Interested Article - The Weavers

The Weavers американская фолк -группа, образовавшаяся в 1948 году в Гринвич Виллидж , Нью-Йорк , и оказавшая значительное влияние на развитие современной музыки, положив начало фолк-буму 1950—1960-х годов и став (согласно Allmusic ) ключевым звеном, которое связало фолк-сцену с поп-культурой . Квартет, в репертуар которого входил традиционный фолк , версии народных песен разных стран мира, блюз , госпел , рабочие гимны и детские песни , прошёл короткий, но драматический путь — от огромной коммерческой популярности до полного неприятия, став жертвой маккартизма и развернувшейся в начале 1950-х годов « охоты на ведьм ».

Пластинки и концерты The Weavers способствовали популяризации песен, которые впоследствии приобрели статус «стандартов»: в их числе — « Goodnight, Irene » (13 недель #1 US) , « On Top of Old Smoky », «Follow the Drinking Gourd», « », «The Wreck of the John B» (известная также как «Sloop John B»), « », « Midnight Special », «Pay Me My Money Down», «Darling Corey».

История группы

The Weavers образовались в 1948 году в составе: Ронни Гилберт ( англ. Ronnie Gilbert ), Ли Хэйз англ. Lee Hays ), Фред Хеллерман ( англ. Fred Hellerman ) и Пит Сигер англ. Pete Seeger ); последний в 1940—1941-х годах возглавлял ансамбль , в состав которого (наряду с Вуди Гатри и Миллардом Лэмпеллом) входил Хэйз . Хеллерман и Гилберт познакомились с Сигером и Хэйзом будучи участниками «Народной песни» ( англ. People’s Songs ) — кружка авторов и исполнителей, встречавшихся в 1946 году в подвале дома Сигера в Гринвич Виллидж. В 1948 году Хэйз предложил собрать коллектив, аналогичный Almanac Singers, но более организованный и сплочённый.

Некоторое время группа была квинтетом (с Джекки Гибсоном, позже состав покинувшим) и выступала как The No-Name Quartet (сначала в нью-йоркских клубах, а затем на радио, при поддержке фолк-певца Оскара Бранда). Затем, став квартетом, приняла название The Weavers ( рус. Ткачи ), заимствовав его у пьесы Герхарта Гауптмана (1892) .

Поражение левых. Первые трудности

Некоторое время People’s Songs считались перспективным творческим союзом: свои надежды он связывал с президентской кампанией Генри Уоллеса и Глена Тейлора. Однако после поражения тандема на выборах 1948 года у квартета начались трудности: некоторое время он не мог найти себе постоянную работу.

Первый же год существования группы явился для неё испытанием. Предполагалось, что основной сферой её деятельности будет поддержка профсоюзных съездов, акций и других «прогрессивных» мероприятий, но после поражения Уоллеса выяснилось, что таковых просто не происходит. 1949 год ознаменовался контратакой правых сил в Конгрессе. В некоторых случаях группе приходилось выдерживать физические атаки: например, летом 1949 года на концерте в Пикскилле, Нью-Йорк, в зале началась драка, инициированная группами ветеранов, которых возмутило присутствие на сцене Поля Робсона .

Группа получала в лучшем случае $15 за концерт (в основном, выступая в школах с детским репертуаром) и на большее претендовать не могла. Тем не менее, The Weavers сделали летом и ранней осенью 1949 года несколько записей для небольшого лейбла Charter Records, которым руководил Марио Касетта ( англ. Mario Casetta ), в недавнем прошлом — союзник People’s Songs , но почти все они оказались неизданными: из-за финансовых трудностей фирма в 1950 году закрылась .

Vanguard Club

Почти отчаявшись выжить в сложившейся ситуации, группа накануне Рождества 1949 года пришла на прослушивание в Village Vanguard , нью-йоркский клуб, которым владел Макс Гордон, специалист по джазу . The Weavers имели такой успех, что клуб продлил с ним контракт до начала следующего лета, выплачивая по $250 в неделю. Как отмечали впоследствии специалисты по истории современной музыки, фолк к этому времени стал «артовой» формой музыкального искусства, замкнутой в рамках академической среды. The Weavers предложили публике нечто, до тех пор неслыханное: совершенно бесхитростную и искреннюю манеру исполнения народных песен .

