. СПб: МАЭ, 2003, с. 39-41.
  15. Попов В. А. Новые данные к научной биографии Д. А. Ольдерогге // Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. Вып. 6. СПб, 2011, с. 462.
  16. . (недоступная ссылка)
  17. Ольдерогге Д. А. Наброски по воспоминаниям//Из истории Кунсткамеры. 1941—1945. СПб: МАЭ, 2003, с. 38, 41-42.
  18. Попов В. А. Новые данные к научной биографии Д. А. Ольдерогге // Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. Вып. 6. СПб, 2011, с. 466.
  19. Краткие сообщения. Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая, № 1/1946, с. 117
  20. Попов В. А. Новые данные к научной биографии Д. А. Ольдерогге // Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. Вып. 6. СПб, 2011, с. 472—473.
  21. Осницкая И. . Дата обращения: 18 августа 2015. 5 марта 2016 года.
  22. A. Zhukov, P. J. Jaggar. Obituary. D.A. Olderogge//Studies in Hausa: Language and Linguistics. Routledge, 2015, p. xxix.
  23. Из истории науки и техники в странах Востока: сборник статей. Выпуск 2. М.: Издательство восточной литературы, 1961, с. 167.
  24. Д. А. Ольдерогге в письмах и воспоминаниях. СПб.: МАЭ РАН, 2003, с. 142.
  25. А. Б. Давидсон. Патриарх (Д. А. Ольдерогге)//Становление отечественной африканистики, 1920-е — начало 1960-х. М.: Наука, 2003, с. 66-67.
  26. К. П. Калиновская. Памяти Дмитрия Алексеевича Ольдерогге (к девяностолетию со дня рождения)//Этнографическое обозрение, № 2/1994, с. 141.
  27. Кочакова Н.Б. . Дата обращения: 18 августа 2015. 4 марта 2016 года.
  28. D. M. Bondarenko, V. A. Popov. Dmitri Olderogge and his place in the history of Russian African anthropology//Social Anthropology. Vol. 13, Issue 02, June 2005, p. 217.
  29. Корнеев С. Г. Научные связи Академии наук СССР со странами Азии и Африки. М.: Наука, с. 319.
  30. Африка в воспоминаниях ветеранов дипломатической службы Т.2. М.: Издательский дом «XXI век — согласие», 2001, с. 34-35.
  31. Корнеев С. Г. Научные связи Академии наук СССР со странами Азии и Африки. М.: Наука, с. 310.
  32. Л. Е. Куббель. Экспедиция советских лингвистов в Республику Мали//Вестник АН СССР, № 9/1964, с. 96-98.
  33. Д. А. Ольдерогге в письмах и воспоминаниях. СПб.: МАЭ РАН, 2003, с. 151—193.
  34. . Дата обращения: 18 августа 2015. 19 февраля 2016 года.
  35. . Дата обращения: 18 августа 2015. 13 мая 2016 года.
  36. А. Саможнев. . Дата обращения: 18 августа 2015. 24 сентября 2015 года.
  37. Д. А. Ольдерогге. Первый Всемирный Фестиваль негрских искусств в Дакаре//Советская этнография. № 3/1967, с. 145—154.
  38. . Дата обращения: 15 марта 2017. 13 декабря 2016 года.
  39. Д. А. Ольдерогге в письмах и воспоминаниях. СПб.: МАЭ РАН, 2003, с. 89.
  40. А. Б. Давидсон. Патриарх (Д. А. Ольдерогге)//Становление отечественной африканистики, 1920-е — начало 1960-х. М.: Наука, 2003, с. 59
  41. Д. А. Ольдерогге в письмах и воспоминаниях. СПб.: МАЭ РАН, 2003, с. 63.
  42. . Дата обращения: 18 августа 2015. 24 апреля 2016 года.
  43. . 1 июня 2016 года.
  44. А. А. Жуков. Африканистика в университете//Очерки по истории Ленинградского университета. IV. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982, с. 109.
  45. Попов В. А. Новые данные к научной биографии Д. А. Ольдерогге // Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. Вып. 6. СПб, 2011, с. 467, 473.
  46. . Дата обращения: 7 января 2023. 7 января 2023 года.
  47. Д. А. Ольдерогге в письмах и воспоминаниях. СПб.: МАЭ РАН, 2003, с. 24.
