Культура Нидерландов
- 1 year ago
- 0
- 0
Нгати Маниапото — племя ( иви ) маори , живущее в районе Уаикато -Уаитомо на Северном острове Новой Зеландии . Он является частью конфедерации Таинуи , члены которой ведут свою родословную от людей, прибывших в Новую Зеландию на вака (каноэ) Таинуи. Перепись населения Новой Зеландии 2006 года показала, что племя Нгати Маниапото насчитывает 33 627 членов , что делает её 7-й по величине иви в Новой Зеландии.
Традиционная устная история маори сообщает, что полинезийские поселенцы, которые стали маори примерно в XIII веке , прибыли на разных больших каноэ (вака) , от которых племена сегодня прослеживают свои родословные. Предки Нгати Маниапото, как и предки других племен (включая Нгати Раукава и Уаикато), прибыли на каноэ Таинуи . Племя обязано своим названием Маниапото, вождю, жившему в XVII веке . Хапу (роды) Нгати Маниапото действительно признают в нём общего предка .
Первые пакеха (европейцы) поселились в Новой Зеландии за десятилетия до аннексии этих островов Британской империей в 1840 году. Таким образом, миссионеры проповедовали на земле Нгати Маниапото в 1830-х годах. Луи Хетет женился на Те Рангитуатахи, дочь вождя Таонуи Хикаки, поселилась недалеко от Те Куити в начале 1840-х гг. Он основал мукомольные фабрики, а племя занялось сельскохозяйственным производством, позволяющим вести успешную торговлю с пакехой: пшеница, овес, лен и свиноводство. Ngati Maniapoto также приобретает четыре внешнеторговых судна: Rere-wiki, Parininihi, Re-wini и Aotearoa. Других пакеха приветствуют на землях племен, они основывают смешанные семьи. Вожди Нгати Маниапото были среди сторон, подписавших Договор Вайтанги в 1840 году, уступив свой суверенитет британской короне в обмен на признание права собственности на свою землю и доступ к статусу британских граждан .
В 1850-х годах Нгати Маниапото договорились с соседними племенами отказаться от дальнейшей продажи земли поселенцам за пределами своих общин, поскольку все больше и больше из них прибывали из Великобритании. В 1857 году племя признало Kingitanga, движение конфедерации племен региона под властью «короля», Потатау Те Фероферо , чтобы лучше противостоять расширению британской колонии на их землях. Таким образом, племя Нгати Маниапото принимали участие в войнах Таранаки (1860—1861) и Уаикато (1863—1864). Вождь Реви Маниапото возглавил силы Кингитанги для защиты па (укрепленной деревни) Оракау в 1864 году. Эти войны, однако, закончились поражением маори, которые потеряли многие из своих земель и отступили на «королевскую территорию» (страна королей), где маори сохранили автономию на некоторое время. Поэтому второй король маори Тафиао проживает на землях Нгати Маниапото. Эта территория не открывалась для контакта с пакеха до 1883 года. Строительство дорог и железных дорог постепенно интегрировало её с остальной частью страны .
В XX веке Пеи Те Хуринуи Джонс (1898—1976) и Дама Рангимари Хетет (1892—1995) играли важную роль в сохранении и возрождении племенной культуры и культуры маори в целом. Первый издает работы по истории и генеалогии племени и помогает сэру Апирана Нгата в публикации сборника традиционных песен, который остается «богатым источником классического языка маори». Вторая известна «своим талантом и знаниями в искусстве ткачества», знаниями, которыми она делится с молодыми поколениями за пределами своего племени. Оба награждены Орденом Британской Империи за заслуги перед культурой маори. Однако в то же время многие люди (особенно молодежь) покидают племенные земли в процессе урбанизации после Второй мировой войны .
В 1988 году был учрежден траст племени с функцией «сохранения и защиты самобытности, целостности и интересов племени маниапото». В этом ему советует «совет старейшин» (Te Mauri o Maniapoto) .
В 2010-х годах племя насчитывало около 35 000 членов, что делало его одним из крупнейших в стране. Он насчитывает более сорока мараэ, главный из которых, Те Токанга-нуи-а-нохо, находится в Те Куити, «и остается средоточием племенной идентичности». Племя является одним из последних, кто не урегулировал спор с новозеландской короной (то есть с правительством) по поводу экспроприации его земли в 1860-х годах в результате войн маори и в нарушение Договор Вайтанги . В августе 2017 года племя подписало принципиальное соглашение с правительством Новой Зеландии о получении компенсации за эти экспроприации .