Полгода, проведённые в Vanguard , оказались поворотными в карьере группы. Статус клуба и стремительно растущая популярность группы привели к появлению о ней множества хвалебных статей в прессе. Музыканты познакомились с молодым издателем Харольдом Левенталем, который в свою очередь свёл их с менеджером Питом Камероном ( англ. Pete Kameron ). Одновременно на The Weavers обратил внимание , один из ведущих аранжировщиков и оркестровых руководителей тех лет. Дженкинс привел квартет в офис Decca Records (компании, с которой в тот момент работал по контракту), на прослушивание к главе компании Дэйву Кэппу ( англ. Dave Kapp ). Выступление The Weavers произвело на присутствующих сильнейшее впечатление, но некоторые (согласно биографии на Allmusic) «никто не мог понять, что делать с белыми исполнителями, работающими в столь широком жанровом диапазоне» . Decca спохватилась лишь после того, как Митч Миллер из Columbia Records предложил группе сотрудничество и — по настоянию, опять-таки, Дженкинса — наконец подписала контракт.

Контракт с Decca

Первый релиз группы на Decca, сборник рождественских песен, выпущенных долгоиграющей пластинкой в 10"-формате, не привлек к себе внимания. Но уже вторая студийная сессия The Weavers 1950 года, проведённая вскоре после ухода квартета из клуба Vanguard , стала прорывной. Сначала «Tzena Tzena Tzena», в 1941 году написанная на иврите И. Мироном ( англ. Issachar Miron ) и Дж. Хаггес ( англ. Jehiel Hagges ) и позже аранжированная Гордоном Дженкинсом , поднялась до #2 в списках бестселлеров журнала Billboard .

Затем «Goodnight Irene», песня из репертуара Ледбелли , записанная 26 мая 1950 года , 30 июня возглавила хит-парад и продержалась на его вершине 13 недель. В конечном итоге обе песни были выпущены двух-А-сторонним синглом, который разошёлся двухмиллионым тиражом .

Пит Сигер, 1955 год

Этот успех оказался неожиданным для самых музыкантов. Незадолго до этого вышедшая замуж Гилберт вспоминала, что, отправившись в свадебное путешествие: не могла поверить своим ушам: песню «Tzena Tzena Tzena» играли и музыкальные автоматы, и радиостанции. Более того, вскоре ей пришлось прервать поездку и вернуться в Нью-Йорк: группе необходимо было выполнять концертные обязательства, которых у менеджера Камерона внезапно возникло множество.

В 1950 году в хит-парад вошёл также сингл «The Roving Kind—Pop» (#11). За ним последовали аранжированная Сигером народная песня предположительно из региона Аппалачей « On Top of Old Smokey » (#1 Cash Box, #2 Billboard, #8 Country chart, июнь 1951), записанная и выпущенная под псевдонимом Joel Newman and Paul Campbell «Kisses Sweeter than Wine» (#19, 1951), композиция Вуди Гатри «So Long (It’s Been to Know Yuh)» (#4 Billboard), записанная в Чикаго «When the Saints Go Marching In» (#27, 1951) и « Wimoweh », чант племени Зулу , аранжированный Сигером (#14, 1951) .

Сохранилось немного документальных кадров с выступлениям группы. The Weavers снялись в мюзикле «Disc Jockey» (1951) и засняли пять своих хитов — «Goodnight, Irene», «Tzena, Tzena, Tzena», «So Long», «Around the World» и «The Roving Kind» — для телепродюсера Лу Снейдера.

Позже многие критиковали Дженкинса за то, что тот использовал аранжировки со струнными и духовыми инструментами, заметно «расширяя» звучание квартета — в частности, в оригинальных версиях таких песен, как « Goodnight Irene », « Midnight Special » и «Wimoweh». Но, как отмечается в биографии на Allmusic, в то время против этого не возражали ни публика, ни сами музыканты. Напротив, участники группы говорили о том, что им доставил огромное моральное удовлетворение коммерческий успех «Goodnight Irene» (за что благодарить следовало прежде всего Дженкинса с его «пышной» аранжировкой), пусть даже через год после смерти Ледбелли, который так и не дождался этого триумфа. Decca также активно экспериментировала с форматами и аранжировкам; для участия в записи «On Top of Old Smoky» был приглашен фолк-сингер Терри Гилкисон .

1950—1952: годы маккартизма

В течение всего времени, пока группа была на взлёте, менеджер Камерон прилагал все усилия, чтобы к её репертуару никто не мог придраться. Не подписывал он её и к политическим мероприятиям. Более того, концерты The Weavers в политическом отношении были настолько безобидными, что высмеивались левой прессой; в частности, их критиковал (на страницах журнала Sing Out!) бывший коллега Сигера и Хэйза по «Народной песне» Ирвин Зильбер.