  48. Попов В. А. Новые данные к научной биографии Д. А. Ольдерогге // Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. Вып. 6. СПб, 2011, с. 462—463.
  49. . Дата обращения: 7 ноября 2022. 2 апреля 2022 года.
  50. Попов В. А. Новые данные к научной биографии Д. А. Ольдерогге // Немцы в Санкт-Петербурге: биографический аспект. Вып. 6. СПб, 2011, с. 464—465.
  51. А. Б. Давидсон. Патриарх (Д. А. Ольдерогге)//Становление отечественной африканистики, 1920-е — начало 1960-х. М.: Наука, 2003, с. 63.
  52. В. Р. Арсеньев. Д. А. Ольдерогге и «Ленинградская школа африканистики»// Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций: XXV Международная конференция «Источниковедение и историография стран Азии и Африки», 22-24 апреля 2009: тезисы докладов. СПб: Вост. фак. СПбГУ, 2009, с. 104—105.
  53. Филиппов В. Р. В поисках теории: у истоков отечественной африканистики//IX Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011, с. 48.
  54. В. А. Попов. Д. А. Ольдерогге как исследователь систем родства и социальной истории первобытности//Востоковедение и африканистика в диалоге цивилизаций: XXV Международная конференция «Источниковедение и историография стран Азии и Африки», 22-24 апреля 2009: тезисы докладов. СПб: Вост. фак. СПбГУ, 2009, с. 131—132.
  55. См., например: G. T. Childs. An introduction to African languages. John Benjamins Publishing, 2003, p. 35.
  56. Croft, W. Joseph Harold Greenberg//Biographical memoirs. Vol. 90. Washington, D.C.: The National Academies Press, 2009, pp. 158—159.
  57. Merrit Ruhlen. A Guide to the World’s Languages: Classification. Stanford University Press, 1991, pp. 80-82.
  58. К. П. Калиновская. Памяти Дмитрия Алексеевича Ольдерогге (к девяностолетию со дня рождения)//Этнографическое обозрение, № 2/1994, с. 144.
  59. Мячина Е. Н., Охотина Н. В. Дмитрий Алексеевич Ольдерогге // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка, № 5. М.: Изд-во АН СССР, 1973, с. 465.
  60. ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Труды Института лингвистических исследований. Т. II, ч. 2. СПб.: Наука, 2006, с. 7.
  61. Сиим А. Ю. Отечественная африканистика: первый выход на международную музейную сцену // Африканский сборник-2007. СПб.: Наука, 2008, с. 514, 516—517.
  62. Арсеньев В. Р. Бамбара: культурная среда и овеществленный мир западносуданского этноса в коллекциях МАЭ РАН. СПб: Кунсткамера, 2011, с. 75-76.
  63. Иванова Е.И. . Дата обращения: 18 августа 2015. 4 марта 2016 года.
  64. Татаровская И. Г. Д. А. Ольдерогге и его вклад в исследование мировоззрения африканских народов (на материале фольклора народов Африки)//Труды СГА, № 2/2010, с. 130—131, 134.

Литература

  • Ольдерогге Дмитрий Алексеевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Давидсон А. Б. Патриарх отечественной африканистики: Из воспоминаний о Д. А. Ольдерогге // Восток . 1993. № 2;
  • Калиновская К. П. Памяти Д. А. Ольдерогге посвящается. К девяностолетию со дня рождения // Этнографическое обозрение . 1994. № 2;
  • Осницкая И. А. Голштинский род Ольдерогге на службе России // Курьер Петровской Кунсткамеры. СПб., 1995. Вып. 2/3;
  • Ethnologica africana. Памяти Дмитрия Алексеевича Ольдерогге. М., 2002;
  • Д. А. Ольдерогге в письмах и воспоминаниях. СПб., 2003;
  • Попов В. А. Д. А. Ольдерогге: шеф отечественной африканистики // Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ в. М., 2004.

Ссылки

Источник —

Same as Ольдерогге, Дмитрий Алексеевич