Interested Article - Неолитическая революция

Центры зарождения и пути распространения сельского хозяйства: Плодородный полумесяц (9 тыс. лет до н. э.), долины рек Янцзы и Хуанхэ (7 тыс. лет до н. э.), высокогорья Новой Гвинеи (7-4 тыс. лет до н. э.), Центральная Мексика (3-2 тыс. лет до н. э.), северо-запад Южной Америки (3-2 тыс. лет до н. э.), Африка южнее Сахары (3-2 тыс. лет до н. э.), долина Миссисипи (2-1 тыс. лет до н. э.)
Распространение земледелия из Плодородного полумесяца по территории Европы с датами
Центры происхождения культурных растений, выявленные Н. И. Вавиловым : 1. Центральноамериканский, 2. Южноамериканский, 3. Средиземноморский, 4. Переднеазиатский, 5. Абиссинский, 6. Среднеазиатский, 7. Индостанский, 7A. Юго-восточноазиатский, 8. Восточноазиатский

Неолити́ческая револю́ция, неолитиза́ция, или Первая аграрная революция — переход человечества от присваивающего хозяйства («экономика охотников и собирателей ») к производящей экономике , имеющей в своём составе сельскохозяйственные подотрасли ( земледелие , животноводство ), а также выделяющееся в отдельную отрасль ремесло .

Понятие «неолитическая революция» впервые предложено британским археологом-марксистом Гордоном Чайлдом в 1923 году . Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита . Маленькие мобильные группы охотников и собирателей , господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита , осели в городах и посёлках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путём культивирования (в том числе ирригации ) и хранения собранного урожая в специально возведённых зданиях и сооружениях.

Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения , созданию сравнительно больших вооружённых отрядов, охраняющих территорию, разделению труда , оживлению товарообмена, появлению права собственности , централизованной администрации , политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода , который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века . Но неолитическую революцию можно также трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой , отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса .

По данным археологии , одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах . Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток , где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад [ неопределённость ] .

Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разных культур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества .

В марксистской историографии (академик Г. Б. Поляк, профессор А. Н. Маркова) события неолитической революции рассматриваются сквозь призму двух крупнейших стадий разделения труда : разделение земледелия и скотоводства и отделение от них ремесла.

Теории генезиса земледелия

Существует несколько конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия. Наиболее распространёнными считаются следующие.

Неолитический шумерский серп (из обожжённой глины)
  • Теория « оазисов », приверженцем которой был сам Гордон Чайлд . Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода , которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы , где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.
  • Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране , где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены .
  • Теория « фиесты » допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест . Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков , часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.
  • « Демографическая теория», предложенная Карлом Зауэром , предполагает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию. Местных ресурсов диких растений не хватало для прокорма возросшего числа людей, и тогда их стали культивировать .
  • Теория «целенаправленной эволюции» рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошёл специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.
  • Ещё один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства .

Первые культурные растения

Река Тигр видна со стен Диярбакыра – начало «Плодородного Полумесяца»

Первые попытки культивирования некоторых растений были предприняты около 10 тыс. лет назад. Успешными и важными по своим последствиям для истории человечества оказались ячмень и пшеница , окультуренные в эту же эпоху в районе плодородного полумесяца на Ближнем Востоке . В эту же эпоху и в этом же регионе — в горах Загроса ( Ганджи-Даре и др.) — были одомашнены козы и овцы .

В раннем голоцене в Новой Гвинее начали разводить таро . Несколько позже, около 9 тыс. лет назад в юго-восточной Азии был одомашнен рис .

Последствия перехода к земледелию и скотоводству

Нэп-оф-Хауар , поселение земледельцев, датируемое 3500—3100 годами до н. э.

Целенаправленное выращивание растений создало условия для развития общества , что привело к появлению первых цивилизаций 3-му тысячелетию до н. э. ). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям . В эпоху неолита же возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую . Как отмечают, в ответ на потребности социальных изменений при переходе от первобытной охоты к земледелию происходит замена зооморфных богов антропоморфными с разной степенью снятия старых культов новыми .