Но летом 1950 года, в тот самый момент, когда The Weavers получили предложение вести на телевидении собственную 15-минутную еженедельную программу, антикоммунистическая газета Red Channels выступила с осуждением группы, подвергнув сомнению политическую благонадёжность её участников .

Интерес к группе со стороны концертных промоутеров резко сошёл на нет. Группу не приняли на телевидение. Правда, она записала несколько выступлений для Snader TV и продолжала пользоваться коммерческим успехом: в 1951 году материал The Weavers разошёлся двухмиллионным тиражом, в основном благодаря успеху «Kisses Sweeter Than Wine», версии ирландской народной песни, которую участникам группы также «подарил» Ледбелли.

Но к этому времени The Weavers уже находились под наблюдением ФБР как «сочувствующие коммунистам». Первые проблемы такого рода у Сигера и Хэйза начались ещё в Almanach Singers. Сначала они, будучи коммунистами, выступали с пацифистских позиций, затем, после вторжения нацистской Германии в СССР, изменили свои взгляды на противоположные, за что уже тогда подверглись критике. Во время Второй мировой войны и после неё Сигер и Хэйз активно поддерживали движение левых, в частности, по вопросам разоружения, борьбы за гражданские права и права рабочих . Постепенно за ними прочно закрепилась репутация «коммунистов», проповедовавших опасные, подрывные идеи.

В течение двух лет Камерон ухитрялся обеспечивать группу работой, в основном в маленьких клубах на северо-востоке США, но и здесь каждый раз, когда объявлялось о приезде Weavers, владельцы клубов получали массу угроз в письмах и по телефону.

Распад и воссоединение

К концу 1952 года группа решила прекратить свою деятельность. Decca больше не хотела их записывать, потому что было практически невозможно даже поставлять их пластинки в магазины, на радио их песни больше не звучали. Лейбл продолжал платить музыкантам деньги до окончания их контракта, который истёк в 1953 году .

В течение следующих трёх казалось, что о группе забыли: её пластинок не было в магазинах, песни не звучали в радиоэфире. Ронни Гилберт с мужем переехала в Калифорнию, Фред Хеллерман стал преподавать музыку, Ли Хэйз на радио взялся за сочинение рекламных роликов. Лишь Пит Сигер продолжал выступать — в тех немногочисленных студенческих залах, которые соглашались принять его.

Но в 1955 году Харольд Левенталь предложил квартету воссоединиться и дать хотя был один концерт. Попытка забронировать с этой целью нью-йоркский Town Hall оказалась безуспешной: для большинства поп-промоутеров группа по-прежнему оставалась «запрещённой». И тогда Левенталь пошёл на авантюрный шаг, 9 лет спустя повторённый Брайаном Эпстайном : он забронировал Карнеги-холл , чьё руководство было до такой степени далеко от политики и погружено в мир классической музыки, что не задумывалось о возможных последствиях. Реюнион The Weavers прошёл с аншлагом, концерт был записан и плёнка была издана Vanguard Records, небольшим, но предприимчивым лейблом, руководители которого, братья Мэйнард и Сеймур Соломоны проводили крайне независимую политику.

Альбом At Carnegie Hall имел успех, последовало продолжение (Vol.2), после чего лейбл заключил с квартетом полноценный контракт. Записи Vanguard, отмеченные простым звучанием, без добавления наложенных партий, оцениваются специалистами (как отмечает Allmusic) более высоко, чем материал Decca.

Уход Пита Сигера

В 1958 году, разочарованный решением группы принять участие в записи телевизионного ролика, рекламировавшего табачные изделия, Пит Сигер покинул состав и начал сольную карьеру. К этому времени сенатор Маккарти окончательно себя дискредитировал и правые (по выражению Allmusic) «ушли в глухую защиту» . В США уже активно развивалась фолк-сцена, возникшая практически под влиянием The Weavers: её ведущими представилеями были (во главе с Терри Гилкисоном; здесь же играли двое участников «People’s Songs», Фрэнк Миллер и Ричард Дёр), и Kingston Trio , чей хит «Tom Dooley» (1958) считается основным стимулом последовавшего затем фолк-бума. В новой обстановке даже «отягощённый репутацией диссидента-ветерана» Пит Сигер сумел без труда получить контракт в Columbia Records.