В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта , Китая , Японии и древней Америки . Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к 3-му тысячелетию до н. э.

Вместе с тем, прогресс был не во всём безусловен. До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счёт охоты и собирательства . Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности сообразно стратегии выживания, при которой выгодно именно охотиться. Первичная мегафауна , которую застал человек, могла и обеспечивала с запасом все потребности относительно малых по численности человеческих сообществ. При этом у охотников и собирателей в итоге были схожие моменты поведения с шимпанзе . Шимпанзе также умеют коллективно охотиться и проводят «рейды» с целью добычи мяса на мелких приматов — колобусов .

Напротив, земледелие, особенно до начала использования , предполагало тяжёлый механический труд (однако сопряжённый с гораздо меньшим риском, чем охота, и более продуктивный, чем также весьма трудоёмкое собирательство). Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зёрна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов (зато доступная постоянно, а не время от времени).

Питание пастушеских племён было менее сбалансированным, чем у охотников-собирателей; сельскохозяйственный труд требовал больших трудозатрат для самообеспечения (рабочая неделя охотников-собирателей составляла около 20 часов в неделю). Как результат, средний рост людей, составлявший в доземледельческом неолите 5’10" (178 см) для мужчин и 5’6" (168 см) для женщин, снизился за несколько тысяч лет до 5’5" (165 см) и 5’1" (155 см) соответственно, и вернулся к прежним величинам только в последние 100 лет . После неолитической революции люди стали больше страдать анемией и недостатком витаминов; участились деформации позвоночника и болезни зубов .

Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно более обильным, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени , сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей (за счёт той же численности, а также привычки к организации). Главное же — продукты земледелия можно было откладывать про запас, так что питание было более стабильным и равномерным, в то время, как в климате с чётко выраженной сезонностью (лето и зима, дождливый и сухой сезон) у охотников-собирателей доступ к пище весьма варьировался в зависимости от времени года.

Таким образом создались и условия для внешней агрессии. Охотники-собиратели часто бывают воинственны, но при этом их воинственность ограничивается территориальностью — желанием оградить свою территорию от конкурентов. Примитивных земледельцев же перенаселение и быстрое истощение почвы при примитивных способах хозяйствования толкали на миграции в поисках новых земель, при этом провиант в виде зерна был весьма портативен и мог быть сравнительно легко перемещён с места на место. Такие переселения примитивных земледельцев, уже освоивших производящее хозяйство, но ещё не выработавших развитой государственности и рабовладения или иных форм личной зависимости, нередко заканчивались геноцидом , поскольку население захваченной территории рассматривалось исключительно как помеха и подлежало уничтожению . Именно с появлением земледелия и связанным с этим резким увеличением численности отдельных групп людей, сумевших достичь доминирования на обширных территориях, современные исследователи связывают формирование так называемых «больших рас » человечества. Там же, где население ввиду изоляции и сверхблагоприятных природных условий сохранило быт охотников-собирателей, оно так и осталось мозаичным, полиморфным — нивелирования расовых признаков на основе численного превосходства носителей конкретного расового типа, оттеснивших прочие группы на окраины ареала, там не произошло.

Известный автор научно-популярных книг Джаред Даймонд в своей статье 1987 года под названием «Главная ошибка в истории человечества» писал, что переход к земледелию не только привёл к менее сбалансированному питанию, но, кроме того, земледельцы зависели от весьма ограниченного числа сельскохозяйственных культур, и поэтому подвергались серьёзному риску умереть от голода в случае неурожая одной из культур. Также, поскольку земледелие способствовало увеличению плотности населения, то оно привело к распространению паразитов и инфекционных болезней. Земледелие также способствовало возникновению классового неравенства и неравенства полов. Поэтому, пишет Джаред Даймонд, с началом агрокультуры положение большинства населения только ухудшилось :

Для жителей богатых стран вроде США превозносить достоинства охотников-собирателей кажется смехотворным. Но американцы — это элита, зависимая от нефти и минералов, которые часто необходимо импортировать из стран, в которых у людей гораздо хуже со здоровьем и питанием. Если бы у человека был выбор между эфиопским крестьянином и бушменом-собирателем из пустыни Калахари, то, как вы думаете, что было бы лучшим выбором?... Образ жизни охотников-собирателей был самым удачным за всё время существования человечества, а срок самой их жизни был самым долгим. А мы до сих пор сражаемся с тем хаосом, в который ввергла нас агрокультура, и совершенно непонятно, сможем ли мы когда-нибудь разрешить эту проблему.

Джеймс Скотт также считал , что переход от собирательства к земледелию был бедой для человечества.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 марта 2014. 20 октября 2013 года.
  2. . Дата обращения: 6 апреля 2009. 31 октября 2004 года.
  3. 1 января 2011 года.
  4. 18 июня 2008 года.
  5. Gordon Childe. Man Makes Himself (англ.) . — Oxford University Press , 1936.
  6. Charles E. Redman. (англ.) . — San Francisco: Freeman, 1978.
  7. Hayden, Brian. Models of Domestication // Transitions to Agriculture in Prehistory (неопр.) / Anne Birgitte Gebauer and T. Douglas Price. — Madison: Prehistory Press, 1992. — С. 11—18.
  8. Sauer, Carl, O. Agricultural origins and dispersals (неопр.) . — Cambridge, MA, 1952.
  9. Binford, Lewis R. Post-Pleistocene Adaptations // (неопр.) / Sally R. Binford and Lewis R. Binford. — Chicago: Aldine Publishing Company, 1968. — С. —342.
  10. Rindos, David. The Origins of Agriculture: An Evolutionary Perspective (англ.) . — Academic Press , 1987. — ISBN 978-0125892810 ).
  11. Wright. (неопр.) . — Anansi, 2004. — ISBN 0-88784-706-4 ).
  12. Jorge Dubcovsky and Jan Dvorak, «Genome Plasticity a Key Factor in the Success of Polyploid Wheat Under Domestication», Science 316 [Issue 5833], p. 1862, 29 June 2007
  13. Saltini Antonio. I semi della civiltà. Grano, riso e mais nella storia delle società umane,, prefazione di Luigi Bernabò Brea Avenue Media, Bologna 1996
  14. Hirst, K. Kris. [archaeology.about.com/od/domestications/qt/goats.htm «The History of the Domestication of Goats».] . Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано из 7 июля 2008 года. About.com . Accessed August 18, 2008.
  15. Naderi et al. The goat domestication process inferred from large-scale mitochondrial DNA analysis of wild and domestic individuals (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 2008. — 18 November ( vol. 105 , no. 46 ). — P. 17659—17664 . — doi : .
  16. . Дата обращения: 8 апреля 2009. 22 марта 2009 года.
  17. Denham, Tim P.; et al. Origins of Agriculture at Kuk Swamp in the Highlands of New Guinea (англ.) // Science : journal. — 2003. — Vol. 301 , no. 5630 . — P. 189—193 . — doi : . — .
  18. Vaughan et al . The evolving story of rice evolution (англ.) // Plant Science . — Elsevier , 2008. — Vol. 174 , no. 4 . — P. 394—408 . — doi : .
  19. Дата обращения: 8 апреля 2009. 27 мая 2014 года.
  20. . Дата обращения: 23 августа 2014. 28 января 2015 года.
  21. . Дата обращения: 9 февраля 2018. 18 февраля 2018 года.
  22. Hermanussen, Michael; Poustka, Fritz. (неопр.) // Hormones (Athens). — Т. 2 , № 3 . — С. 175—178 . — doi : . — . 2 апреля 2012 года.
  23. Michael Shermer . The Borderlands of Science (англ.) . — Oxford University Press , 2001. — P. 250.
  24. С. Дробышевский , научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к. б. н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени Ломоносова. от 30 января 2016 на Wayback Machine .
  25. от 14 июля 2017 на Wayback Machine (The Worst Mistake in the History of the Human Race, 1987)

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Неолитическая революция