В состав The Weavers по рекомендации Сигера вошёл Эрик Дарлинг, участник группы : он оставался участником коллектива вплоть до июня 1962, после чего начал соло-карьеру (а позже вошёл в состав джаз-фолк-трио ). Сменивший его Фрэнк Хэмилтон провёл в группе менее года: он объявил об уходе незадолго до того, как Weavers должны были отметить своё 15-летние двумя концертами в Карнеги-холле в марте 1963 года.

Фолк-певец (позже — один из тех, кто первыми использовал муг-синтезатор в популярной музыке) был последним, кто занял «кресло Сигера». В 1964 году The Weavers распались окончательно, дав в Карнеги-холл прощальный концерт.

После распада

Пит Сигер, 2007

После 1964 года в центре внимания музыкальной общественности продолжал оставаться лишь Пит Сигер. Именно он, признанный мэтр, представил начинающего автора Боба Дилана солидной фолк-аудитории. Позже получили определённый резонанс и некоторые его новые песни, в частности, «Waist Deep in the Big Muddy» о вьетнамской войне.

Определённый успех выпал и на долю Хэйза: песня «Wreck of the John B», написанная им в соавторстве с Карлом Сэндбергом , под новым заголовком, «Sloop John B» стала хитом в исполнении Beach Boys . Позже Хэйз стал своего рода ментором Дона Маклина ; последний выступал также и с Питом Сигером.

В ноябре 1980 года квартет в оригинальном составе дал два концерта в Карнеги-холле: об этом попросил Хэйз, выехавший на сцену в инвалидном кресле (он умер год спустя). Записи этого концерта были использованы в фильме «Wasn’t That a Time», документировавший историю Weavers. В 1988 году вышла биографическая книга Дори Уилленс о Хэйзе «Lonesome Traveler».

Ронни Гилберт, 2006

Ронни Гилберт после распада группы занялась изучением психологии. Позже она время от времени продолжала гастролировать по США с сольными выступлениями.

Эрик Дарлинг умер 3 августа 2008 года в Чепел-хилле, Северная Каролина , в возрасте 74 лет.

В последние годы вышли два бокс-сета: Wasn’t That a Time (Vanguard), куда вошли записи 1950—1964 годов и Goodnight Irene: The Weavers 1949—1953 (Bear Family). Двойной CD Kisses Sweeter Than Wine , собравший ранее не выпускавшийся материал 1950—1953 годов вышел на Omega Records (лейбле-правопреемнике Vanguard Records).

В 2001 году The Weavers были введены в Vocal Group Hall of Fame . В феврале 2006 года группа получила Grammy (Lifetime Achievement Award); награда была вручена Ронни Гилберт и Фреду Хеллерману, приехавшим на церемонию.

Дискография

Альбомы (избранное)

  • 1952 — We Wish You a Merry Christmas (Universal Special Products)
  • 1957 — The Weavers at Carnegie Hall [live] (Vanguard)
  • 1959 — Traveling on With the Weavers
  • 1959 — Folk Songs Around the World (Decca)
  • 1960 — The Weavers at Carnegie Hall, Vol. 2 [live] (Vanguard)
  • 1962 — The Weavers at Home
  • 1963 — Reunion at Carnegie Hall, 1963 [live] (AP Records)
  • 1963 — The Reunion at Carnegie Hall, 1963, Pt. 2 [live] (Vanguard)
  • 1963 — The Weavers' Almanac
  • 1965 — Songbook
  • 1970 — The Weavers on Tour [live]
  • 1984 — Together Again Loom Records
  • 1995 — Goodnight Irene (Universal Special Products)

Примечания

  1. Bruce Eder. . www.allmusic.com. Дата обращения: 3 декабря 2009. 12 апреля 2012 года.
  2. (англ.) . — en.citizendium.org. Дата обращения: 14 декабря 2009. 12 апреля 2012 года.
  3. . www.waynesthisandthat.com. Дата обращения: 3 мая 2010. 12 апреля 2012 года.
  4. Bruce Eder. . www.allmusic.com. Дата обращения: 3 декабря 2009. 12 апреля 2012 года.
  5. [folkmusic.about.com/od/artistsaz/p/TheWeavers.htm The Weavers] (англ.) . — folkmusic.about.com. Дата обращения: 14 декабря 2009. 12 апреля 2012 года.
  6. The Best of the Decca Years, Decca Records, 1996, комментарий Джозефа Ф. Ларедо
  7. (англ.) . — www.allmusic.com. Дата обращения: 2 декабря 2009. 12 апреля 2012 года.

Ссылки

Источник —

Same as The Weavers